Рем Колхас: «Архитектура — это опасная смесь всемогущества и бессилия»

Рем Колхас — редкое сочетание философа и прагматика, теоретика и пророка. Идеи о зданиях и градостроительстве сделали Рема одним из самых обсуждаемых современных архитекторов в мире еще до того, как любой из его проектов осуществился. Подобно работам Ле Корбюзье, теоретические труды Колхаса являются наиболее провокационным, и во многих смыслах наименее признанным, вкладом в мировую архитектуру.

На пороге 75-летия неподражаемого основателя бюро OMA и обладателя Притцкеровской премии вспоминаем историю жизни и главные проекты легенды голландского урбанизма, который и сегодня ничуть не менее революционен в своей работе, чем в начале творческого пути.

Рем Колхас
Портрет Рема Колхаса. Фотограф: Дарья Малышева, специально для Inc. Russia

Семья и детство

Реммент Лукас Колхас родился в голландском Роттердаме в 1944 году, в кульминационный год европейской послевоенной разрухи. Выросший в центре главного морского города, разрушенного немецкими бомбардировками, Рем стал свидетелем зарождения грандиозных модернистских планов. В то время как многие из его поколения возненавидели артефакты послевоенного времени, Колхас играл на развалинах здания государственного архива и находил его призрачные симметрии и жесткие, незапрограммированные пространства завораживающими. 

Рем вырос в семье культурной богемы. Его дед по материнской линии — Дирк Розенбург был архитектором-модернистом. Отец — Антон Колхас был писателем, театральным критиком, директором киношколы и редактором еженедельной газеты. Он писал сценарии для фильмов Берта Хаанстры, которые были номинированы на «Оскар». Отец Рема активно выступал за независимость Индонезии от Голландии, и, когда страна ее получила, был приглашен стать руководителем культурной программы Джакарты. Так Рем провел почти четыре года в экзотическом окружении, где впервые по-настоящему столкнулся с мегаполисом и всеми его моральными противоречиями.

Ранние годы: Колхас и кино

Когда Рему исполнилось 15, семья вернулся в Нидерланды, где через четыре года он начал карьеру журналиста в либеральном издании Haagse Post в Гааге. Со своими отцом Колхас посещал литературные и художественные кружки Амстердама, где познакомился с голландскими писателями-сюрреалистами и группой молодых деятелей кино «1,2,3 Group» под руководством Рене Даалдера, к которой позже примкнул.

«1, 2, 3, Group». Колхас слева в заднем ряду.
«1, 2, 3, Group». Колхас слева в заднем ряду.

В 1965 Рем снялся в короткометражном фильме «1,2,3 Rhapsody», сотрудничал с Ян де Бонтом, который снял «Скорость» (1994) и «Смерч» (1996). Позже Колхас написал сценарий для американского короля софт-порно Расса Мейера и «Белого раба» Даалдера. 

Опыт в кино значительно повлиял на архитектурную практику Колхаса, но не с визуальной точки зрения, а со структурной и концептуальной. По его словам есть невероятное сходство между кинопроизводством и архитектурой: «вы рассматриваете эпизоды, и вы должны построить повествование таким образом, чтобы оно было интересным и загадочным». Когда вы входите в здания, созданные Колхасом, вы будто оказывается в смонтированном фильме. Только вместо кадров —пространства, которые иногда плавно, а иногда стремительно переходят одно в другое. 

Начало архитектурного пути

Однажды друг Рема — Геррит Ортхойс, преподаватель истории архитектуры в университете Делфта, пригласил его рассказать группе студентов-архитекторов о кино. Именно тогда Колхас понял, что на самом деле хочет строить и «поменяться со студентами местами».

Окончательно Рем принял решение стать архитектором, когда в 1967 году Геррит, будучи поклонником русского авангарда, повез Рема в Москву, где тот познакомился с работами Родченко и теорией дезурбанизма, которая отрицает положительную роль крупных городов. Его соблазнила серия авангардных архитектурных иллюстраций, которая выражала яркие идеи и определяла содержание общества.

В 28 лет Колхас поступил в Школу архитектурной ассоциации в Лондоне (АА). Его итоговый проект назывался «Исход» и представлял собой фантазию на тему разделения Лондона стеной наподобие Берлинской. Рисунки, которые Рем сделал для этого проекта были дерзким примером модернистских утопий. 

Выпускной проект Колхаса в АА «Исход»
Выпускной проект Колхаса в АА «Исход»

В 1972 году он получил стипендию Харкнесса для исследований в Соединенных Штатах, где завершил свое архитектурное образование под руководством Освальда Унгерса и Питера Айзенмана в Корнельском университете, а затем стал приглашенным научным сотрудником в Институте архитектуры и урбанистики в Нью-Йорке.

Именно находясь в Нью-Йорке, он написал «Нью-Йорк вне себя», — урбанистический манифест, который принес ему мировую известность и определил будущую архитектурную стратегию, в центре которой стоял город. В своей книге, причудливые иллюстрации для которой создала жена Рема — Маделон Врисендроп, Колхас прославляет гиперплотную культуру мегаполисов, где неожиданные взаимодействия могут привести к инновациям и творчеству. Сейчас «ретроактивный манифест для Манхэттена» стал классическим текстом о современной архитектуре и обществе. 

«Если Манхэттен до сих пор пребывает в поисках собственной теории, то такая теория, как только она отыщется, должна будет раскрыть формулу архитектуры одновременно и амбициозной, и популярной.

Манхэттен породил архитектуру совершенно бесстыжую; любят ее именно за вызывающее отсутствие у нее всякой ненависти к себе, а уважают ровно в той степени, в какой она выходит за всякие рамки.

Глядя на Манхэттен, человек неизменно впадает в состояние экстаза от архитектуры. Несмотря на это — а, может быть, именно поэтому — представители самой архитектурной профессии вечно игнорировали и даже нарочно принижали достижения и глубинные смыслы Манхэттена».

ОМА

После учебы в Нью-Йорке Колхас вернулся в Лондон, где в 1975 вместе с коллегами из АА основал свою фирму — Office for Metropolitan Architecture, позже к ним присоединилась Заха Хадид. Вместе группа приступила к работе над серией концептуальных проектов с целью обратить внимание на потребности современного общества и создать актуальную архитектуру.

Рем Колхас в 1987 году в возрасте 43 лет
Рем Колхас в 1987 году в возрасте 43 лет

Когда фирма выиграла крупный конкурс на расширение здания парламента в Гааге (1976), Колхас переместил штаб-квартиру из Лондона в Роттердам. К этому времени из компании ушла Заха, которая вскоре добилась успеха в своем деле. Позже ее студия выиграла у ОМА конкурс на создание нового музея современного искусства в Риме.

В 1987 году OMA получила свой первый крупный проект — нидерландский театр танца в Гааге. Получившееся трехуровневое здание, в котором конструктивные особенности объемов различной формы и материальности сталкиваются в уникальных способах создания новых типов пространства, было воплощением многих идей «Нью-Йорка вне себя» и принесло студии мировую известность. В мартовском номере журнала Art & Antiques Филлис Ламберт, директор-основатель Канадского центра архитектуры в Монреале, назвала нидерландский театр танца одним из девяти «лучших зданий 20-го века».

В конце 1980-х — начале 1990-х ОМА участвовала в важных конкурсах, что было очень рискованно. Фирма вкладывала огромное количество времени и денег в проекты, которые в результате оставались на бумаге. В 1989 Колхас выиграл крупный конкурс на строительство здания Центра искусства и медиа-технологий в Германии. По проекту фасад здания должен был быть проекционным экраном, опередив тем самым Таймс-Сквер на несколько лет. Но в последний момент мэр города отменил проект, что стало настоящим ударом для Рема, который уже взялся за разработку дверных ручек. Чтобы держаться на плаву, фирма продавала архитектурные модели и чертежи, а сам Колхас согласился преподавать в Гарварде с условием, что не будет вести курс дизайна, а будет проводить ежегодный семинар на интересующего его тему, например изучение городов в дельте Жемчужной реки или исследование африканского Лагоса.

В 1996 году ОМА выиграла свой первый проект в Америке — штаб-квартира для Universal Pictures. Колхас предлагал создать серию башен, фасад которых мог полностью открываться, реагируя на погоду. Клиент с энтузиазмом принял дизайн и проектирование должно было вот-вот начаться. Однако вскоре связанные с Universal Pictures компании Time Warner и AOL объединились, и совет директоров начал сомневаться в мудрости инвестирования многих миллионов в исключительно физическую собственность.

Макет штаб-квартиры Universal Pictures
Макет штаб-квартиры Universal Pictures
Макет штаб-квартиры Universal Pictures
Макет штаб-квартиры Universal Pictures

Также Колхас предложил голландскому правительству создать искусственный остров в Атлантическом океане, в центре которого будет гигантский аэропорт, а вокруг обширный комплекс развлекательных, деловых и жилых пространств. Однако и этот проект не увидел свет.

«Красота архитектуры в том, что это прыжок веры, но очень трудоемкий прыжок веры»

Тонкая нить страданий из-за нереализованных возможностей вплетена в «S,M,L,XL», увесистый сборник проектов OMA, опубликованный в сотрудничестве с канадским дизайнером Брюсом Мау в 1995 году. Книга, включающая в себя фотографии, планы, эссе и случайные мысли Колхаса, касающиеся его, в основном не построенных, проектов, дала многим людям доступ к идеям Рема.

1344-страничный роман об архитектуре «S,M,L,XL» (обложка)
1344-страничный роман об архитектуре «S,M,L,XL» (обложка)

По признанию самого Колхаса в отличии от любви к архитектуре, у него есть любовь к городу. И первое настоящее испытание своих городских теорий архитектор провел в 1994 году, когда проблема недостроенных зданий была поставлена во главу угла работы студии. В это время ОМА выиграла конкурс по проектированию обширной территории на окраине французского Лилля. Соединенный с новой высокоскоростной железнодорожной линией, проект под названием «Euralille» включал в себя торговый центр, конференц и выставочный центр, а также офисные башни, окруженные путаницей автострад и железнодорожных путей. 

В следующем десятилетии произошло массовое расширение в рамках OMA с основанием архитектурного мозгового центра и исследовательской группы AMO в 1999 году, которая продает клиентам анализ отношений между человеком и построенными структурами. Благодаря зеркальному двойнику ОМА, Колхас надеется расширить понимание того, что такое архитектура. Если проекты ОМА живут в реальном, физическом мире, то исследования АМО — в «виртуальном» мире, мире будущего. И самая главная мысль исследовательского центра заключается в том, что строительство нового здания может вообще не быть решением проблемы. 

Мировое признание

Несмотря на неудачи с незавершенными проектами за 13 лет работы к 2000 году, что является коротким сроком в архитектурном мире, Колхас создал проекты во многих странах, включая Нидерланды, Францию, Португалию, Корею, Японию и Германию. За свои достижения он получил Притцкеровскую премию, став первым голландцем, удостоенным такой чести. 

Церемония вручения премии Рему состоялась в Иерусалимском археологическом парке, значащем для религии так же много, как и религия для архитектуры. По мнению жюри Колхас «прочно утвердился в пантеоне значительных архитекторов прошлого века и рассвета этого». Самого Рема больше интересовал тот факт, что жюри премии оценило его вклад, как автора, и признало, что области, смежные с архитектурой, такие как писательское мастерство — не менее значимы.

«Если мы не избавимся от нашей зависимости от реальной и признанной архитектуры как способа мышления по всем вопросам, от политических до самых практических, не освободимся от вечности, чтобы размышлять о непреодолимых и неотложных новых проблемах, таких как бедность, исчезновение природы, то архитектура, возможно, не доживет до 2050 года» 

Наличие Притцкеровской премии сделало работы Колхаса еще более значимыми и окончательно закрепило за ним звание «starchitect» (известного архитектора), хотя сам Рем смотрел на это явление с сомнением. 

После победы OMA было поручено работать над несколькими международными проектами, такими как Эрмитаж Гуггенхайма в Лас-Вегасе (2001), Casa da Musica в Порту (2003), Галерея Malingue в Гонконге (2010) и Китайский телевизионный центр в Пекине (2012).

Здание Casa da Musica, Порту, 2003
Здание Casa da Musica, Порту, 2003
Здание Casa da Musica, Порту, 2003
Здание Casa da Musica, Порту, 2003

Вслед за Притцкеровской, в 2003 году, Колхас получил премию Praemium Imperiale от Японской художественной ассоциации за «фактически изобретение новой архитектуры, нарушающей все правила функционирования». В этом же году он стал одним из редакторов номера журнала Wired, а в 2005 — соучредителем Volume.

Тем не менее, самый провокационный, и во многих отношениях наименее понятый, вклад Колхаса в культурный ландшафт — это городские теории. Как и Ле Корбюзье, Рем обладает потрясающей способностью писать блестящие, провокационные эссе и создавать удивительные пространства. Он утверждал, что слава города заключается в его исключительном, чрезмерном и крайнем характере.

Его любимый факт, который он приводит на своих лекциях, заключается в том, что в дельте китайской Жемчужной реки в год создается 500 квадратных километров городского пространство, что эквивалентно двум Парижам. Западные архитекторы по сравнению с этим — ничего не строят. Фактически, Колхас видит такие места, как будущее, предпочитая сосредотачиваться на возможностях, которые они представляют. 

Флаг Европы, разработанный АМО
Флаг Европы, разработанный АМО

В 2008 году Колхас был приглашен в Европейскую «группу мудрецов» под председательством бывшего премьер-министра Испании Фелипе Гонсалеса, чтобы помочь «спроектировать» будущий Европейский Союз. Для этого проекта АМО разработали свой собственный флаг Европейского Союза, который отличается сложным расположением цветов всех флагов государств-членов.

Венецианское биеннале

2014 год стал одним из самых важных в карьере Колхаса: его пригласили стать куратором Венецианской архитектурной биеннале. Для подготовки Рем запросил два года вместо обычных шести месяцев и сразу дал понять, что биеннале под его руководством не будет демонстрацией современной архитектуры.  

Центральный павильон был посвящен историческому, практическому, социологическому и философскому исследованию 15 самых основных и обычных компонентов любой архитектуры: потолок, окно, коридор, пол, балкон, камин, фасад, крыша, дверь, стена, пандус, лестница, туалет, эскалатор и лифт. Таким образом, Колхас показал, что изучение, казалось бы, тривиальных вещей может быть гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд, а уделяя им внимание, можно перехитрить современную систему. 

В результате Рем Колхас получил Золотого льва за пожизненные достижения на 12-й Международной архитектурной выставке. По мнению совета Венецианской биеннале он «расширил возможности архитектуры», а его влияние «вышло далеко за ее рамки».

Рем и ОМА сегодня

Сегодня ОМА перестала быть ремоцентричной структурой. Помимо штаб-квартиры в Роттердаме, OMA имеет еще шесть офисов — в Пекине, Гонконге, Нью-Йорке, Дохе, Дубаи и Сиднее и осуществляет проекты по всему миру. 

Рем играет связующую роль в работе офиса. Процесс проектирования в ОМА организован скорее как архитектурная школа, где члены команды сначала собирают данные о конкретном проекте, программе и контексте, а затем разрабатывают большое разнообразие проектных решений. Сам Колхас доволен идеей своей фирмы как лаборатории, но он никогда никого не наставляет — это обоюдный процесс получения выгоды от взаимодействия.

В штаб-квартире в Роттердаме, полной пустых пространств и голых этажей, Колхас занимает два кабинета. Угловой кабинет с большим столом из светлого дерева служит «публичным лицом» Рема, где он проводит свои встречи. В другом кабинете, оснащенном белым металлическим столом и книжными шкафами, Колхас пишет. «По-моему, я такой же писатель, как и Архитектор», — говорит он. Писательство дает ему гораздо большую свободу, чем архитектура, позволяет в полной мере выразить свои идеалистические взгляды от разрушения архитектуры до ее фундаментальных элементов, до возможности создания умных городов и исследований урбанизации Лагоса. 

«Люди могут обитать в чем угодно. И они могут быть несчастными в чем угодно и восторженными в чем угодно. Все больше и больше я думаю, что архитектура не имеет к этому никакого отношения. Конечно, это и освобождает, и настораживает»

ОМА воспитала множество талантливых архитекторов. Кроме Захи Хадид, здесь начинали свою карьеру Бьярке Ингельс, Оле Шерен, Фаршид Муссави, Жанна Ганг, Вини Маас и многие другие. Теперь Рему приходится часто соперничать с теми, кого он когда-то нанял. На конкурсе по строительству штаб-квартиры для Axel Springer media company на месте, которое было частью Берлинской стены, Bjarke Ingels Group (BIG) и Büro Ole Scheeren обошли ОМА. 

Личность и личная жизнь

В 2011 году Колхас развелся с Маделон Врисендроп и теперь живет в Амстердаме со своей подругой Петрой Блаисс — дизайнером интерьера и ландшафта, которая несет ответственность за внутренние пространства и окружающий ландшафт его проектов. От Маделон у Рема два ребенка: сын Томас и дочь Чарли. Томас стал режиссером и снял про своего отца самый интимный портрет архитектора со времен работы Натаниеля Кана «Мой архитектор». Чарли — социолог и фотограф, снимала многие здания отца для публикаций и пресс-релизов.

Чарли Колхас
Чарли Колхас, 2017

Колхас окружает себя дружелюбными и скромными людьми. У него есть международная группа друзей: директора музеев, графические дизайнеры, журналисты, философы. Они снабжают его информацией, которая не пропадает даром. Все, что он знает, он использует.

Сам Колхас очень любит плавать и всегда находит бассейн, где бы он не остановился. Он плавал в Лагосе, Милане, Швейцарии, Роттердаме, Лондоне, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе и все это за одну неделю.

«Мы переехали в Амстердам, опустошенный войной. Мои родители были бедны. Идея роскоши как была очень отдаленной, таковой для меня и осталась. И мои удовольствия сегодня, такие как плавание, не стоят практически ничего»

Временами создается впечатление, что он взялся за архитектуру так же, как это делали Микеланджело, Рафаэль или Джефферсон: не как за основное призвание, а как за интеллектуальный и гуманистический вызов.

Колхас и Россия

Впервые приехав в Москву в 26 лет, Рем не только окончательно решил стать архитектором, но и начал собирать материал о поразившем его Иване Леонидове, оформившем интерьер Московского дома пионеров и октябрят в 1935 и интерьер Музея Советской Армии в 1959.

«Когда я приехал в Россию, я впервые понял, что в архитектуре главное не форма. Архитектура не просто строит здания, а определяет содержание общества» 

Вместе со своим учителем и наставником Герритом Ортхойсом он решил написать книгу о великом конструктивисте, но Геррит не выполнил свои обязательства относительно визуальной части, и книга так и не была опубликована. 

В 2010 году началось новое знакомство Рема с Россией при поддержке Стрелки. До 2012 года он руководил образовательной программой института, разработанной совместно с АМО. Штаб-квартира OMA в Роттердаме часто предоставляет базу для студентов и сотрудников Института. До сих пор образовательные проекты Стрелки сталкивают студентов с идеями и проблемами, выходящими за рамки стандартного архитектурного образования. 

В 2015 по заказу русской по происхождению, но калифорнийской по воспитанию жены Романа Абрамович — Даши Жуковой, ОМА под руководством Рема превратила заброшенный ресторан «Времена года» в Музей современного искусства «Гараж». 

Позже голландский архитектор обнародовал планы по реконструкции Новой Третьяковки в сотрудничестве с российской фирмой Reserve. Планируется создать самое большое музейно-выставочное пространство в Москве, которое будет объединять образовательный центр, выставочный зал, конференц-центр и художественное хранилище.

5 главных проектов Рема Колхаса

Центральная библиотека Сиэтла

Место:Сиэтл
Год: 2004
Материалы: стекло, сталь

Здание центральной библиотеки Сиэтла имеет вертикальную организацию пространства, для которой Колхас создал серию из пяти нерегулярно расположенных платформ. Они выступают вперед, назад и в стороны, придавая внешней стороне конструкции сложную многоугольную форму. Этот приоритет организации над структурой всегда был сутью подхода ОМА.

Главной особенностью интерьера являются большие пространства, освещенные естественным светом, проникающим через стеклянные стены. Основная часть коллекции библиотеки размещена на пологой спирали, которая идет через четыре этажа, посвященных только книгам. Каждая секция выкрашена в яркие оттенки.

Своим проектом ОМА стремится переосмыслить традиционное понимание библиотеки как учреждения, которое больше не занимается исключительно книгами, а выступает в роли хранилища информации. Это революционная структура, которая подключается к городской энергии Сиэтла и создает новое пространство для распространения знаний.

Комплекс Центрального китайского телевидения CCTV

Место: Пекин
Год: 2012
Материалы: стекло, сталь

Штаб-квартира CCTV имеет форму квадратной петли из двух башен, поднимающихся из общей платформы под наклоном друг к другу, которые в конечном итоге связываются угловым переходом. Каждая башня имеет свою структуру и особенность: главная башня объединяет редакционную зону, офисы и студии, а вторая включает в себя гостиницу, центр для посетителей, большой общественный театр и выставочные помещения. Это первый раз, когда телевизионная сеть размером с CCTV была помещена в одно здание. 

Нерегулярная форма сетки на фасаде является выражением сил, действующих по всей площади здания. Сам фасад таким образом становится визуальным проявлением структуры здания.

Международное жюри, в состав которого вошли архитектор Арата Исодзаки и критик Чарльз Дженкс выбрали проект ОМА для этого здания, потому что он «революционизирует» ландшафт Пекина, а также мир архитектуры, переосмысливая понятия небоскреба.

Комплекс De Rotterdam

Место: Роттердам
Год: 2013
Материалы: сталь, стекло

Многофункциональный комплекс «Де Роттердам» представляет собой три 44-этажные стеклянные башни, соединенные между собой общим цоколем. Хаотично сдвинутые блоки здания создают щели, которые придают композиции башен динамику и очеловечивают стеклянные монолиты.

Этот вертикальный город является частью реконструкции старого портового района Вильгельминапира, а само название De Rotterdam отсылает к кораблям голландско-американской линии, которые перевозили тысячи европейцев, эмигрировавших в США.

Это не только высокое, но и глубокое здание, которое занимает целый квартал и вмещает в себя офисы, апартаменты, гостиницу, конференц-залы, магазины, рестораны и кафе, которые позволяют взаимное использование жителями и работниками комплекса. 

Музей «Гараж»

Место: Москва
Год: 2015
Материалы: бетон, поликорбонат 

Музей современного искусства «Гараж» — это реконструированный ресторан «Времена года» 1960-х годов, который стоял заброшенным в Парке Горького на протяжении 20 лет. В дизайне сохранены оригинальные элементы советской эпохи, в том числе мозаичная стена, плитка и кирпичная кладка. Этот процесс Колхас описывает как «не восстановление здания, а сохранение его распада». 

ОМА использует качества существующей структуры для ее нового использования в роли галереи: открытые поэтажные планы служат большими открытыми пространствами для выставок, проектов и мероприятий, в то время как более фрагментированные пространства размещают научно-исследовательские и образовательные учреждения. 

Оригинальные фасады здания разрушились, поэтому OMA спроектировала полупрозрачную двухслойную поликарбонатную оболочку, которая обеспечивает рассеянное освещение внутри галереи. Кроме того, фасад приподнят более чем на 2 метра над землей, чтобы связать здание с парком. 

Вход в здание представляет собой вырезанные из фасада и поднятые на 7 метров над уровнем крыши панели, напоминающие двери гаража. Эти панели отсылают к первому дому музея в авангардном автовокзале, спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым в 1920-х годах. 

Национальная библиотека Катара

Место: Доха
Год: 2017
Материалы: бетон, мрамор, стекло

Большое монолитное здание Национальной библиотеки Катара имеет форму ромба за счет оторванных от земли углов. Это единое огромное пространство для людей и книг, прерываемое лишь несколькими стройными колоннами. Дневной свет попадает внутрь здания через гофрированный стеклянный фасад и рассеивается от глянцевого белого потолка.  

Стеллажи с книгами, выполненные из того же белого мрамора, что и пол, организованы вокруг центрального треугольного пространства и уходят вглубь здания, перемежаясь с пространствами для чтения и общения. Эта конфигурация позволяет библиотеке переплетать моменты хаоса, взаимодействия и уединения, облегчая читательский опыт. 

Катарская библиотека отражает подход, в котором пространство, свет, воздух, виды, материалы, ландшафт и пользовательский опыт превосходят наглые эксперименты и радикальную форму. 

«Существует сходство между архитектурой и созданием книг: обе они имеют невероятно долгую историю, но должны постоянно обновляться, чтобы выжить» 

Национальная библиотека играет центральную роль в катарском «городе образования», генеральный план которого разработал Арата Исодзаки в 1995 году. Он включает в себя образовательные и научно-исследовательские учреждения, в том числе филиалы всемирно известных университетов и штаб-квартиру катарского фонда, также разработанную ОМА. Своим блеском белого бетона здание библиотеки вторит обеим этим структурам в стремлении войти в диалог со своим окружением. 

Интересные факты

  1. Когда Колхас работал в De Haagse Post, он писал заметки про искусство и культуру, в том числе брал интервью у датского архитектора и художника Константа Нивенхейса и итальянского режиссера Федерико Феллини;
  2. Английский Рема безупречен, но он ругается с голландским акцентом, крича «Feck!»;
  3. Он так часто останавливался в отелях, что захотел спроектировать собственный;
  4. Рем Д. Колхас, основатель обувной компании United Nude, является его племянником;
  5. В 2012 архитектор появился в серии мультсериала The Simpsons, комично преподавая курс архитектуры с Лего-версией своего здания CCTV в Пекине;
  6. Рем является членом Международного попечительского комитета по созданию в Москве музея Дома Мельникова;
  7. Рисунки итогового проекта Колхаса в АА являются самым востребованным предметом коллекции МоМА;
  8. ОМА в переводе с голландского означает «бабушка»;
  9. В 2008 журнал Time поместил Рема в свой топ-100 самых влиятельных людей мира;
  10. В одном интервью Рем Колхас сказал: «Я ненавижу быть архитектором. И вообще архитекторов я ненавижу».

Другие проекты

Полезные ссылки

— Cайт, посвященный документальному фильму о Реме Колхасе, снятый сыном архитектора;

— Интервью Рема Колхаса телеведущему Владимиру Познеру на Московском урбанистическом форуме в 2018 году;

— Самые интересные моменты этого интервью, записанные Strelka Mag;

— Сайт архитектурного агентства ОМА;

— Все проекты Рема Колхаса на сайте ArchDaily.

Отдельная благодарность в подготовке материала Александре Галаниной
Обложка — Дарья Малышева


Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: ВконтактеFacebook, Telegram — @loskomagInstagram. А еще, если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.