Эдвард Хоппер — архитектура одиночества

В наши дни творчеством Эдварда Хоппера восхищаются как сторонники традиционного классического искусства, так и авангардисты. Как только они его не называют: «поэт пустых пространств», урбанист, предшественник поп-арта, «мечтатель без иллюзий» и др. Но путь к вершине Хоппера был совсем не ярким, а оригинальность работ во многом связана с его личностью.

В этой статье Вы узнаете:
— об основных этапах творческого пути Эдварда Хоппера
— о его художественном стиле
— об архитектуре в творчестве Эдварда Хоппера
— об известных работах художника

Эдвард Хоппер
Портрет Эдварда Хоппера, Нью-Йорк, 1941

Детство

Хоппер родился в маленьком городке Найак (штат Нью-Йорк) в состоятельной семье в 1882 году. В детстве маленький Эдвард любил рисовать, и даже несмотря на то, что он проводил много времени в порту, изучая морское дело, стремление рисовать не покидало его. Родители поддерживали начинания ребенка в области искусства, поэтому отдали изучать иллюстрацию, а после Эдвард поступил в престижную нью-йоркскую художественную школу. Большинство его сокурсников так и осталось в тени, другие — стали художниками национального значения, а Хоппер получил международное признание. Но не сразу.

Личность художника была сложной: замкнутый, молчаливый и вдобавок стеснительный. Нередко его картины связывают именно с этим. Ведь на них, как правило, изображены замкнутые пространства, одинокие люди, сумерки, безжизненные интерьеры и дороги, ведущие в никуда. Все это передает чувства отчуждения и изолированности, которые красной нитью проходят через его творчество.

Университет

Хоппер поступил в школу знаменитого американского реалиста Роберта Генри (впоследствии New York Art School), которая в то время была нацелена на создание современного национального искусства США. Рождение индивидуальности в студентах — основной принцип обучения. Среди однокурсников Хоппера были люди, впоследствии поднявшиеся на высоты американской живописи: Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент и др.

Хоппер всегда ценил своего учителя Р. Генри, который знакомил их с такими выдающимися мастерами, как Веласкес, Халс, Мане. Он показывал, что одними из основных целей искусства являются описание и рассказ о повседневной реальной жизни вокруг нас. Возможно, уже тогда в молодом художнике зародилось стремление к реализму, которое впоследствии выразилось в столь уникальных акварельных и масляных сюжетах.

Путешествия и художественный стиль

Проработав недолгое время в области иллюстрации, Хоппер совершил три путешествия в Европу (1906-1910 гг.), впоследствии оказавшие значимое влияние на его художественный стиль и дальнейшую карьеру. После знакомства с европейской художественной культурой он переходит к занятиям живописью.

Однако основательно изучив художественные произведения и новомодные течения в искусстве, Хоппер не обнаружил большого интереса к ним. Ни авангард, ни кубизм, ни сюрреализм не затронули художника. Париж не заставил его влюбиться в модернизм, а полотна Пикассо не вскружили голову. Только импрессионизм сумел завоевать интерес художника. Работы Клода Моне, Поля Сезанна и Эдуарда Мане покорили американца и оказали влияние на его собственные произведения. Однако сюжеты картин Хоппера, хоть и написанные под влиянием импрессионистов в Париже, были довольно скучны. Это мало узнаваемая французская столица с непривлекательной архитектурой.

Уникальность картин Хоппера в том, что его полотна абсолютно универсальны. Мало что говорит о том, что это Париж, кроме названия картины.

К 1910 году большинство элементов стиля Хоппера родилось под влиянием Мане. Даже палитра Хоппера была очень похожа на палитру цветов импрессионистов, но немного осветленная. Но самое интересное — ко всему этому добавлялось неутомимое желание рисовать в стиле реализма. То есть просто изображать жизнь, окружающую его. Он говорил: «Когда я рисую, моя цель состоит в том, чтобы очень точно перенести на полотно мои самые сокровенные впечатления природы».

До 1915 года он зарабатывал на жизнь иллюстрацией и графикой, но не был счастлив. Он говорил: «Все, чем я хочу заниматься — это рисовать и запечатлять солнечный свет на стенах домов». К середине 1920-х гг. Хоппер выработал собственную художественную манеру, которая не покидала его до конца жизни.

Почему Эдварда Хоппера так часто называют урбанистом? Он любил черпать вдохновение на пустых автострадах и безлюдных улицах городов. Дело в том, что он изобрел свой собственный особый жанр — «портрет дома», или просто одиноко стоящие здания. Город, пустынный или лишенный жизни, стал излюбленной тематикой американского художника. Большая часть зданий и домов, запечатленных Хоппером, принадлежит архитектурному стилю Второй Империи, который обрел популярность в Америке во второй половине ХIX века.

Сцены современной городской жизни на его полотнах всегда фотографически выверены. Одиноко застывшие неизвестные фигуры людей и четкие геометрические формы создают ощущение отчужденности, драматизма и одиночества. Практически не встречается портрет конкретного человека. Все, кто на картине — обобщенные и обезличенные городские жители.

Эдвард Хоппер
Контора в маленьком городе, 1953

Очень часто картины Хоппера воспринимаются как кадр из фильм, только что сменивший предыдущий и застывший на секунду перед следующим. За это Хоппер пользовался уважением у американских кинорежиссеров. К примеру, Дэвид Линч считает его своим любимым художником. Альфред Хичкок, Терренсе Малик и другие режиссеры не раз ориентировались на его полотна для создания правильной композиции и воссоздания атмосферы угрозы и одиночества. Считается, что даже голливудские стандарты построения кадра во многом сформировались под влиянием Хоппера.

Архитектура одиночества

Перечислив основные и самые известные картины Эдварда Хоппера, нельзя не заметить, что они в основном состоят из изображенных на полотне архитектурных сооружений. Именно город стал для Хоппера основным героем его полотен, главным источником вдохновения. Неустанные поиски художника сделали его живописцем повседневности, но благодаря таланту он сумел превратить ее в нечто значимое и интересное.

Эдвард Хоппер
Приближается город, 1946

В чем же выражается одиночество в картинах Хоппера? Прежде всего, это — пустота, свет и окна, которые критики называют «глазами» картин Эдварда. Художник также говорил, что именно в Париже к нему пришло особое понимание и видение света: «Я всегда интересовался светом. Свет здесь был особенным, совсем отличным от того, с которым я был знаком доселе. Даже тени здесь были освещенными».

«Раннее воскресное утро» — одна из самых знаменитых картин Хоппера, нарисованная в 1930 г. Позднее он сам заявил, что «это буквальное воплощение Седьмой Авеню в Манхэттене. Эти здания сейчас уже исчезли». Для Хоппера дом с пустыми витринам представлял собой особое место — нью-йоркскую улицу рядом с его жилищем. Таким образом, бетонное сооружение — это ностальгия по тем зданиям, что окружали его в юности. Те здания, что уже исчезали в Америке и которые так хотелось сохранить.

Эдвард Хоппер
Раннее воскресное утро, 1930

В правом верхнем углу на заднем фоне едва бросается в глаза второе здание, которое часто считают небоскребом. Хоппер не любил их и практически никогда не изображал на своих картинах. Эта часть архитектуры так и не нашла в нем отклика.

Если Хоппер изображал небоскребы, то так как на картине «Город». Он резко обрывается рамкой. «Для нью-йоркского художника действительно странно не любить высокие дома и небоскребы», — писал Альфред Барр, первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Эдвард Хоппер
Город, 1927

В этой картине художник защищает позднюю викторианскую архитектуру. В тот момент Хоппер проживал в Манхэттене, который на его глазах постепенно превращался в технологический железобетонный бизнес-район. А архитектура XIX века уничтожалась. Дом с мансардной крышей, изображенный здесь, — один из немногих «выживших» во время реконструкции Манхэттена. Белая форма возвышается над красным многоквартирником и привлекает все внимание зрителя. Тем не менее высокое сооружение, хотя и находится на заднем фоне, зловеще возвышается над представителем викторианского стиля.

Картина «Дом у железной дороги» отражает развитие нового типа народной архитектуры, который совпал с быстрым ростом капитализма в конце XIX века. Повсеместно увеличивалось строительство масштабных домов состоятельных жителей. Благодаря растущему в то время культурному обмену между Европой и Америкой, в американскую архитектуру стали привносить элементы стилей других стран. Эти смешения дали начало новому «лицу» американской архитектуры того времени.

Эдвард Хоппер, Дом у железной дороги, 1925
Дом у железной дороги, 1925

Критики придают большое внимание окнам в этом доме, сравнивая их с глазами. Интересно, что Хоппера уже не раз называли Хичкоком в живописи. Ведь некоторые его полотна такие же тревожные и даже зловещие, как и кинокартины Альфреда. «Дом у железной дороги» лег в основу дома Нормана Бейтса из фильма «Психо». Кроме того, эта работа была первой картиной, которую приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства.

Хотя за Хоппером закрепилась слава городского художника, изображающего архитектуру и одиночество, в его картинах можно встретить немало загородных сюжетов. Маяки — одна из таких излюбленных тем Эдварда Хоппера.

Эдвард Хоппер
Маяк и дома, Кейп-Элизабет, Мэн, 1927
Эдвард Хоппер
Двусветный маяк, 1929
Эдвард Хоппер
Дом капитана Аптона, 1927

Картина «Дом капитана Аптона» была нарисована в 1927 году, словно в противопоставление архитектурному модернизму и утилитаризму. Четырьмя годами ранее в 1923 г. Ле Корбюзье в своей книге «К архитектуре» говорит, что «дом — это машина для жилья». А маяки были именно утилитарными постройками. Но для Хоппера дом — вовсе не машина, совсем наоборот. Он изображает изящный орнамент на контрасте с мощной башней. Для него архитектура гуманизма, элегантность и монументальность выше функционального проектирования.

Любовь к кино

Картины Эдварда Хоппера не зря называют «остановленным моментами», а его графика и гравюры выглядят словно часть раскадровки для очередной голливудской киноленты. Эдвард Хоппер был большим любителем киноискусства. Многократно он замечал, что когда не был в настроении рисовать, то обязательно отправлялся смотреть фильм. Кинотеатр «Шеридан» был его любыми местом в Манхэттене.

Эдвард Хоппер
Ночные тени, 1921 г.
Эдвард Хоппер, Театр Шеридан, 1937
Театр Шеридан, 1937

Гениальность полотна заключается в композиции: от выразительной, загадочно освещенной архитектуры до удивительно четкого расположения главной героини сюжета, притягивающей взгляд.

Еще одно художественное произведение Хоппера — «Нью-йоркский кинотеатр». Справа изображена билетерша в огнях театрального освещения рядом с контрастной, затемненной частью с кинозрителями. Это полотно по праву считается шедевром и самой выдающейся картиной, изображающей внутренний интерьер кинотеатра.

Эдвард Хоппер, Нью-йоркский кинотеатр, 1939
Нью-йоркский кинотеатр, 1939

1925-1950 года считаются самыми творчески интересными на жизненном пути Эдварда Хоппера. Именно в этот период кино оказало глубокое влияние на его картины. Хоппер не только рисовал внутренние интерьеры и архитектуру старых кинотеатров, но и успешно использовал композиционные законы кино: ракурсы, освещение, цветовые гаммы.

1925-1950 года считаются самыми творчески интересными на жизненном пути Эдварда Хоппера.

«Полуночники» — одна из самых узнаваемых картин в американском искусстве. Тоскливая ночная нью-йоркская закусочная, мужчины в одинаковых костюмах, яркий свет, бросающий тень на очередной, вероятно безжизненный, многоквартирный дом, который нередко встречается на полотнах Хоппера.

Эдвард Хоппер, Полуночники, 1942
Полуночники, 1942

Завораживают геометрические параллельные линии, безжизненные окна дома напротив сидений у барной стойки, прозрачное стекло и каменные стены. В одном из интервью Хоппер говорит: «вероятно, бессознательно, я пытался изобразить одиночество в огромном городе».

Эта картина была взята за основу в одной из сцен музыкального фильма «Гроши с неба» (1981) и четко прослеживается в таких кинолентах, как «Конец насилия» (1997) и «Американцы» (1992). В кинокартине «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотт попытался воссоздать атмосферу одиночества и уныния в своем городе будущего «нуар», опираясь именно на «Полуночников».

Эдвард Хоппер
Сцена из фильма «Гроши с неба»
Эдвард Хоппер
Сцена из фильма «Конец насилия»
Эдвард Хоппер
Поезд на железной дороге, 1908

В картине «Поезд на железной дороге» сама железная дорога выходит из поля зрения. Поезд — символ прогресса ХIХ века. Хоппер задумывал изобразить таким образом контраст между сельской жизнью и технологическим прогрессом. В нескольких своих работах он показывает рельсы как «одно из вмешательств человека в природу». Спустя 70 лет режиссер Терренс Малик воспользуется идеей Хоппера в своем фильме «Дни жатвы» (1978).

Позднее признание

Один из самых знаменитых американских художников ХХ века получил признание лишь в последние годы жизни. Его творческий путь был не похож на другие. Первая личная выставка состоялась, когда художнику уже исполнилось 37 лет. Оставаясь очень долго в тени не только в творческом, но и в личном плане, Хоппер женился лишь после сорока. Его жена Джозефин Нивисон вела прекрасный дневник, который впоследствии стал основным и едва ли не единственным источником информации о жизни художника.

Несмотря на частые и бурные ссоры Джозефин смогла стать настоящим вдохновением для мужа. Она поддерживала его во многих начинаниях и записывала подробную информацию обо всех его произведениях, интересных задумках и событиях.

Сделать дом или любое другое здание главным героем картины не так просто, но Эдварду Хопперу это удалось. Его картины всегда очень кинематографичны потому, что они рассказывают историю. Кроме того, в его работах полно пустых пространств, архитектуры, тревожного освещения и туманных намеков. Его живопись таит в себе глубокие эмоциональные истории, скрытые под внешней пустынностью и однообразием.

Другие работы художника


Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram.