Часто для того, чтобы появилось что-то стоящее в архитектуре, ей необходим внешний толчок, и этим толчком могут стать исторические события. Таким для Исодзаки стала атомная бомбардировка Хиросимы.
«Моим первым впечатлением от архитектуры было отсутствие архитектуры»
Это слова и про последствия катастрофы, и про скучные виды города в целом. Арата хотел изменить его очертания, поэтому сначала работал для своей страны, но потом показал на что он способен и Западу. Стал первым восточным архитектором, чьи проекты стали реализовывать за пределами страны.
Исодзаки отсылается к японской архитектуре, но при этом учитывает и западные традиции, оставаясь решительно современным. Он говорит на многих языках, иронически сомневаясь в себе, постоянно изобретая что-то новое. Архитектор иногда возвращается к своему пристрастию к метаболизму и аккуратно вписывает его в свои проекты. В основе таких построек лежит аналогия с живыми существами, поэтому они состоят из сборных модулей, которые в будущем можно обновить и достроить, «регенерировать».
Библиотека префектуры Оита
Место: Оита, Япония
Год постройки: 1966
Материал: бетон
Библиотека в родном городе архитектора — то, с чего начинал свой путь Исодзаки. Аналогия с человеческой анатомией стала источником вдохновения для Араты, и он спроектировал здание так, будто это скелет, имеющий возможность роста и развития.
Японский архитектор хотел подчеркнуть «растущую архитектуру» и доказать, что городское планирование не должно оставаться статичным. Он создал каркас из бетонных трубчатых балок и намеренно оставил их открытыми, чтобы в будущем можно было продолжить любую из них и проложить внутри коммуникации.
Уже здесь архитектор совмещал культуры и архитектурные направления, Японию и Запад, метаболизм и постмодернизм. Проект представляет собой постхиросимское научно-фантастическое здание и выделяется из всех остальных проектов Исодзаки.
Художественный комплекс Art Tower
Место: Мито, Япония
Год постройки: 1990
Материал: сталь, стекло, железобетон
Башня является культурным комплексом, а ее строительство приурочено к празднованию столетия города Мито. При проектировании Исодзаки вдохновлялся Бесконечной колонной Константина Бранкузи и техническими инновациям Бакминстера Фуллера. Спонтанность Исодзаки перешла в причудливость:Art Tower выглядит как гигантская декорация к фильму — спиралевидный робот-кобра, готовый поглотить город.
Комплекс состоит из 56 треугольных панелей серебристого цвета, устремленных в разные стороны. Они отражают солнечные лучи и создают естественное освещение, а ночью благодаря подсветке башня выделяется на фоне окрестных построек.
«Самое важное, что может сделать художник — это столкнуть общество с тем, чего оно никогда раньше не видело»
Здесь располагается театр, концертный зал и галерея современного искусства. Это популярное среди туристов и местных жителей место, где постоянно устраиваются художественные выставки местных и международных художников, концерты, театральные постановки.
Дворец спорта Палау Сант Жорди
Место: Барселона, Испания
Год постройки: 1992
Материал: кирпич, керамика, стекло
Дворец на 17 000 человек был спроектирован специально к Олимпийским играм в Барселоне. Строить начинали сверху вниз, начав с возведения куполообразной крыши из кирпича. Благодаря такому ходу строительства, перед каждым зрителем открывается хороший обзор из любой точки стадиона.
Здание частично спрятано под землю, чтобы не мешать обзору на склон горы Монжуик. Здесь проходят не только спортивные соревнования по практически всем видам спорта, но и музыкальные концерты, художественные выставки. Стадион выглядит легким и воздушным из-за множества поддерживающих его колонн по периметру, также здесь расположился символ Олимпийских игр в Барселоне — башня Calatrava. Дворец спорта оснащен современными аудиосистемами и спроектирован таким образом, чтобы не создавались большие столпотворения: лифты и грамотные переходы разгружают людские потоки.
Несмотря на то, что свой стадион Исодзаки все же построил, он довольно критично относится к другим подобным проектам. Так он прокомментировал стадион Захи Хадид, построенный для токийских игр: «Он похож на черепаху, которая ждёт, пока затонет Япония, чтобы наконец уплыть из неё». Вместе с другими архитекторами, среди которых Тоёо Ито, Кэнго Кума и Соу Фудзимото он подписал открытое письмо против осуществления проекта Хадид, назвав его «монументальной ошибкой» и «унижением перед будущими поколениями».
Kyoto Concert Hall
Место: Киото, Япония
Год постройки: 1999
Материал: кирпич, стекло
Зал располагается рядом с библиотекой и Киотским ботаническим садом. Задумкой архитектора было собрать комбинацию различных геометрических форм. Цилиндрическая башня, в которой располагается круговая рампа, ведет в концертный зал. Ее держит прямоугольная призма, а фасад выходит на улицу и украшен волнообразным узором, обтянутым прозрачным стеклом. Фойе тоже наполнено фигурами: кубы, треугольники, цилиндры и круги.
Исодзаки спрятал вход в задней части здания, расположив его подальше от узкой улицы. Цель — заставить посетителей добираться до кассы и главных дверей через северную часть здания и проходить мимо сверкающего пруда.
«В США креативность основывается на оригинальности. Но в Японии креативным можно быть и без нее»
Влияние древних традиций на Исодзаки видно повсюду: опаленный цвет цилиндрической башни напоминает японскую технологию обработки дерева, которая использовалась в старых деревянных таунхаусах Киото; изогнутый пешеходный мост, проходящий через пруд отсылает к традиционным японским садам.
Гималаи-центр
Место: Шанхай, Китай
Год постройки: 2010
Материал: бетон, стекло
Работая над проектом, Исодзаки вдохновлялся природой и много времени проводил изучая фэншуй, что в итоге повлияло на организацию пространства. Много свободного места, бетонные конструкции и работа в контексте — любимые приемы архитектора. Располагается Гималаи-центр в современном районе Пудун в Шанхае возле центрального парка.
Многофункциональный центр называют «бетонным лесом». На фундаменте из стекла и бетона расположились две стеклянные башни разной высоты и формы. Необычные бетонные «заросли деревьев» создают необычный контраст с типично-офисными стеклянными кубами.
Внутри находятся два отеля, торговый центр, музей современного искусства, художественный театр, офисы и концертный зал. Для того, чтобы пройти от одного пространства к другому, необходимо преодолеть скульптурный «лесной фасад», и у посетителей появляется возможность невольно почувствовать себя в пещере.
Библиотека MABIC
Место: Маранелло, Италия
Год постройки: 2011
Материал: бетон, стекло
Совместный проект бюро Исодзаки: работа самого лауреата и японского архитектора Андреа Маффеи. Это светлое и современное культурное пространство, интегрированное в историческую среду. Библиотека отделена высокими стенами, создавая уютную «закрытую» атмосферу и не вызывая ощущения посягательства на историю.
Напольные покрытия, потолки, мебель — все белого цвета. Фасад состоит из прозрачной мембраны и открывает вид на окрестности. У его основания искусственные водоемы, выполняющие кроме эстетической функции еще и практическую: они отражают солнечный свет и все окружающие предметы. Библиотека построена из бетона, любимого материала архитектора, и имеет два этажа. В подвальном находятся два читальных зала вместе с кафе, а на первом — фонотека, видеотека, архив, учебная аудитория и еще два читальных зала.
Пространство отличается от привычных для нас библиотек с искусственным светом, навязчивым запахом старой бумаги и давящей учебной атмосферой. В этом месте хочется провести время с книгой или просто выпить чашку кофе. Оно объединяет в себе социальный и культурные центры, но в то же время своим расположением способно отделить от внешнего мира.
Офисное здание D38
Место: Барселона, Испания
Год постройки: 2011
Материал: стекло
Проект входит в состав плана застройки целого офисного района, который разработан британской студией дизайна FOA. D38 — это большое офисное пространство, около 70 тысяч квадратных метров. Архитектор предлагает людям несколько вариантов, использования офиса предоставляя возможность его модернизировать и экспериментировать со своей же задумкой.
Исодзаки снова создает очень много свободного места и делает акцент на естественном освещении. Фасады состоят из разных цветов и подобраны не случайно такими неброскими — чтобы не отвлекать, а своим расположением создают нейтральный геометрический рисунок. Стеклянные панели выполнены в синем, серебристом и зеленом цвете.
Постройка состоит из стеклянных блоков, которые своим расположением формируют открытую террасу с зеленью. Сами блоки «парят» в воздухе и пристроены к соседним зданиям. Из-за особенности строительства и отсутствия фундамента и каких-либо опор складывается ощущение воздушности.
Национальный конференц-центр в Дохе
Место: Доха, Катар
Год постройки: 2013
Материал: бетон
Снова японский архитектор создает лес из бетона, и в этот раз на фасаде постройки расположились древовидные колонны. Они повсюду: в интерьере и под крышей. Это отсылка к священному исламскому дереву Сидрат аль-Мунтаха.
Конференц-зал вмещает до 10 000 человек и имеет сертификацию LEED Gold и является одним из самых знаковых энергоэффективных зданий в мире. Здесь используются новейшие техники экономии воды и такие элементы дизайна, как солнечные панели, датчики присутствия, светодиодное освещение. Исодзаки удалось доказать, что современная архитектура может существовать в согласии с природой.
Проект является крупнейшим на Ближнем Востоке многофункциональным конференц-центром. В нем также проводятся концерты, торжественные мероприятия и выставки. Высокотехнологичные устройства, такие как аудиовизуальные и акустические системы, располагаются в потолках с подсветкой.
Надувной концертный зал Ark Nova Concert Hall
Место: Япония
Год постройки: 2013
Материал: ПВХ
Исодзаки обращается к глобальным проблемам планеты — землетрясениям и цунами. Концертный зал спроектирован спустя два года после японских катаклизмов. Арата и художник Капур создали надувной мобильный концертный зал и отправили его в разные регионы к пострадавшим. Напоминанием о трагедии служат скамьи, выполненные из деревьев, поврежденных во время цунами. Объект является художественным жестом, который создает символ надежды на счастливую жизнь после катастрофы.
Проект концертного зала Ark Nova — яркий представитель «флекси-архитектуры», подразумевающей перемещение объектов, изменение его отдельных частей, трансформацию в зависимости от внешней среды. Павильон из ПВХ — самый крупный надувной концертный зал в мире. Его вместимость — 500 зрителей. Он выполнен из материалов, которые быстро можно надуть и спустить, поэтому его легче перевозить.
Шанхайский симфонический концертный зал
Место: Шанхай, Китай
Год постройки: 2014
Материал: бамбук, дерево, кирпич
Открытие зала стало подарком к 135 годовщине старейшего в Азии Шанхайского Симфонического оркестра, который является хранителем западных оркестровых традиций, но в то же время проповедует современную китайскую музыку. Расположение возле Шанхайской музыкальной консерватории и многочисленных книжных и музыкальных магазинов создает своеобразный культурный квартал, подобно Линкольн-центру в Нью-Йорке.
За счет использования новейших технологий, в зале отличная акустика и выстроенный баланс звука. Освещение встроено в акустические панели, чтобы визуально расширить пространство. Здание стоит на пружинах и компенсирует вибрации от железнодорожных путей, расположенных под ним. Внутренняя часть украшена отражающими досками, покрытыми плетеным бамбуком, а сценический пол изготовлен из кипариса. Внешняя часть выполнена из терракотового кирпича, на улице множество деревьев, которые имитируют китайский классический сад.
Концертный зал имеет два пространства: репетиционная площадка мирового уровня на 1200 мест и записывающий центр на 400. Зал открыт ежедневно, в нем располагается кафе, книжный магазин и интерактивный музыкальный салон, проходят художественные выставки, лекции по музыке и литературе.
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: