Telegram
Баухауз

Вальтер Гропиус — основатель Баухауза и первопроходец модернизма

20.04.2019
Просмотров: 87729
Автор — Александра Галанина

Вальтер Гропиус — ключевая фигура в архитектуре 20 века, теоретик модернизма, основатель и главный идейный вдохновитель революционной немецкой школы. Сдержанный и хладнокровный, он терялся на фоне эксцентричных коллег и сумасбродных студентов Баухауза. Неординарность великого архитектора выражалась прежде всего в его работе. Он обладал превосходной способностью находить и воспитывать таланты. Сложно переоценить историческое и социальное значение его идей и проектов в Европе и США за более чем 50 лет творческой деятельности.

Из этой статьи вы узнаете:

  • об основных этапах жизни Вальтера Гропиуса;
  • каким архитектурным принципам следовал немецкий модернист;
  • о самых значимых проектах архитектора;
  • интересные факты из его жизни.
Валтер Гропиус, 1928

Биография

Детство и юность 1883—1907

Вальтер Гропиус родился 18 мая 1883 года в Берлине. Выбор будущей профессии во многом был предопределен его ближайшим окружением — отец занимался вопросами государственного строительства, а двоюродный прадед был архитектором.

В возрасте 20 лет Вальтер поступает в Мюнхенский технический университет, где он изучает историю архитектуры, дизайн и конструирование. Пробыв в Мюнхене чуть больше года, из-за болезни младшего брата Гропиус возвращается в Берлин, где продолжает учебу в Берлинской высшей технической школе.

Начало карьеры 1908—1914

Целый год Вальтер путешествует по Испании, вдохновляясь местной архитектурой. По возвращении в Берлин архитектор устраивается в архитектурную мастерскую Петера Беренса, основоположника немецкого промышленного дизайна. Именно тогда молодой Гропиус знакомится с Людвигом Мисом ван дер Роэ и Ле Корбюзье. Работая над промышленными объектами, он приобщается к современным методам строительства и использованию новейших материалов. Здесь он заимствует многие идеи, которые позже найдут отражение в будущих проектах архитектора.

В 1910 году Гропиус в партнерстве с Адольфом Мейером основывает собственную фирму в Берлине. Тогда же он вступает в Немецкий Веркбунд — союз архитекторов и дизайнеров, выступающих за промышленное массовое производство предметов искусства. Первое время из-за отсутствия крупных заказов архитекторы проектируют серийную мебель, разрабатывают дизайн обоев и транспортных средств.

Первым крупным проектом становится конструирование фабричных корпусов завода «Фагус». Годом позже Гропиус и Майер участвуют в выставке Веркбунда в Кёльне, где они представляют публике «Образцовую фабрику» — административно-фабричный корпус, главной особенностью которого стали лестничные башни-цилиндры из стекла. Новаторское здание имело громкий успех.

вальтер гропиус
«Образцовая фабрика» в Кёльне, 1914

В 1914 году стремительная архитектурная карьера Вальтера Гропиуса была резко прервана Первой мировой войной: он четыре года сражался на Западном фронте, был серьезно ранен и чудом избежал смерти.

Гропиус и Баухауз 1918—1928

Война значительно повлияла на теоретические взгляды архитектора. В Германию Вальтер Гропиус возвращается с осознанием необходимости кардинальных перемен и твердым намерением установить новые границы в архитектуре.

«После такого выплеска жестокости всякий мыслящий человек чувствовал необходимость смены интеллектуальной позиции. И я именно тогда впервые осознал исключительную миссию архитекторов своего поколения»

В 1918 году Гропиус становится директором объединенной Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных и прикладных искусств, которую он вскоре переименовывает в Баухауз. Экспериментальный подход школы, вобравший в себя черты неопластицизма и советского конструктивизма, был изложен в манифесте Гропиуса 1919 года.

вальтер гропиус
Манифест Гропиуса и гравюра художника Лионеля Фейнингера

«Давайте вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура и живопись. Здание, которое вознесется на небеса руками миллионов ремесленников подобно кристальному символу новой грядущей веры»

вальтер гропиус
Василий Кандинский с женой, Георг Мухе, Пауль Клее и Вальтер Гропиус, 1926

В первые годы Гропиус уделял большое внимание ручному декоративно-прикладному искусству, индивидуальности и экспрессионизму. Середина 1920-х годов ознаменовала собой поворотный момент для Баухауза — в эти годы Гропиус берет курс на функциональный, доступный дизайн и промышленное производство, «адаптированное к современному миру машин, радиоприемников и скоростных автомобилей».

С приходом к власти правых политических сил Баухауз подвергается критике, и вскоре школа теряет государственное финансирование. В марте 1925 года Баухауз закрывает свои двери в Веймаре и переезжает в небольшой индустриальный город Дессау. В 1928 году, окончательно потеряв расположение властей Веймара и коллег по школе, Гропиус покидает Баухауз и уезжает в Берлин с целью всецело посвятить себя частной практике.

Период массового жилищного строительства 1926—1932

В своем стремлении к борьбе с дефицитом доступного социального жилья в послевоенный период Вальтер Гропиус работает над крупными жилищными проектами. Правильные геометрические фасады и типовые планировки, характерные для работ этого периода, сам Гропиус позже раскритикует и назовет «проклятием единообразия».

Архитектор активно экспериментирует со сборными бетонными конструкциями. В поселке Дессау-Тёртен по его проекту в три очереди возводятся 370 однотипных жилых домов. Именно он разрабатывает метод строчной застройки жилых кварталов, заключающийся в одинаковой ориентации всех строений. По этой методике Гропиус проектирует поселок Даммершток и жилой квартал Сименсштадт на окраине Берлина. Впоследствии разработки немецкого модерниста окажут значительное влияние на социальное строительство в Германии и странах Восточной Европы.

Валтер Гропиус
Посёлок Дессау-Тёртен, 1926—1928

«Каждый взрослый человек должен иметь отдельную комнату, какой бы маленькой она ни была! Максимум света, солнца и воздуха для всех жилищ!»

Эмиграция и жизнь в Америке 1934—1969

После победы гитлеровского правительства положение Вальтера Гропиуса становится ненадежным. Он никогда не был и не мог быть нацистом: преклоняться было не в его характере, а антисемитская политика властей приводила его в ужас. В поисках хоть какой-то работы, архитектор вступает в Имперскую палату культуры, без членства в которой невозможно было заниматься профессиональной деятельностью. Этот отчаянный шаг не произвёл должного эффекта: зимой 1933 года финансовая ситуация становится настолько бедственной, что ему приходится продать любимый кабриолет и сдать в аренду большую часть квартиры.

Глубоко преданный своей стране, Гропиус до последнего не хочет уезжать из Германии. Но его либеральные взгляды и компрометирующие в глазах Третьего рейха связи делают его слишком заметным и не оставляют ему выбора. В 1934 году архитектор с семьей тайно бежит в Великобританию под предлогом поездки на конференцию в Италию. В Лондоне архитектор работает в составе модернистского бюро Isocon. Единственным крупным английским проектом Гропиуса становится строительство сельской школы в Импингтоне.

Опасаясь немецкой оккупации, Гропиус принимает приглашение Гарвардского университета, в 1937 году эмигрирует в Америку и вступает в должность профессора архитектуры. Вскоре после переезда он берется за проектирование собственного дома в пригороде Линкольна. Здание, ставшее первым образцом «интернационального стиля» в Америке, положит начало модернистскому архитектурному движению.

За несколько лет до ухода на пенсию в 1952 году Гропиус основывает сообщество выпускников Гарварда «The Architects Collaborative», которое станет одним из самых известных архитектурных бюро в мире. В 1969 году, вскоре после получение звания почетного академика, Вальтер Гропиус умирает в возрасте 86 лет. К этому моменту идеи великого немецкого модерниста и его теоретические труды стали прочной базой для архитектуры модернизма во всем мире.

вальтер гропиус
Вальтер Гропиус в Гарварде, 1952

«Кремируйте меня, но не храните пепел. Не носите траур. Было бы прекрасно, если бы все мои друзья настоящего и прошлого собрались вместе и, как во времена Баухауза, пили, смеялись и любили»

Личная жизнь

Дисциплина была неотъемлемой частью характера немецкого архитектора: невозмутимость, подтянутый внешний вид, безупречные костюмы и неизменный галстук-бабочка. Вальтер любил танцевать и всегда говорил: «Любовь — это сущность всего».

Гропиус был женат на двух чрезвычайно ярких женщинах. Его первая жена Альма, вдова композитора Густава Малера, согласно распространенному мнению, была самой красивой женщиной Европы, и в то же время самой ветреной. Ей приписывали любовную связь с художниками Густавом Климтом и Оскаром Кокошкой, поэтом Францем Верфелем и другими представителями австрийской богемы. В 1920 году после пяти лет брака Вальтер и Альма развелись. Их единственная дочь Манон умерла от полиомиелита в возрасте 18 лет в 1935 году. Композитор Альбан Берг позже посвятит ей скрипичный концерт «Памяти ангела».

Вторая жена Гропиуса Иза была умной, рассудительной женщиной. Они поженились в 1923, воспитывали приемную дочь Ати и были вместе до самой смерти. Иза ничуть не уступала своему мужу в неординарности. От ее головных уборов ручной работы и статей о моде до страстного увлечения садоводством и экспериментов с фотографией — вся жизнь Изы была искусством. Друзья в шутку называли её «миссис Баухауз» — она безоговорочно верила в школу и всю жизнь отстаивала идеалы своего мужа.

Основные архитектурные принципы

1. Единство искусства, ремесла, промышленности и архитектуры

Стирая границы между изобразительным и прикладным искусством, синтезируя художественный дизайн и массовое производство, можно достичь единства мира и духа, вернуть утраченную обществом целостность. В этом и состоит главная задача архитектора.

2. Разрыв с архитектурными традициями прошлого — необходимая мера

Архитектору не следует искать безопасное «убежище» в архитектуре минувших эпох. Новые времена требуют собственных выразительных средств. Опираясь в своих практиках на давно исчезнувшую традицию, невозможно создать великую архитектуру.

«Новые здания должны твориться заново, а не копировать старые»

3. Архитектура не может существовать вне культурно-исторического контекста

Архитектор, признавая влияние индустриализации, должен следовать новым правилам, диктуемым прогрессом общества и науки, и стремиться к созданию новых структур индустриального общества в соответствии с требованиями эпохи.

«Хорошая архитектура должна стать проекцией самой жизни, что подразумевает глубокое владение биологическими, социальными, техническими и художественными вопросами»

4. Общественное благо превыше всего

Архитектор выполняет социальные функции, учитывает потребности общества и несет ответственность за результаты своей творческой деятельности.

5. Здание должно соответствовать конструктивной форме

Отсутствие декоративной маскировки, четкий контраст, единство формы и цвета основа архитектурного ритма. Архитектор не должен скрывать инженерные решения и конструктивные элементы строения.

6. Духовные интересы не менее важны, чем утилитарные

Философия рационализма и функционализма не отрицает важность эмоционального воздействия архитектуры и дизайна на человека. Архитектор не должен быть равнодушным к социальным факторам и человеческой психологии.

Главные архитектурные проекты

Завод «Фагус»

Архитекторы: Вальтер Гропиус, Адольф Мейер
Место: Альфельд, Германия
Годы постройки: 1911—1925
Материалы: кирпич, стекло, сталь

вальтер гропиус

Фабрика по производству металлических изделий для обувной промышленности «Фагус» — первый крупный проект Вальтера Гропиуса, который стал отправной точкой движения Баухауз и принес архитектору мировую известность. Построенная Гропиусом в соавторстве с Адольфом Мейером фабрика представляет собой комплекс производственных, складских и офисных помещений.

Наибольший интерес представляет трехэтажное офисное здание правильной геометрической формы с плоской крышей. Гропиус не стал возводить наружные несущие стены — вместо этого разместил железобетонные колонны внутри здания. Новаторское решение позволило полностью застеклить фасад и сделать внешние углы конструкции свободными от структурных элементов. Несмотря на кажущуюся невесомость и обилие естественного света, это здание из стекла и стали — решительный шаг в сторону функциональной индустриальной архитектуры.

Дом профессора Ауэрбаха

Архитекторы: Вальтер Гропиус, Адольф Мейер, Альфред Арндт
Место: Йена, Германия
Год постройки: 1924
Материалы: камень, железобетон, стекло, сталь

Вальтер Гропиус

Дом Ауэрбаха, ставший символом сопротивления изгнанию из Веймара, относится к периоду экспрессионизма в истории Баухауза. Это один из немногих частных домов, спроектированных согласно принципам школы. Все элементы дома находятся в геометрическом соотношении 3:2. Идеальные пропорции Гропиус расценивал как главное условие для достижения гармонии и красоты.

Отличительной особенностью здания является несвойственная Гропиусу цветовая гамма интерьера. Альфред Арндт, студент Баухауза, разработал сложные, почти психоделические, цветовые схемы из 37 оттенков для каждой комнаты в зависимости от освещения и назначения помещения. Арндт не следовал теории контрастности Баухауза, а основывался на идее сложной гармонии цветов.

Комплекс зданий Баухауза в Дессау

Архитекторы: Вальтер Гропиус
Место: Дессау, Германия
Годы постройки: 1925—1926
Материалы: железобетон, стекло, сталь

В вынужденном переезде школы из Веймара Гропиус видел уникальную возможность спроектировать здание, отвечающее всем принципам и философии Баухауза. Большой удачей стало финансирование строительства либеральными властями Дессау.

Архитектурный комплекс состоит из многочисленных и, на первый взгляд, разрозненных элементов, образующих взаимосвязанное асимметричное целое. Кампус, включающий в себя учебные корпуса, мастерские и студенческое общежитие, — это зеркальное отражение междисциплинарной учебной программы, где переходы соединяют здания подобно тому, как Баухауз объединяет промышленность, ремесло и искусство. С помощью сплошного остекления Гропиус подчеркивает прочную связь архитектуры и внешней среды.

Аспирантский кампус в Гарварде

Архитекторы: Вальтер Гропиус, архитектурное бюро TAC
Место: Кембридж, Массачусетс, США
Годы постройки: 1949—1950
Материалы: железобетон, кирпич, стекло, сталь

вальтер гропиус

Доверить строительство университетских корпусов Гропиусу и его команде молодых архитекторов было смелым решением для такого консервативного учреждения как Гарвард. Аспирантский кампус стал первой современной постройкой университета и ознаменовал смелый отказ от далекого от функционализма традиционного георгианского стиля.

Архитектурный комплекс состоит из восьми асимметрично расположенных зданий, связанных между собой крытыми переходами. Конструкционно кампус напоминает здание Баухауза в Дессау: те же материалы, стеклянные панели, плоские крыши и простая геометрия форм.

Жилой дом в Берлине для выставки «Интербау»

Архитекторы: Вальтер Гропиус, архитектурное бюро TAC
Место: Берлин, Германия
Год постройки: 1956
Материалы: железобетон, сталь, дерево

Вальтер Гропиус

В 1956 году Вальтер Гропиус ненадолго возвращается в Германию, чтобы принять участие в Международной строительной выставке «Интербау», целью которой было восстановление разрушенных районов Западного Берлина. Помимо Гропиуса свои проекты представили Ле Корбюзье, Оскар Нимейер, Алвар Аалто и другие прославленные модернисты.

В качестве прототипа социального жилья Гропиус предлагает девятиэтажное, слегка изогнутое, здание. Расположенные в шахматном порядке балконы декорированы разноцветными акриловыми панелями. Все 67 трехкомнатных апартаментов площадью 71—81 м² имеют свободную планировку. На цокольном этаже размещаются кладовые помещения и прачечная.

Посольство США в Афинах

Архитекторы: Вальтер Гропиус, архитектурное бюро TAC
Место: Афины, Греция
Годы постройки: 1959—1961
Материалы: мрамор, железобетон, стекло, сталь, дерево

вальтер гропиус

Здание американского посольства в Афинах задумывалось как «символ демократии у истоков старых демократических и архитектурных традиций». Гропиус стремился отразить греческую самобытность, не подражая классическим образам, достичь баланса между национальными архитектурными особенностями и принципами современной архитектуры.

Трехэтажное квадратное здание с атриумом в центре органично сочетает в себе современность и традиции. Гропиус использует характерные для модернистской архитектуры железобетонные конструкции и сплошное остекление. Внешняя бетонная колоннада и фасады облицованы пентелийским мрамором, из которого был построен Парфенон. Перила и декоративные элементы интерьера сделаны греческими ремесленниками из местного грушевого дерева.

Университетский комплекс в Багдаде

Архитекторы: Вальтер Гропиус, архитектурное бюро ТАС
Место: Багдад, Ирак
Годы постройки: 1957—1963 (не завершен)
Материалы: железобетон, кирпич

вальтер гропиус

Комплекс Багдадского университета — самый амбициозный, но так до конца не реализованный утопический проект архитектора. Гропиус не ограничивался проектированием кампуса, а стремился к созданию новой образовательной философии в рамках «тотального университета». Проект был прерван сменой политического режима и обострением ситуации в Ираке.

Гропиус посвятил много времени на изучение восточной культуры, традиций и особенностей менталитета. Для защиты от жаркого климата использовались инновационные солнцезащитные экраны, системы кондиционирования воздуха, многочисленные бассейны и фонтаны. План кампуса представлял собой сеть радиально расходящихся улиц, вдоль которых ассиметрично располагались здания. Лишь немногое из задуманного удалось достроить: футуристическую мечеть, башню факультета, несколько учебных корпусов и арку под названием «Открытый разум» — символ многоэтнического и полного надежд будущего Ирака.

Небоскреб «Пан-Ам-билдинг»

Архитекторы: Вальтер Гропиус, Пьетро Беллуски, Ричард Рот
Место: Нью-Йорк, США
Годы постройки: 1960—1963
Материалы: сталь, железобетон

Небоскреб, принадлежавший компании Pan American Airways, а после выкупленный MetLife Insurance, является самым противоречивым зданием за всю карьеру Вальтера Гропиуса. Многие критиковали архитектора за его градостроительное решение: ненавидимый местными жителями небоскреб перекрыл виды на город вдоль всей Парк-авеню.   

На момент окончания строительства «Пан-Ам-билдинг» был крупнейшим офисным зданием в мире. Несмотря на скандальную репутацию, 59-этажный небоскреб Гропиуса пользовался популярностью у арендаторов благодаря расположению в самом центре Манхэттена и удобным планировкам.  

Интересные факты

  • У Вальтера Гропиуса нет диплома в области архитектуры. Он бросил учебу в Берлинской технической школе, так и не сдав заключительный экзамен.
  • Гропиус не умел и не любил рисовать. При выполнении проектов ему приходилось нанимать ассистентов. В 1907 году Вальтер пишет своей матери: «Я не способен начертить даже прямую линию. Я рисую не многим лучше двенадцатилетнего ребенка!»
  • Во время своих путешествий по Европе Вальтер несколько раз лично встречался с Антонио Гауди.
  • За проявленную отвагу и храбрость на поле боя Гропиус был дважды удостоен высшей офицерской награды — ордена Железного креста.
  • Гропиус принимал участие в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве, но проиграл советскому архитектору Борису Иофану. Дворец, который планировали возвести на месте разрушенного Храма Христа Спасителя, так и не был построен.
  • Вальтер очень любил свою приемную дочь Ати и беспрекословно исполнял все ее желания. Когда девочка попросила личный вход в виде спиральной лестницы и собственную террасу чтобы «спать под звездами» в их доме в Линкольне, любящий отец не смог ей отказать.
  • В возрасте 71 года Гропиус совершил кругосветное путешествие и осуществил свою давнюю мечту: навестил своих бывших учеников, разбросанных по свету, и несколько месяцев жил в Японии.
  • После смерти Вальтера Гропиуса квартал в окрестностях Берлина, частично построенный по проекту архитектора, переименовали в Гропиусштадт. 

Вам могут быть интересны другие статьи Losko про Баухауз:

Баухауз. История самого смелого учебного заведения ХХ века;

— Less is more: культовые предметы школы Баухауз.


Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomagazine, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Александра Галанина
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится