Telegram
Баухауз

Василий Кандинский — гражданин трех государств у истоков абстракционизма

07.05.2019
Просмотров: 114777
Автор — Александра Галанина

Василий Кандинский — представитель не столько русского, сколько мирового авангарда, один из основоположников абстрактного в живописи. Он был первым, кто теоретически обосновал принципы нового искусства. Его во многом автобиографическая живопись прошла непростой путь от предметного к абстрактному через личные потрясения и трагедии эпохи. Вечный странник и человек-оркестр, философия которого вдохновляла многие поколения художников, от студентов Баухауза до представителей послевоенного абстрактного экспрессионизма.  

Из этой статьи вы узнаете:

  • о жизни и судьбе Кандинского;
  • об основных этапах его творческого пути;
  • что стоит за игрой линий и цвета в его живописи;
  • о теоретическом наследии великого авангардиста;
  • интересные факты из жизни художника.
Портрет Кандинского
Портрет Василия Кандинского, 1913

Биография Василия Кандинского

Детство и юность 1866—1895

Потомок таежных разбойников, сибирских каторжан, монгольских князей и богатых коммерсантов, Василий Васильевич Кандинский родился в Москве, бесконечную любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь. Мальчик с раннего детства воспитывался в многокультурной среде: его мать — прибалтийская немка, отец — купец первой гильдии из древнего забайкальского рода.

Когда Кандинскому исполнилось пять лет, семья переехала в Одессу из-за слабого здоровья отца. Вскоре после переезда родители художника развелись. Его воспитанием занималась тетя — старшая сестра матери. Именно она привила мальчику любовь к живописи, музыке и литературе, и именно ей через много лет он посвятит свою книгу «О духовном в искусстве». С отцом, которого Василий Кандинский называл «старшим другом», художника связывали теплые доверительные отношения. Он рано заметил любовь сына к искусству и поощрял частные уроки рисунка, игры на фортепиано и виолончели.  

После окончания Одесской гимназии Кандинский выбрал типичную для молодого человека из интеллигентной семьи карьеру юриста. Он вернулся в родную Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. Следующие 10 лет своей жизни художник посвятил праву, национальной экономике и этнографии.  

«Все эти науки я любил и теперь думаю с благодарностью о тех часах подъема, а может быть, и вдохновения, которые я тогда пережил»

Одним из переломных моментов на пути к живописи стала этнографическая экспедиция в Вологодскую губернию. Быт Русского севера и народный фольклор захватили Кандинского и послужили отправной точкой его творчества. Славянские мотивы и сказочные сюжеты будут часто встречаться в работах художника.

«В этих чудесных домах пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней всем телом и впереди и позади себя»

Василий Кандинский, Wassily Kandinsky
«Пёстрая жизнь», 1907
Василий Кандинский, Wassily Kandinsky
«Двое на лошади», 1906

Начало художественного пути: мюнхенский период 1896—1910

Кандинскому было уже тридцать лет, когда он окончательно решил порвать с наукой и оставить многообещающую карьеру. Перед ним открывались блестящие перспективы: он недавно стал доцентом и получил предложение стать профессором престижного Дерптского университета. Три события навсегда изменили жизнь молодого человека. Первым потрясением стала картина «Стог сена» Клода Моне, которую Кандинский увидел на московской выставке французских импрессионистов. Вторым откровением стала оперная постановка Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. Позже художник напишет в своей автобиографической книге «Ступени»:  

«Мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной»

В это же время произошло научное открытие деления атома, которое Василий Кандинский воспринял как разрушение всего мира. Потеряв веру в науку и избрав полную неопределенность жизни художника, он отправился в Мюнхен, который стал для него вторым домом.

«Немецкие сказки моих детских лет ожили во мне. Я живу в городе искусства, а значит, и в городе сказки»

Занятия основами живописи в престижной частной студии Антона Ашбе не вдохновляли Кандинского. Со второй попытки он поступил в Мюнхенскую академию художеств в мастерскую авторитетного немецкого символиста Франца Штука. Через год Кандинский покинул академию, так и не сумев проникнуться академической живописью.

В 1901 году Василий Кандинский основал «Фалангу» — ассоциацию художников, выступающую против консерватизма художественных учреждений. Плодотворным для него этот четырехлетний период не стал. Распустив «Фалангу», он со своей гражданской женой, немецкой художницей Габриэль Мюнтер, путешествовал по Европе и эпизодически участвовал в выставках, пока не обосновался в Баварских Альпах в деревне Мурнау, которую сегодня называют «колыбелью абстракционизма». Здесь произошел главный прорыв художника, здесь родилась абстрактная живопись.  

Василий Кандинский, Wassily Kandinsky
Вид Мурнау, 1908
Василий Кандинский, Wassily Kandinsk
Вид Мурнау с железной дорогой и замком, 1909

Ранние работы этого периода написаны под влиянием фовистов и французских постимпрессионистов, главным образом Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Это в основном пейзажи, построенные на ярких цветовых контрастах, взрыве чистого света и красок, крупных мазках и трансформации пространства. Отныне цвета не выполняли лишь описательную функцию, а несли свой собственный символический смысл.

Василий Кандинский, Wassily Kandinsky
Без названия (первая абстрактная акварель), 1910

Первым в полном смысле абстрактным произведением художника считается акварель «Без названия», написанная в 1910 году. По мере того, как цвет выходит на первый план, Кандинский отказывается от постимпрессионистских пейзажей, все больше уходит в чистую абстракцию и рисует серии «импровизаций», «импрессий» и «композиций».

  1. Импровизации — картины,  «внезапные и бессознательные», вдохновленные внутренними потрясениями художника;
  2. Импрессии — работы, сохраняющие связь с реальностью и внешним миром;
  3. Композиции — наименее спонтанные и тщательно продуманные произведения, требующие длительной подготовительной работы.

Художественное объединение «Синий всадник» 1911-1914

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом немецким экспрессионистом Францем Марком основал художественное объединение «Синий всадник». Группа, объединявшая художников, музыкантов, философов и поэтов, просуществовала всего три года, но значительно повлияла на европейское авангардное искусство.

синий всадник
Кандинский и члены объединения «Синий всадник»
синий всадник
Альманах «Синий всадник»

Про странный выбор названия Кандинский отшучивался: «Марк любил лошадей, а я — всадников. И мы оба любили синий цвет». На самом деле здесь был заложен глубокий смысл: всадником изображен Святой Георгий — защитник духовных ценностей искусства, синий — «типично небесный» цвет символизировал победу над материализмом.

«Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и сверхчувственному»

Художников захватила идея синтеза всех искусств, который должен был привести к духовному обновлению общества. Они опубликовали одноименный альманах — манифест нового понимания живописи, ставший символом грядущих перемен. И вскоре перемены наступили: «Синий всадник» погиб вместе с Францем Марком в самом начале Первой мировой войны.

Возвращение в Россию 1914‑1921

Василий Кандинский оставался гражданином России и был вынужден вернуться в Москву. В эти годы художник писал не так много: общественная послереволюционная деятельность захватила его, а потрясения войны и Октябрьская революция разрушили былую цельность его искусства. В своем стремлении соответствовать новому художественному порядку, Кандинский работал в отделе ИЗО Наркомпроса — народного комиссариата просвещения, был вице-президентом Академии художественных наук, организовывал работу региональных музеев и публиковал статьи.

Живопись этих лет замыкалась на Москве, которую художник называл исходной точкой художественных исканий, своим «живописным камертоном». В своей квартире в Хамовниках Кандинский написал этюды с видами, открывающимися из окон мастерской.  

Кандинский
Москва. Красная площадь, 1916

Даже в этот кризисный период Кандинский стремился придать искусству научный характер, выработать правила в живописи, облечь свою философию и восприятие мира в институциональную форму. Художник начал преподавать во ВХУТЕМАСе — знаменитой художественно-промышленной школе, российском аналоге Баухауза, а в 1920 году основал и возглавил Институт художественной культуры ИНХУК.

Несмотря на все свои усилия, Кандинский так и не смог вписаться в концепцию социалистического производственного искусства. Он был далек от господствующего в те годы конструктивизма и вскоре стал предметом резкой критики со стороны творческой интеллигенции. Кандинского считали посредственным художником, его работы высмеивали и называли «изуродованным спиритизмом».

«Существует не меньше мертвых треугольников, чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом»

В 1921 году он навсегда покинул Россию, а через семь лет был лишен гражданства как «невозвращенец». Последующие семьдесят лет Василий Кандинский в СССР был под запретом: его картины изъяли из музеев, а статьи и книги художника попали под цензуру.

Баухауз 1922—1933

Василий Кандинский с энтузиазмом принял приглашение Вальтера Гропиуса, основателя немецкой школы прикладного искусства и дизайна Баухауз, и переехал в Веймар. Первые годы в Баухаузе Кандинский преподавал курсы настенной живописи и аналитического рисунка, учил пониманию элементарных форм и психологии цвета.

василий кандинский
Василий Кандинский и Пауль Клее, 1929
василий кандинский
Василий Кандинский в Баухаузе, 1930

Впоследствии его исследования композиции и элементов вылились в книгу «Точка и линия на плоскости». Кандинский описывал точку как невидимый нематериальный первоэлемент. Линию он считал величайшей её производной противоположностью, а основные плоскости: треугольник, квадрат, круг, — Кандинский называл «результатом планомерно перемещающейся точки».

Строгие геометрические полотна этого времени относят к «Холодному периоду» в творчестве художника, кульминационным произведением которого считается «Композиция VIII».

Composition VIII, 1923
Композиция VIII, 1923

С переездом в Дессау у Баухауза появились собственные учебные корпуса и мастерские, а для Кандинского открылись новые возможности в преподавании основных курсов живописи. Он поселился в домах преподавателей школы, лично принимал участие в оформлении интерьера своего жилища. Шестидесятилетний художник вовсю наслаждался жизнью, думая, что годы метаний и странствий остались позади.

«Живем, как в деревне: слышны куры, поют птицы, лают собаки, пахнет сеном»

Но с приходом к власти Гитлера и закрытия Баухауза история вновь повторилась: произведения Кандинского были изъяты из музеев Германии, теоретические труды попали под запрет. После вынужденного побега художника во Францию, нацисты объявили его работы «дегенеративным искусством». Картины и эскизы Василия Кандинского среди сотен других были публично сожжены во дворе пожарной станции на окраине Берлина.

Французский период и последние годы 1934—1944

За 10 лет пребывания во Франции беглый художник так и не стал «своим» ни для парижской творческой интеллигенции, ни для русской эмиграции. Он не понимал ни слова по-французски, а Париж не говорил на языке беспредметной абстракции.

Художественный стиль Кандинского в который раз претерпел значительные изменения. Причудливые биоморфные образы в духе сюрреализма сменили строгие геометрические фигуры периода Баухауза. Вместо уже привычной комбинации цветов основной палитры художник использует мягкие пастельные оттенки и полутона: розовый, фиолетовый, бирюзовый и золотой.

Сам Кандинский парадоксально называл этот период своего творчества «поистине живописной сказкой». Хотя «сказкой» это тяжелое военное время назвать трудно. Из-за нехватки материалов и средств Кандинский мог позволить себе лишь картины небольшого размера. Порой ему ничего не оставалось делать, как писать простой гуашью на листе дешевого картона.

В пригороде Парижа Кандинский нашел свое последнее убежище, но так и не обрел дом, встретил Вторую мировую войну, но не успел увидеть закат фашизма. Он умер в 1944 году за три дня до своего 78-летия.

Личность и личная жизнь

Мечтатель, мистик и метафизик, Василий Кандинский, с раннего детства и до последних дней жил в своем внутреннем мире, полном загадочных собы­тий и личных переживаний. Современники прозвали его «доктором» из-за степенного вида: он носил очки в тонкой оправе и был всегда безупречно одет. Но это не мешало ему позировать перед фотокамерами то в средневековых доспехах, то в огороде с лопатой, то с котом Васькой на руках. Было в его облике и характере что-то чеховское. Художник был не прочь пошутить и имел громкий заразительный смех.

василий кандинский
Кандинский с котом Васькой, 1906
василий кандинский
Кандинский в своем огороде в Мурнау

Круг интересов Кандинского выходил далеко за рамки живописи. Его завораживал театр, музыка, психология и литература. Кандинский писал стихи и сценарии, виртуозно играл на виолончели и фортепиано. Он много и с удовольствием читал, любил русскую классику и всегда возил с собой книги отечественных писателей и поэтов.

В первый раз Кандинский женился сразу после окончания юридического университета, когда ему было 26 лет. Его женой стала Анна Чемякина — двоюродная сестра художника, которую он знал с самого детства. Она была на 6 лет его старше и во многом напоминала его мать.  Это брак был скорее дружеским союзом: Анна поддержала его решение бросить юриспруденцию, была его опорой в эмиграции и безропотно последовала за ним в неизвестность.

В Мюнхене брак Кандинского начал распадаться. В то время он преподавал в художественной школе «Фаланга». Там художник сблизился с одной из своих учениц Габриэль Мюнтер, немецкой экспрессионисткой, сильно повлиявшей на его творчество. В течение следующих 11 лет они работали и жили вместе, много путешествовали по Европе, пока не обосновались в Мурнау. В 1911 году Кандинский получил долгожданный развод, но узаконить отношения с Габриэль не спешил. У него так и не хватило смелости окончательно разорвать с ней отношения. Уезжая в 1916 году в Москву, он клялся ей в любви и обещал начать оформление необходимых для брака бумаг, но вместо этого исчез из ее жизни навсегда.

василий кандинский
Портрет Габриэль Мюнтер, 1905
василий кандинский
Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер в Мюнхене

Всю войну Мюнтер безрезультатно пыталась разыскать Кандинского: писала письма, делала запросы во всевозможные инстанции, пыталась что-то выяснить через общих знакомых. Лишь спустя 4 года она получила письмо от его адвоката: сбежавший жених требовал вернуть все свои картины, старый велосипед, одежду и другие личные вещи. Она узнала, что ее возлюбленный уже давно женат и живет в Германии. Оскорбленная и преданная, она написала ему гневное письмо в 40 страниц. В ответ Кандинский направил лишь нотариально заверенный документ, который давал Мюнтер право распоряжаться его имуществом. Расставание сломало художницу: она отгородилась от всего мира и 10 лет не могла заниматься живописью. Но, несмотря на предательство, Габриэль сумела спасти от фашистов архив и работы Василия Кандинского, рискуя собственной жизнью.  

Кандинский
Портрет Габриэль Мюнтер, 1905
Кандинский
Габриэль Мюнтер за рисованием, 1903 год

Сам Кандинский находился в творческом кризисе: невыясненные отношения с Габриэль тяготили его, и он почти ничего не писал в течение двух лет после переезда в Москву. Всего один случайный звонок вернул Кандинского к жизни. Художник услышал в телефонной трубке голос Нины Андриевской — своей будущей жены. В этот же день он взялся за кисть и написал акварель «Незнакомому голосу». Девушке было 18 лет, когда они обвенчались. Они прожили вместе до самой смерти великого абстракциониста.

василий кандинский
Портрет Нины Кандинской, 1924
василий кандинский
Незнакомому голосу, 1916

Музыка и синестезия

Многие исследователи сходятся во мнении, что Кандинский был синестетом и обладал особой формой восприятия мира. Синестезия выражалась у художника в единстве чувств: он видел цветовые образы, когда слышал музыку, и слышал музыку, когда писал. Свои картины он нередко воспринимал «звучащими» и «вибрирующими».

Музыка и живопись для Василия Кандинского — неразрывные понятия. Синтез цвета и звука был основой его художественных убеждений, отправным пунктом его живописи.Он считал, что музыку можно перенести на холст подобно тому, как изображенные на бумаге ноты можно превратить в мелодию. Он рассматривал музыку как наиболее непостижимую и непознаваемую форму искусства, способную влиять на человеческое сознание.

«Цвет — это клавиатура, глаза — это молоточки, а душа - пианино со множеством струн. Художник — это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе»

Синестезия выражалась и в отношении Кандинского к цветовой палитре. Краски для художника были одушевленными «странными существами», способными «создавать нескончаемое число новых миров», а цвета вызывали определенные психические и эмоциональные переживания.

Особенно сильно повлияла на творчество художника музыка Арнольда Шёнберга. Венский композитор отказался от тональных и гармонических условностей в своих композициях так же, как когда-то Кандинский ушел от предметности в живописи.  Они долго дружили, обменивались идеями, критиковали работы друг друга и вели бурную переписку.

В довоенный период художник написал либретто к пьесе «Желтый звук». Это был эксперимент по синтезу драмы, слов, танца, цвета и музыки. Премьера постановки должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но Кандинскому не суждено было увидеть ее на сцене.

Интересные факты

  • Ему с детства было сложно заучивать цифры и стихотворения, запоминать имена и даты. В гимназии он с трудом освоил таблицу умножения. Чтобы сдать экзамены он использовал зрительные образы и ассоциации.
  • Культовое кресло Марселя Брёйера «Василий» получило свое название в честь Кандинского. Иронично, что кресла этой модели стояли в Баухаузе повсюду, за исключением дома самого художника.
  • Единственный сын Василия и Нины Кандинских умер в трехлетнем возрасте. Художник так не оправился от этой потери, и тема детей навсегда стала для него запретной.
  • Духовные поиски привели Кандинского к религиозно-мистическим учениям: теософии и антропософии. В них художник нашел подтверждение собственной системе мировосприятия, которая и была основой его творчества.
  • Главной целью своего искусства Кандинский видел попытку духовно-нравственного спасения человечества.
  • По заказу Кандинского, поддавшегося московскому строительному буму 1910-х годов, был построен шестиэтажный доходный дом на улице Бурденко. Предпринимателем художник был недолго: после революции здание было конфисковано.
  • Кандинский был близок к тому, чтобы сменить гражданство в третий раз. Опасаясь угрозы немецкой оккупации Франции, он всерьёз подумывал о возможной эмиграции в Америку.

Другие работы художника

Советуем прочитать

  • Первое теоретическое обоснование абстракционизма и эстетический манифест художника «О духовном в искусстве»; 
  • Фундаментальное исследование основ художественного языка Кандинского «Точка и линия на плоскости»;
  • Автобиографические записки Василия Кандинского «Ступени»;
  • Перевод сборника стихотворений Кандинского «Звуки» в прозе; 
  • Знаменательная переписка абстракциониста и венского композитора «Василий Кандинский Арнольд Шёнберг. Переписка»;
  • Воспоминания Нины Кандинской, последней жены художника, «Кандинский и я»; 
  • Борис Соколов «Василий Кандинский. Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность» — книга, посвященная творческим поискам художника, написанная на основе архивных материалов и многолетних экспедиций. 

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomagazine, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Александра Галанина
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится