В этой статье вы узнаете:
- о жизни Мунка: как детские воспоминание повлияли его на дальнейшую жизнь;
- о столкновении консервативного течения и новой манеры живописи;
- что выражал Мунк в своих картинах;
- почему он был так популярен еще при жизни;
- о психических расстройствах художника и их причинах.
Детство и юность
Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в небогатой, но известной в культурных кругах семье: их дальним родственником был Якоб Мунк, известный художник-неоклассицист, ученик французского живописца Жака-Луи Давида.
Из-за того, что отец работал военным врачом, детство мальчика прошло в разъездах. Большую часть взросления будущий экспрессионист провел в Христиании (Осло), столице Норвегии.
С малых лет ребенка преследовали смерть, меланхолия и чувство обреченности. Когда мальчику было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. Отец, Кристиан Мунк, ушел в граничащую с фанатизмом, «доходящей до психоневроза» религиозность. Впечатлительный ребенок мучился по ночам от кошмаров из-за «проповедей» главы семейства с красочными описаниями ада. Чтобы сбежать от навязчивых образов, мальчик начал рисовать:
«Вернулся домой и хотел помириться с отцом. Он уже лег. Я тихонько открыл дверь в его комнату. Стоя на коленях перед постелью, отец молился. Таким я его никогда не видел. Я закрыл дверь и ушел к себе. Мною овладело беспокойство, я не мог заснуть.
Кончилось тем, что я взял блокнот и начал рисовать. Я написал отца на коленях перед постелью. Свеча на ночном столике бросала желтый свет на ночную рубашку. Я взял коробку с красками и написал все в красках. Наконец это мне удалось. Я спокойно лег в постель и быстро заснул.».
Когда Эдварду было пятнадцать, старшая сестра Софи, с которой у них были очень теплые и близкие отношения, тоже умерла от туберкулеза. Ее смерть сильно потрясла брата. С этим событием многие биографы связывают разочарование художника в религии. Мальчик не мог осознать, почему, несмотря на молитвы отца, высшие силы не спасли Софию.
После смерти Софии младшей сестре Лауре доктора поставили диагноз шизофрения. Она умерла в дома призрения душевнобольных.
«От матери нам достались слабые легкие, а от от отца — слабые нервы», — отмечал потом Мунк.
Творческий путь
В 1879 году Эдвард, по настоянию отца, поступил в технический колледж, где преуспел в точных науках. Через год страсть к живописи все же взяла верх: юноша решает стать художником и поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Старший Мунк считал это занятие неподобающим. На сторону мальчика встала его тетушка Карен, которая всегда поощряла его склонность к изобразительному искусству.
Наставником Эдварда стал художник-натуралист Кристиан Крог. Он был знакомым Фрица Таулова, дальнего родственника Мунков и известного живописца, который поддержал молодого человека во время разногласий с отцом. Крог ввел юношу в круг столичной творческой интеллигенции и познакомил с писателем-анархистом Хансом Йегером. По признанию Эдварда Мунка, этот человек оказал влияние на его творчество. Писатель считал христианство пережитком, приносящим одни беды. Религиозность и ее заповеди делают людей сухими и жестокими. Половое влечение, напротив — тепло и высшее наслаждение, спасающие от одиночества. Добродетель человека заключается в его искренности.
Богемные замашки художника: дружба с молодыми нигилистами, увлечение алкоголем, хождение по ресторанам — раздражали отца Мунка и ухудшили и без того натянутые отношения.
Первой работой живописца стал «Этюд головы» в 1883 году в Дворцовом парке в Осло. На Осенней выставке того же года юноша представил «Девушку, разжигающую огонь в печи», написанную в реалистической манере. Картины не привлекли особого внимания, однако именно с них началось становление Мунка как живописца. При содействии Фрица Таулова в конце 1884 года художник получил стипендию и смог посетить Парижский салон.
Критика
На Осенней художественной выставке 1886 года Мунк представил картину «Больная девочка». В этой работе художник воплотил болезненный образ умирающей сестры Софи. Юная девушка с осунувшимся бледным лицом опирается на высоко поднятую подушку. Рядом с ней сидит женщина с опущенной головой, тетя художника Карен. Она сливается с темным фоном картины, символизирующим скорбь всего дома. Фигура девушки выделяется в этом полумраке, словно она — источник света.
Художнику позировала 11-летняя Бетти Нильсен. Она обратилась к отцу Эдварда за помощью, когда ее брат сломал ногу. Красивое взволнованное лицо и красные от слез глаза так восхитили Эдварда, что он попросил девочку стать натурщицей. Мунк написал полотно, проникнувшись философией Йегера и его призывом «писать свою жизнь». Для художника этот холст был личным. На нем юноша отразил воспоминания о болезни и смерти любимой сестры: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».
Критики были возмущены работой 23-летнего молодого человека. Картину назвали «выкидышем», «намалеванным» этюдом, а Мунка обвинили в отсутствии техники и нежелании развиваться:
«Ради самого Мунка мне хочется, чтобы его картина ««Больная девочка»» была снята с выставки. Не потому, что она менее свидетельствует о его даровании, чем его предыдущие работы, но потому, что показывает его лень в области саморазвития. ««Больная девочка»» в ее теперешнем виде — это испорченный, наполовину уже стертый набросок. Это неудача»;
«Тут речь идет уже не о характере, а о полубезумных бреднях, о настроении, возникающем при белой горячке, о бредовых галлюцинациях».
После шквала критики художник закрылся и последовал более консервативным направлениям. Он пишет портреты и пейзажи в стиле импрессионизма. Например, серию работ «комнат умирающего» и картину «Весна» 1889 года, в сюжете которой прослеживаются не только детские воспоминания о последних днях сестры, но и собственные ощущения живописца. В тот год художник тяжело болел.
В полотне сочетаются два направления. Большое количество деталей интерьера приближают его к реализму, а небрежность мазков — к импрессионизму. Как и в «Больной девочке», произведение с помощью цвета разделено на две части. Темные тона, олицетворяющие болезнь и смерть, постепенно перетекают в светлые. Градация цвета показывает переход от страданиям к белому небытию.
Смерть отца. Депрессия. Переосмысление творчества.
Осенью того же года Мунк отправился в Париж, где посещал уроки французского живописца Леона Бонна. Наставник высоко оценивал талант юноши, но не разделял его вольности в обращении с цветовой палитрой. Эдвард также активно экспериментировал со стилями. В картинах этого периода прослеживается влияние импрессионизма и пуантилизма 一 стилистического направления неоимпрессионизма. В основе обоих стилей лежит манера письма геометрическими раздельными мазками и отказ от смешения красок на полотне для достижения оптического эффекта.
В Париже свободное время художник посвящал не только музеям, экскурсиям и изучению классического искусства, но и выпивке:
«О Париже я ничего не помню. Помню только, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть.»
В конце 1889 года приходит известие о смерти Кристиана Мунка. Это событие стало для художником тяжелым испытанием. Из-за задержки письма Эдвард не успел на похороны отца. Он впал в депрессию, прекратил посещать уроки Бонна, ушел в себя и отдалился от друзей.
Художник посвятил покойному отцу «Ночь в Сен-Клу», одну из самых ярких картин парижского периода. Комната залита лунным светом, но в глубине, у окна, угадывается фигура человека. В этом образе искусствоведы видят как Кристиана Мунка в ожидании смерти, так и самого живописца.
В мае 1890-го года Эдвард вернулся домой, в Христианию, где прошла выставка его работ. Отзывы критиков были неоднозначными, но уже более теплыми. В конце года он опять вернулся во Францию.
В апреле 1892-го года Мунк посетил Салон Отверженных в Париже, где выставлялись Гоген и Ван Гог, которыми художник позже стал восхищаться. В этот период Мунк уже твердо шел собственным творческим путем. «Экспрессионистский» стиль художника обрел законченные черты: простые формы, символические сюжеты, драматические линии и большое внимание к цвету.
Фриз жизни. Берлинский период.
В 1892 году Эдвард Мунк выставлялся в родном Осло. Экспозиция поразила консервативного пейзажиста Адельстена Нормана. Он организовал показ картин экспрессиониста в Берлине. Разгорелся скандал: консервативное Объединение художников требовало отмены мероприятия «из уважения к искусству и честному труду». Молодые художники более прогрессивных взглядов были не согласны со старшими товарищами. Произошел конфликт, который привел к расколу внутри Объединения: группа художников и скульпторов, отвергающих господствующее академическое искусство, образовали Берлинский сецессион.
Художник, уже привыкший к желчным замечаниям критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией:
«Ты прославился скандалами», — сказал один из друзей живописца, когда они сидели вечеров в кабаке. «Разве это новость для тебя, что великий художник устраивает скандалы?», — ответил ему Мунк.
Событие бурно обсуждалось в прессе. Оно подняло Мунка еще на одну ступень славы, он стал предметом многих дискуссий и обсуждений. В это время искусство живописца пока мало кому нравилось, но интерес к личности стремительно возрастал. Количество друзей Мунка из творческой элиты увеличивалось. Это также способствовало его популярности.
В 1894 году в Германии об эксцентричном экспрессионисте уже выходили книги, ему же исполнился всего 31 год.
В Берлине Мунк познакомился с Альбертом Кольманом, богатым ценителем искусства. Их долгие беседы об оккультизме и духовности человека натолкнули живописца на мысль о создании серии полотен, которые он считал своим главным созданием.
На родине художник начал работу над циклом картин «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Мунк хотел изобразить этапы человеческого становления и бытия.
Серия состоит из 22-х полотен, разделенных на четыре «стадии»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть». В композицию вошли одни из самых известных картин художника, среди них: «Танец жизни», «Пепел», «Крик», «Мадонна», «Поцелуй» и др. Туда же экспрессионист включил многие работы, написанные им до появления идеи самого фриза. Полностью цикл был представлен единожды в 1902 году в галерее Берлинского сецессиона.
Личная жизнь и характер
Нрав живописца был сложный, переменчивый и неоднозначный. В нем сочетались, казалось бы, противоположные качества. Нервный и подозрительный, но с невероятным стремлением к свободе и острым чувством юмора, художник с легкостью вписывался в круг творческой богемы Осло, Парижа и Берлина. Его жизнь была наполнена тревогой и страхом. Единственным, в чем экспрессионист находил спасение от постоянных метаний и поисков — была живопись:
«Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать. Иногда я немного читаю. Люблю слушать музыку. Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой. Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Это бывает редко. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. Но я все равно работаю над своими картинами. Жду, когда придет желание писать. Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. Мне нужно знать, что они наготове. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Я страдаю бессонницей, и лучше писать, чем ворочаться в постели.».
Эдвард Мунк никогда не был женат и не имел детей. Живописец, страдавший манией преследования, в особенности не доверял женщинам: «Как с ними не обращайся, они все равно портят тебе жизнь. И больше всего тогда, когда ты пытаешься их избегать.» Причина может крыться в детстве художника. Вся женская половина семьи в воспоминаниях Мунка покинула его: мать и сестра София умерли, младшая Лаура была помещена в дом для душевнобольных, любимая тетя со временем начала все больше поддерживать его отца во время разногласий с сыном.
У живописца было три наиболее ярких и известных романа, каждый из которых оставил след в его творчестве.
Милли Таулов
В 1885 году юноша познакомился с Милли Таулов, женой брата Фрица Таулов, помогавшему молодому человеку в его начинаниях. Для девушки роман был лишь очередным кокетством, забавой: она не принимала, но и напрямую не отвергала ухаживания юноши. В это время Мунк, ранимый и впечатлительный, страдал и не находил себе места. К любовным мукам также добавлялись моральные терзания: связь с замужней женщиной нарушила моральные принципы глубоко религиозной семьи живописца.
Мнение о влияние Милли Таулов на творчество Мунка расходятся. Кто-то утверждает, что женщина никак не отразилась в искусстве художника, другие исследователи видят ее образ в картинах «Голос» и «Лунный свет».
Дагни Пшибышевская
В 1892 году в Берлине художник окунулся в жизнь артистического «андеграунда». Живописец познакомился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его будущей женой Дагни Юль, пианисткой, писательницей и переводчицей. Девушка была музой писателей и живописцев. Эдвард Мунк не стал исключением.
Исследователи допускают возможность их любовной связи. Встречаются три версии развития отношений Мунка и Юль: первая — замужество Дагни разбило живописцу сердце, вторая — брак Пшибышевских был открытым и оба имели связи на стороне, поэтому и для художника, и для пианистки их роман был больше порывом вдохновения, третья версия — из-за отсутствия прямых доказательств достоверно утверждать об их романтических отношениях нельзя.
Тем не менее, для живописца Юль была воплощением роковой женской натуры, сильной и хищной. На знаменитой и скандальной «Мадонне» изображена именно она. Обнаженная, со строгим лицом и холодным взглядом, на контрасте с которым над головой огнем горит нимб.
Тулла Ларсен
Самым болезненным и заметным в искусстве стал роман экспрессиониста с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен, начавшийся в 1898 году. Отношения были близкими и теплыми, но со временем странное поведение и навязчивость возлюбленной стали пугать и тяготить Мунка.
«Она — женщина того типа, с которым меня всегда сводит случай. Это женщины с длинным острым носом и тонкими узкими губами. Я терпеть не могу этот тип. Только я сяду рисовать, она звонит и просит прийти: “Приходи же, Эдвард. Здесь так уютно. Рисовать ты можешь и завтра.”»
Девушка почувствовала холодность любимого, и в 1902 году Ларсе попыталась покончить с собой. Художник разрывался между состраданием и опасениями, что поступок был очередной манипуляцией.
Спустя несколько дней между ними разгорелась ссора, закончившаяся простреленной рукой Мунка. Уставший от настойчивости девушки, он уехал в усадьбу Осгор, чтобы его ничто не отвлекало от рисования. Но спокойствие нарушил общий приятель возлюбленных, сообщивший, что Тулла лежит при смерти. Мунк немедленно поехал к Ларсен. Зайдя в помещении, Эдвард остолбенел. Посередине комнаты стоял гроб, в котором лежала девушка, облаченная в саван. Через минуту она вскочила, размахивая пистолетом. Художник попытался прекратить нелепую сцену, но любовница случайно прострелила ему палец.
После психическое здоровье живописца сильно ухудшилось. Мунк, которому и так тяжело было сходиться с людьми, стал еще более вспыльчивым и подозрительным, легко выходил из себя и вступал в ссоры как с незнакомыми людьми, так и с давними приятелями. Повсюду ему мерещились заговоры и враги: «Я страдаю бессонницей и предпочитаю ложиться рано. А мне приходится сидеть до поздней ночи. Я сижу и жду нищих, которых посылают ко мне мои враги.».
Художник мог вступить в драку с незнакомцами, если ему покажется, что они злословят о нем: «Посмотрите-ка! Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться.».
Нервный срыв и последние годы
Мунк начал менять свой стиль еще в 1900-м году. Картины этого периода написаны размашистыми, «тяжелыми» мазками, они отличаются повседневностью сюжетов, резкими формами и более светлыми цветами.
Художника окутало одиночество и обреченность, которое он пытался заглушить алкоголем. Экспрессионист все глубже погружался в депрессию, с которой не находил сил бороться. Обострилась его мания преследования, которая потянула за собой алкоголизм:
«Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. А лучше две-три.».
В 1908 году живописца поместили в психиатрическую клинику Копенгагена после нескольких нервных срывов. В больнице он продолжал писать. Там он создал портрет своего лечащего врача Якобсона.
После выписки художественная манера Мунка стала еще более «светлой». Темы были уже не такие мрачные и угнетающие. Живописец погрузился в различные способы выражения форм и геометрии. Эксперименты с техникой и «визуалом» стали для Мунка более важны, чем смысл картин.
В 1910-х — 1920-х годов художник отказался от алкоголя, а после 1920 года выпивал, но как только чувствовал, что это начинает ослаблять его трудоспособность, прекращал. Этот период оказался успешным для художника, его работы пользовались огромным спросом и популярностью. С каждым годом цены на картины становились выше, ему поступали заказы на роспись общественных зданий, создание декораций для пьес. Его приглашали с выставками по Европе и Америке. Общественное признание все же не принесло художнику спокойствия и счастья: ему было тяжело расставаться с картинами. Удачные работы Мунк буквально отрывал от сердца, а неудачные — продавал с тоской и грустью.
Поздние годы и смерть
В 1916 году художник переехал на виллу Экелю, близ Осло, где провел остаток своей жизни за написанием картин и ведением хозяйства. Через 2 года Мунк заболел испанкой и выздоровел, несмотря на хрупкость здоровья.
В 1930-м году художник практически ослеп на правый глаз после кровоизлияния в стекловидное тело. Это не заставило экспрессиониста бросить живопись. От крупных работ пришлось отказаться, но он продолжал делать наброски. Этюды с искаженными формами отражали восприятие художника окружающего мира после проблем со зрением.
В первой половине Второй мировой войны немцы оккупировали Норвегию. Последние годы Мунк жил в страхе, что его картины могут конфисковать из собственного дома. Но захватчики не трогали художника.
Смерть забрала Эдварда Мунка 23 января 1944 года. Он умер спокойно и тихо в своей постели от паралича сердца. Прах художника находится в почетной роще церкви Спасителя в Осло.
По завещанию живописца все картины, находившиеся у него дома, были переданы городу. Они составляют основную коллекцию Музея Мунка, основанного в 1963 году, также большое собрание работ художника принадлежит Национальной галерее в Осло.
Заключение
Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных произведений искусства. Наследие художника является достоянием Норвегии. Портрет экспрессиониста изображен на банкноте в 1000 норвежских
Личность Эдварда Мунка — совокупность душевных метаний в сочетании с невероятной жизненной энергией. Искренность художника отразилась в его полотнах. В стиле виден его взгляд на действительность и ее отклик в сознании экспрессиониста. Тяжелые воспоминания детства, депрессивные состояния и сложность характера нашли свой выплеск в оригинальной изобразительной манере, которая со временем стала новым течением европейского искусства.
Цитаты
- «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
- «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни.»
- «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин.»
- «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…»
- «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделяться, опьянение, в котором я хочу прибывать.»
- «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
- «Я не из числа тех, кто выигрывает. Некоторые родятся для того, чтобы всегда выигрывать.»
Читайте также другие биографии о художниках:
Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать один доллар на