Винсент Ван Гог: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно»

Нидерландский художник Винсент Ван Гог известен по всему миру. Но что мы на самом деле знаем о нём? Почему всю жизнь он едва сводил концы с концами? Из-за чего провалились попытки получить художественное образование? И что стало причиной его самоубийства?

Автопортрет, 1887, Art Institute of Chicago
Автопортрет Ван Гога, 1887, Art Institute of Chicago

Ранние годы: моя юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной» (1853-1868)

Винсент Ван Гог родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов 30 марта 1853 года. Для малыша родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Ровно за год до этого в семье произошла трагедия: на свет появился первенец, который почти сразу же умер, — в честь него пара и назвала второго ребёнка. Когда Винсент подрос, он часто ходил к могиле своего умершего брата и любил сидеть там, размышляя о чём-то.

Отец Теодор Ван Гог происходил из когда-то знатного рода и был «‎‎священником по наследству» — большинство мужчин в его семье отдали себя религии. Он обладал мягкими чертами лица, всегда был вежлив и готов помочь прихожанам, которые с теплом относились к пастору и называли его ‎‎славным. Мать Анна Корнелия Карбентус, дочь придворного мастера-переплётчика, отличалась взрывным характером: в одну секунду излучала нежность и ласку, а через минуту её охватывала вспышка гнева. Женщина любила фантазировать и заниматься сочинительством — время от времени писала длинные письма, где рассуждала о жизни и откровенничала, а также покрывала тетрадные листы незамысловатыми фигурками животных и растений.

Отец Теодорус Ван Гог
Мать Анна Корнелия Карбентус Ван Гог
Брат Тео Ван Гог

Со временем дом священника наполнился детским смехом и щебетанием: в семье появились ещё пятеро малышей. Будучи взрослым, Винсент поддерживал связь лишь с сестрой Вил и братом Теодором. Тео стал настоящим другом для художника и сопровождал его в течение всей жизни — на протяжении многих лет братья вели переписку, из которой сохранились более 600 писем.

Своей противоречивостью Винсент в чём-то повторял характер матери: в один день был молчаливым и задумчивым, но в другой — самым громким среди детей; любил блуждать по окрестностям в одиночестве — но часто организовывал шумные игры с братьями и сёстрами; мог нагрубить и высказать колкости дома — но односельчане помнили его тихим и послушным ребёнком. Такой же двойственной была и его тяга к искусству: иногда Винсент приносил матери свои рисунки и фигурки из глины, но буквально через мгновенье мог с яростью разорвать или разломать их.

Уже будучи взрослым, он писал про себя: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать. Мне кажется, многие творят подобное тоже. А раз так, то что поделать? Нужно ли считать себя опасным и ни на что негодным? Я так не думаю».

Винсент Ван Гог
Рисунок Ван Гога в возрасте 9 лет

Когда Винсенту шёл двенадцатый год, отец отправил его в школу-пансион Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома. Мальчик чувствовал себя одиноким и покинутым и упрашивал родителей забрать его обратно. Вместо этого через пару лет отец перевёл его в среднюю школу города Тилбурга. Там Винсент понемногу занимался живописью, но всё равно не чувствовал счастья и через два года в возрасте пятнадцати лет без объяснения причин вернулся домой. Позже в письме к Тео он говорил, что его юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной».

Успехи в коммерции: «Чего мне ещё желать?» (1869-1875)

Семья переживала за будущее старшего сына: кем он станет и как будет зарабатывать на жизнь? Трое ближайших родственников Винсента, братья отца, занимались продажей картин — наиболее удачно дела шли у дяди Сента, который предложил племяннику пойти по его стопам в коммерции. И вот, в июле 1869 года шестнадцатилетний юноша начал работу в качестве торговца картинами в гаагском филиале крупной компании Goupil & Cie.

Винсент с рвением выполнял порученные ему дела. Ему нравилось вращаться в близких к искусству кругах, постепенно он всё лучше и лучше разбирался в живописи и модных течениях. Тео тоже получил должность в Goupil & Cie в Брюсселе, чему Винсент был несказанно рад — общая сфера деятельности ещё больше сблизила братьев.

Начальство отметило успехи Винсента и приняло решение о его повышении с соответствующим переводом в Лондонский филиал фирмы. В 1873 году молодой человек переехал в Англию. Для него этот год стал одним из самых счастливых в жизни: достаточно денег, хорошая работа, много свободного времени, частые походы в музеи и галереи, свой небольшой сад. Ван Гог писал: «‎‎У меня чудесный дом, и мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за жизнью Лондона и привычками самих англичан. Также в распоряжении природа, живопись и поэзия — чего же ещё желать?»

В это время Винсент впервые влюбился — но увы! Девушка была помолвлена с другим и отвергла Винсента. Он тяжело переживал любовную неудачу и находился в подавленном состоянии. В его письмах всё чаще появлялись рассуждения о Боге и религии в целом.

Преподавание, книжное дело, религия: «Это правда, что моё будущее покрыто мраком» (1876-1879)

В мае 1875 года Ван Гог уехал в Париж по делам компании. Отношения с начальством портились — то ли дело в эмоциональных переживаниях, то ли в чрезмерной религиозности, то ли в критике руководства — 1 апреля 1876 года Винсент ушёл в отставку, навсегда оставив коммерцию, которой он посвятил почти шесть лет.

Начались тяжёлые времена. Молодой человек метался, занимаясь то одним, то другим: преподаватель немецкого и французского в пансионате для мальчиков, торговец книгами в небольшом магазинчике, помощник священника. Его религиозность всё возрастала: он переводил Библию и много времени отдавал церковным службам. В 1877 году Винсент решил быть пастором и поступить в Богословскую академию, ради чего поехал в Амстердам к своему дядюшке, известному теологу, но вернулся ни с чем из-за проваленного вступительного экзамена. Вскоре он стал миссионером в бельгийской деревне, но почти сразу же церковные власти попросили его уехать.

Есть версия, что его отстранили за «‎‎подрыв достоинства священства», потому что Ван Гог, поражённый бедностью жителей, уступил свой дом нуждающимся, а сам ночевал на соломе в ветхой лачуге. Винсенту ничего не оставалось, как вновь возвратиться домой, где его встретили разочарованные родители. Он тяготился своими скитаниями и находился в депрессии. Из письма брату: «И вот, уже почти пять лет я без какой-то постоянной работы брожу туда-сюда. Это правда, что я потерял доверие многих. Это правда, что моё финансовое положение плачевно. Это правда, что моё будущее покрыто мраком».

В этот момент Тео, у которого коммерческие дела шли в гору, поддержал Винсента и предложил ему всерьёз заняться живописью — в конце концов брат всегда интересовался искусством, а его рисунки вроде бы были неплохи. Кажется, это стало спасением.

Первые шаги в живописи: «‎Рука в огне»‎ (1880-1883)

В октябре 1880 года двадцатисемилетний Ван Гог переехал в Брюссель: он находился в приподнятом настроении и строил планы на будущее. Мужчина хотел подтянуть свои навыки в рисовании, возможно, даже поучиться у какого-то известного художника, а потом начать зарабатывать на жизнь самостоятельно (он всё ещё находился на обеспечении родителей и брата). По рекомендации Тео он начинает брать уроки у голландского художника Энтона Раппада, а тот в свою очередь уговорил Винсента, всегда несколько презрительно смотревшего на классическое образование, прослушать трёхмесячный курс в Королевской академии изящных искусств. Позже Раппад стал другом и наставником художника — переписка длилась больше четырёх лет.

По произведениям Ван Гога того времени заметно, что его навыки улучшились: рисунки стали сложнее и детальнее. Выработался серьёзный подход: если раньше он относился к творчеству как к приятному баловству, то сейчас осознавал всю сложность этой деятельности. Винсент упражнялся в создании натюрмортов, которые пишут все студенты классических художественных заведений.

Ван Гог, Портрет мужчины, 1888
Портрет мужчины, 1888
Натюрморт с кружкой пива и фруктов, 1881
Натюрморт с кружкой пива и фруктов, 1881
Мальчик, подстригающий траву с помощью серпа, 1881, 47x61 см
Мальчик, подстригающий траву с помощью серпа, 1881

Погостив какое-то время у родителей, Ван Гог уехал в Эттен в 1881 году. Там он усиленно трудился, часто делая зарисовки с соседей или знакомых. Винсент познакомился с известным аквалеристом Антуаном Мауве и очаровался им. Мауве, в свою очередь, указал на пробелы в технике Ван Гога и преподавал ему.

В это же время с визитом приехала недавно овдовевшая Корнелия, дальняя родственница Ван Гога. Ки — так её называли в семье — и Винсент проводили вместе много времени, общались и гуляли. Мужчина влюбился: он был окрылён чувствами, много писал и представлял, что женится на девушке.

Кее Вос-Стрикер и ее сын Ян
Кее Вос-Стрикер и ее сын Ян

Но увы — Ки отвергла Ван Гога словами «Нет, нет, никогда». Художник не отступил: он преследовал возлюбленную, отправлял письма и всячески пытался переубедить её. Ки ничего не оставалось делать, как уехать обратно к семье в Амстердам. Но и это не помогло: Ван Гог поехал за ней! Там его встретили родители Ки и недвусмысленно дали понять, что ни о какой свадьбе и речи быть не может. Тогда Винсент поднёс руку к пламени свечи и сказал:

Дайте мне поговорить с ней столько времени, сколько я смогу продержать руку в огне!

Женщина в профиль, 1883, Ван Гог
Женщина в профиль, 1883

Отец Ки задул свечу и выгнал незадачливого жениха на улицу.

В самом начале 1882 года разбитый горем Ван Гог переехал в Гаагу. Там Мауве одолжил ему денег на создание студии и познакомил с маслом. Через какое-то время учитель и ученик рассорились. Предположительно, Мауве узнал о том, что Ван Гог из сострадания взял к себе в дом беременную проститутку Сиену и её пятилетнюю дочку. Сиена жила с Ван Гогом на протяжении нескольких лет и запечатлена на многих рисунках. Отношения были тяжёлыми: давление со стороны родителей, прошлое женщины, не родные художнику дети. Ко всему прочему, Ван Гог никак не мог начать зарабатывать своими рисунками. Семья едва сводила концы с концами. В конце 1883 года Винсент оставил Сиену и детей.

Из Нидерландов во Францию: «‎От тьмы к свету»‎ (1884-1887)

Закончив отношения с Сиеной, художник вновь сменил место жительства: сначала Нидерланды, затем Бельгия. Он продолжил развивать навыки, рисуя своё окружение. В картинах этого времени преобладают тёмные тона, передающие его внутреннее состояние. При помощи Тео в 1885 году работа «Пожиратели картофеля» и серия «Исследования характера крестьян» были выставлены на продажу. Здоровье Винсета оставляло желать лучшего: из-за нехватки средств он плохо питался, много курил и пил.

Едоки картофеля. 1885
Едоки картофеля. 1885
Крестьянин и крестьянка сажающие картофель 1885 апрель 33х41см холст/масло
Крестьянин и крестьянка сажающие картофель, 1885

В это время Ван Гог посещал занятия в Академии художеств в Антверпене. Между ним и преподавателями вспыхивали конфликты, потому что своенравный студент не хотел следовать канонам. Среди однокурсников он тоже вызывал удивление. Вот что вспоминал бельгийский художник Рихард Баселер: «Угловатая лепка лица, острый нос, из жёсткой, неровно подстриженной бороды торчит трубка-носогрейка». Последней каплей стал урок, когда вместо Венеры Милосской бунтарь изобразил пышную крестьянку, сказав, что статуя не имеет ничего общего с настоящей женщиной.

Винсент твёрдо решил переехать в Париж к брату, считая, что только там можно научиться правильному искусству в противовес занудному механическому перерисовыванию в Академии. Наперекор возражениям Тео, который считал, что старшему брату лучше вернуться к родителям, Винсент приехал в Париж. Вдохновлённый свободной атмосферой города Винсент начинает писать картины в ярких цветах. В них также прослеживаются намёки на японский стиль, которым он увлёкся ещё во время своего обучения в Академии. Сравнивая светлые и красочные произведения того времени с предшествующими тёмными работами, сложно поверить, что они принадлежат руке одного мастера.

В Париже художник столкнулся с модным в то время импрессионизмом и влился в художественные круги. Огромное значение имела встреча с Полем Синьяком, который работал в технике пуантелизма, нанося краску на полотно точками. Возможно, свою технику явных и грубых мазков Ван Гог придумал под его влиянием. Позже началась ещё одна важная история дружбы: Винсент познакомился с Полем Гогеном.

Прованс, творческая коммуна и психическое расстройство: «‎Человек без уха» (1888-1889)

В 1888 году Ван Гог, страдающий от злоупотребления абсентом и сигаретами, переехал в прованский городок Арль. В его голове крутилась идея: творческое сообщество! Что может быть прекраснее коммуны художников? Они будут вдохновлять друг друга и вместе создавать величайшие произведения! Винсент даже начал обставлять небольшой жёлтый дом, который должен был стать центром творческой ячейки. Для этого он написал такие картины, как «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Кафе на террасе ночью», «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе».

В это время художник освободился от влияния импрессионистов-парижан и начал вырабатывать самобытный стиль: яркость, экспрессивность, насыщенность. Он работал не покладая рук и чувствовал творческий подъём, проводя за мольбертом сутки напролёт. Именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве: Винсент написал больше 200 картин за два года.

Винсент признавался своему другу Полю Гогену: «Даже во время работы я не перестаю думать про создание студии, где мы с тобой могли бы быть постоянными обитателями и которая была бы приютом и убежищем для наших приятелей в моменты, когда они оказываются в творческом тупике». Гоген, который тоже разочаровался в атмосфере Парижа, поддался на уговоры и приехал в Арль осенью 1888 года.

Жёлтый дом, 1888
Жёлтый дом, 1888

Поначалу ничто не предвещало беды — друзья вместе рисовали, строили планы и много гуляли. Тем не менее скоро начались ссоры: Ван Гог с обожанием относился к приятелю и хотел такого же обращения к себе, но Поль Гоген, будучи от природы высокомерным и заносчивым, считал себя главным и не хотел сотрудничать на равных. Кажется, Винсент чувствовал ещё не озвученное желание друга уехать.

Точные детали проишествия неизвестны, но после нескольких дней, когда художники были заперты в доме из-за ливней, Ван Гог бросился с бритвой на Гогена. После ссоры Винсент вернулся к себе, где у него, вероятно, случился приступ, во время которого он отрезал себе то ли мочку, то ли всю ушную раковину в надежде искупить свою вину перед другом. Потом он завернул ухо в бумагу и отнёс его в ближайший бордель, чтобы знакомая девушка передала его Гогену, который, конечно же, к тому моменту уже покинул Арль.

Винсента поместили в больницу, где ему поставили диагноз «острая мания с общим бредом». Почти сразу же примчался взволнованный Тео. После выписки Ван Гог вернулся в свой Жёлтый дом, продолжил работу и утверждал, что чувствует себя полностью здоровым. Интересно, что возобновилась переписка с Гогеном: Винсент писал ему много и часто, но Поль, если и отвечал, то довольно сухо и сдержано.

Однако психическое расстройство не отступало: художник страдал от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. Вскоре стали повторяться приступы, во время которых он не узнавал лечащих врачей и бредил. Начались разговоры о его переводе в другую больницу. Ситуацию усугублял тот факт, что жители Арля написали петицию, где называли Ван Гога сумасшедшим, и требовали его изоляции.

Канал с прачками, 1888
Канал с прачками, 1888
Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция
Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция

В моменты ясности Ван Гог продолжал создавать картины. Именно в это время Ван Гог выработал свою узнаваемую технику рисования: витиеватые закрученные мазки.

Винсент начал осознавать свою болезнь и то, что ему необходим специальный уход: «Меня немного утешает, что я начинаю относиться к безумию как к любой обычной болезни и принимать вещи таковыми, какие они есть. Во время же кризисов мне казалось, что всё, что я себе навыдумывал, было реальностью». Он попросил Тео помочь с переводом в Сент-Реми, лечебницу в бывшем монастыре. Ван Гог планировал задержаться на пару-тройку месяцев, чтобы поправить здоровье, а дальше пойти на военную службу — ему нужны дисциплина и строгое руководство, ко всему он смог бы наконец перестать обременять Тео денежными расходами.

Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)

«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.

Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.

Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.

Кипарисы и две женщины, 1889
Кипарисы и две женщины, 1889

Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».

С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.

«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889
«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889

Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его [художника] глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?

В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.

27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.

Серии

Ван Гог любил создавать целые серии произведений. К некоторым сюжетам он возвращался на протяжении всей своей жизни.

Автопортреты

За свою жизнь Винсент написал 43 автопортрета, отличающихся по цветовой гамме, манере и настроению. Возможно, таким способом художник пытался лучше понять себя.

Подсолнухи

Большинство из нас помнят подсолнухи в вазе и слышали историю, как Ван Гог рисовал один и тот же букет несколько дней подряд, пытаясь передать увядание. Но мало кто знает, что на самом деле это лишь вторая часть серии. Первоначально художник изображал срезанные головки цветов.

Пшеничные поля

Ван Гог
Пшеничное поле с воронами, 1890
Ван Гог
Пшеничное поле с кипарисом, 1889

Ван Гог рисовал пшеничные поля на протяжении всей своей жизни. Они стали символом глубокой связи между человеком и природой, выражая глубокое уважение художника к рутинному физическому труду крестьян.

Техника

Ван Гог писал картины в нескольких стилях. Первые работы относятся к классическому реализму, выполнены в темных тонах и соблюдают анатомическую точность. После переезда в Париж художник перешел к светлой гамме, пытаясь передать атмосферу момента вслед за импрессионистами, под влияние которых он попал. Лишь под конец жизни Винсент нашел свой собственный стиль — постимпрессионизм. Именно экспрессивно-эксцентричные полотна с грубыми мазками принесли ему известность.

Больше всего Винсент известен своими густыми мазками — такая техника называется «импасто» (итал. Impasto — дословное тесто). Художник наносил толстый слой краски на картину, создавая рельеф. Зачастую он размазывал краски пальцами и не смешивал оттенки, используя чистые, то есть взятые из баночки, цвета. Из-за объемности многие полотна выглядят по-разному в зависимости от освещения.

Ван Гог крупный план

Поскольку Винсент едва сводил концы с концами и долгое время находился на содержании своего брата Тео, он был вынужден экономить и сокращал расходы на дорогие художественные принадлежности. В Арле он отказался от кистей и использовал вместо них тростниковую веточку, поэтому на некоторых картинах этого периода мазки кажутся очень тонкими и резкими.

Оливковые деревья под желтым небом и ноябрьским солнцем
Оливковые деревья под желтым небом и ноябрьским солнцем, 1889

Ван Гог создавал картины очень быстро, потому что стремился выразить мимолетные эмоциональные состояния. Именно поэтому многие картины кажутся скорее набросками. Зачастую художник не пользовался кистями, а выдавливал краску прямо из тюбиков, чтобы создать густые драматичные мазки. В последние несколько месяцев своей жизни он писал каждый день минимум по одной картине, несмотря на тяжелое психическое состояние.

Ван Гог был впечатлен японским искусством и заимствовал у него несколько приемов для своей живописи. Например, создавал картины лишь в одном оттенке — известные подсолнухи выполнены в теплых желтых тонах. Также иногда художник обводил контуры предметов темным, заполняя их однотонным цветом.

Ван Гог крупный план

Интересные факты

Краткая биография


Если вам хочется узнать больше про других художников, то можете прочитать про Дэвида Хокни, Василия Кандинского или Рене Магритта.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram, Instagram. А еще, если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.

Автор публикации

Карина Казанцева