Хуго Алвар Хенрик Аалто — новатор финской архитектуры, «отец» североевропейского модернизма и представитель скандинавского дизайна ХХ века.
Детство, юношество, обучение
Будущий зодчий родился 3 февраля 1898 года в небольшом финском поселении Куортане, в семье лесника. Детство юный Алвар провел в деревне Алаярви среди поэтической северной природы, любовь и бережное отношение к которой он пронес через все свое творчество. Рос Аалто очень любопытным и самостоятельным ребенком, что в дальнейшем объясняет его тягу к созданию новаторских идей и переосмыслению существующих архитектурных канонов.
Интерес к искусству проявился в юноше благодаря урокам рисунка, которые он посещал, учась в лицее г. Ювяскюля (Jyväskylä Lyceum). На этих уроках местный художник Йонаса Хейска обучил Алвара графике и объемно-пространственному мышлению.
Финляндия и Аалто едины — она служит ему источником вдохновения
Начало карьеры
В 1916 году Алвар поступает на архитектурный факультет Политехнического института г. Хельсинки (Teknillinen korkeakoulu), где его наставником становится Сигурда Фростеруса — один из ведущих архитекторов рационалистического крыла Финляндии того времени. Именно Фростерус повлиял на формирование стилевых предпочтений юного Аалто. По счастливой случайности позднее архитектор создал проект расширения кампуса своего института, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь
Учебные годы были прерваны на непродолжительный период гражданской войной, но это не помешало Аалто в 1921 году стать дипломированным архитектором.
Профессиональное «крещение» молодой зодчий получил еще в студенческие годы благодаря проекту реконструкции деревянного дома родителей в Алаярви. Именно с этого проекта начинается «большая любовь» Алвара к работе с деревом. Финляндия с ее трудолюбивым народом и недавно обретенной независимостью определила основную черту его мировоззрения — чувство самоутверждения.
Дом Алвара Аалто в Хельсинки, 1936
Поиск своего стиля
В 1923-м Аалто возвращается в Ювяскюля и открывает свою первую архитектурную мастерскую под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». В этот период архитектор начинает формировать свой стиль и подход к проектированию, смешивая рационализм функционалистов и подражание истории у неоклассиков.
Также архитектор начинает экспериментировать с идеей национального романтизма, применяя в проектировании традиционные природные материалы (дерево, кирпич, гранит, т.д.) и тесную связь построек с природным окружением. В 1927 году Алвар Аалто, уже вместе со своей женой Айно, переехал в город Турку.
В этот год был создан проект библиотеки в Выборге — один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели, что в последующих работах становится обязательным условием.
При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано все: от мелочей декора до освещения в разное время суток.
Библиотека в г. Выборге
В 2013 году была произведена полная реконструкция здания библиотеки. Был сохранен аутентичный вид интерьеров и всех элементов декора и мебели. На данный момент объект вновь открыт для посетителей.
Желание заниматься не только архитектурой, но и предметным дизайном подтолкнуло архитектора в 1933 году переехать в Хельсинки и открыть собственную фирму «Артек». Начался выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. В работах он отдавал предпочтение природным материалам и силуэтам: ламинированное дерево и стекло, абстрактные формы и гибкие силуэты. Аалто воспроизводил знакомые очертания живой природы, используя тонкие слои цельной древесины, придавая им изогнутую форму.
Кресло Paimio, 1932
Трехногий табурет №60
Предметам дизайна Алваро Аалто не подвластно время. Не теряя актуальности, они и по сей день массово привлекают людей и оказывает все большее влияние на эстетические вкусы потребителей. К примеру, любой желающий прямо сейчас может приобрести табурет дизайна Алвара в ИКЕА.
Зрелое творчество
Строгость геометрических форм, присущая в начале карьеры, уступила место свободе и гибкости объемно-пространственной композиции. Архитектор воссоздавал силуэты и мотивы природы в своих работах.
Эксперименты этого времени воплотились в проекте виллы Марейа (1939), созданной для семьи коллекционеров искусства. По словам архитектора, эта вилла стала его любимым «детищем». В этом проекте Алвар Аалто впервые «впустил» природу в жилое пространство человека. «Открытая» планировка, многочисленные окна и природные строительные материалы создали естественную и комфортную среду для жизни. В дальнейшем виллу Марейа сравнивали со знаменитым Домом над водопадом Френка Ллойда Райта.
Для него единство с окружающей средой — непререкаемый закон!
Всемирное признание
Работы дизайна Аалто принимали участие на выставках Парижа (1937) и Нью-Йорка (1939). Уже с 1930-х годов часть экспозиции Нью-Йоркского Музея Современного Искусства состояла из элементов декора и графики архитектора.
Проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году принес архитектору мировую славу. Именно эту работу сам Фрэнк Ллойд Райт назвал «работой гения».
После приобретенной мировой славы Аалто начинает получать проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). Также в этот период он ведет курс лекций (1940–1948) в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто разрабатывает проект дворца «Финляндия», муниципального центра в Сяюнятсало и другие «знаковые» здания современной Финляндии.
Дворец «Финляндия»
Бесспорно, Аалто принадлежит большой вклад в архитектуру ХХ века, в центре внимания которой всегда должен стоять человек. Его успех сформирован на простоте во всем: линий, объема, материала, текстуры — все, что понятно и естественно для людей. Умер архитектор в возрасте 78 лет, оставив после себя память, знания, пример и вдохновение для последующих поколений.
Известные проекты
Санаторий в Паймио, 1933
Санаторий в Паймио вблизи Турку — один из первых крупных проектов архитектора. Органичные и продуманные планировки сделали объект символом перехода Аалто к рационалистической архитектуре. Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий — это медицинский инструмент, и он должен служить людям.
Музей современного искусства в Ольборге, 1972
Проект был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание имеет форму зиккурата и гармонично вписывается в окружающие природные холмы. Особенность проекта — крыша в форме пирамиды, которая накрывает центральный зал. Архитектор ловко «пропускает» во все выставочные помещения мягкое естественное освещение через многочисленные окна.
Церковь Риола в Вергато, 1978
Аалто также занимался религиозной архитектурой, и один из интересных проектов — приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Бетонное здание повторяет по форме окружающий горный ландшафт. Интерьерная особенность церкви — белые асимметричные «ребра», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю.
Узнайте больше про выдающихся дизайнеров и архитекторов современности в наших статьях:
—
—
—
—
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: