Анри Руссо и история примитивизма

Анри Руссо — французский художник-самоучка и мечтатель, который серьезно занялся живописью лишь в 40 лет. Не имея какой-либо профессиональной подготовки и связей, он смог привлечь внимание парижских авангардистов и завоевать себе место среди таких именитых художников, как Пабло Пикассо, Анри Матисс и Поль Гоген, став ключевой фигурой в истории наивного искусства.

Одни относятся к Руссо с недоверием и насмешкой, другие признают его гением примитивизма, он до сих пор вызывает споры искусствоведов, а его воображаемые джунгли поражают своим первородным величием.

Из этой статьи вы узнаете:

Анри Руссо
Анри Руссо, 1910

Ранние годы

Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль. Его отец был потомственным жестянщиком, а мать — дочерью офицера Великой армии Наполеона. Семья никогда не отличалась большими доходами. К моменту, когда Анри исполнилось 8 лет, его родители окончательно обанкротились и потеряли дом, поэтому маленькому Руссо пришлось отправиться в школу-интернат. Именно там он полюбил рисование. Анри Руссо также отличался большим потенциалом в музыке и даже получил несколько школьных наград.

Закончив школу в 1861 году, 17-летний Анри переехал с семьей в Анже, где нашел работу помощника судебного пристава в адвокатском бюро. Однако его карьера продлилась недолго из-за скандального инцидента. В 1863 году Руссо обвинили в мелкой краже, и, чтобы избежать тюремного заключения, он согласился на 7 лет военной службы. Он встречал солдат, которые пережили французскую экспедицию в Мексику (1862-1865 гг.) в поддержку императора Максимилиана I. Руссо жадно слушал их воспоминания о прелестях этой субтропической страны, восхищался ими. В будущем эти рассказы оказали большое влияние на его стиль изображения джунглей, а яркость красок и реалистичность картин вызвали слухи о том, что художник рисует обрывки своих воспоминаний о тех местах. Примечательно, что сам Руссо никогда не покидал Франции, хоть и не опровергал популярные легенды о своих путешествиях.

Анри «Таможенник» Руссо

Сразу после службы Анри Руссо переехал в Париж, чтобы ухаживать за своей матерью после смерти отца в 1868 году. Ему сократили срок службы на 2 года, так как он остался единственным кормильцем в семье. Сняв жилье недалеко от Ле Бон Марше, художник влюбился в дочь хозяйки дома — Клеманс Буатар — и через год женился на ней. По выходным пара гуляла по паркам Парижа, Руссо часто рисовал портреты жены. Анри Руссо был не только художником, но еще и музыкантом: он написал вальс для Клеманс и назвал его в честь супруги.

В Париже Руссо устроился в контору судебным приставом. Работа его не устраивала: ему приходилось регулярно ходить по домам обездоленных людей и накладывать арест на их имущество. Это навевало на Анри неприятные воспоминания о том, как дом его семьи так же был выставлен на торги из-за долгов отца. Проработав судебным приставом 3 года, в возрасте 27 лет он решил уйти в парижскую таможню Акцизного департамента. В свободное время Руссо начал активно заниматься живописью. Иногда это происходило прямо на рабочем месте: он устанавливал мольберт и часами рисовал. Во время работы на таможне Руссо создал множество полотен. Они также известны как «таможенные пейзажи».

Таможенная застава, 1890
Таможенная застава, 1890

«Я всегда вижу картину, прежде чем нарисовать ее», — Анри Руссо

Клеманс долго болела туберкулезом и в 1888 году умерла. Из девяти детей Руссо семеро умерли от туберкулеза еще в младенчестве. Выжили только дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. Они воспитывались у няни в парижском предместье, поскольку из-за проблем со здоровьем Клеманс не могла заниматься ими сама.

В дальнейшем Руссо женился еще раз. Переехав с сыном жить на Монпарнас, Анри познакомился с Жозефиной Ле Тенсорер, живущей по соседству. После смерти мужа Жозефина много раз отказывала Руссо, но в итоге все-таки согласилась выйти замуж за него, и в 1898 году они обвенчались. Их семейная жизнь продлилась совсем недолго: в 1903 году Жозефина скончалась.

В будущем, когда 49-летний Анри решил уйти с работы на таможне и целиком посвятить себя творчеству, он познакомился с писателем Альфредом Джерри. Именно тот дал Руссо прозвище «Таможенник» (Le Douanier), которое закрепилось за ним до конца жизни, несмотря на значительные успехи в живописи. Само по себе это прозвище было безобидно, однако все окружение называло его «Таможенником» с насмешкой, как бы в очередной раз давая понять, что не признают его как художника.

Свои художественные навыки Руссо отрабатывал, копируя картины из художественных галерей Парижа и рисуя эскизы в городских ботанических садах и исторических музеях. Благодаря тому, что Анри не получил традиционного художественного образования и не усвоил академических догм, ему удалось выработать свой собственный стиль. Поскольку он не изучал анатомию и перспективу, его портреты и пейзажи выглядели по-детски наивными. С такой же наивностью Руссо воспринимал сарказм и подтрунивание окружающих как искреннюю похвалу. Главной особенностью его работ была драматическая интенсивность и пестрота красок, в них часто встречаются искаженные пространства с нереалистичным масштабом.

Выставки в салонах

В 1886 году в возрасте 42 лет Руссо впервые подал заявку на участие в «Салоне независимых» — выставке, где любой желающий художник мог поделиться своей работой. Анри представил картину «Карнавальный вечер». На полотне изображена молодая пара в карнавальных костюмах, идущая зимней ночью через поле.

Карнавальный вечер, 1886
Карнавальный вечер, 1886, Анри Руссо

Несмотря на неугасающую уверенность Руссо в собственном успехе, неподготовленная публика восприняла дебют художника с презрением и насмешками: она ругала его за особую «детскую» манеру, обвиняла в отсутствии правильной перспективы и композиции. Из толпы все чаще доносилось: «Мой пятилетний ребенок нарисовал бы не хуже». Но, несмотря на нападки со стороны обывателей и парижской богемы, работа Руссо все-таки нашла отклик у некоторых импрессионистов. Например, Камиль Писсарро отметил в «Карнавальном вечере» особые тона, подчеркивающие взаимоотношения света и тени.

«Если вы уберете линии из рисунка, цвета более не будут иметь значения», — Анри Руссо

Спустя почти 20 лет художник, которому на тот момент был 61 год, решил снова принять участие в «Салоне независимых». Там он представил картину «Голодный лев набрасывается на антилопу», которая стала началом целого цикла работ с похожей тематикой и манерой исполнения: яркие и опасные джунгли, голубое небо и солнце без света и тени, а в центре — хищник, прижавший к земле свою жертву. Эта картина, безусловно, отражала развитие, которое произошло с Руссо за 20 лет, но его техника все так же оставалась неумелой, что, очевидно, не нравилось публике.

Анри Руссо
Голодный лев набрасывается на антилопу, 1905

Примитивизм и влияние народного искусства на художника

Анри Руссо вошел в историю как один из самых известных представителей примитивного искусства. Примитивизм, или наивное искусство — это течение в живописи и скульптуре, берущее начало в изображениях и предметах древних культур. Зачастую примитивистами называли профессиональных художников, которые намеренно отходили от академических догм ради нового, более искреннего искусства. Также примитивистами считаются художники, не имеющие какого-либо образования в сфере живописи. Отсутствие у них навыков восполняется талантом. Главная разница между профессионалами и самоучками состоит в том, что для последних этот стиль был естественным и искренним, в то время как образованные художники сознательно стремились прийти к наивному искусству.

К своим работам Анри Руссо писал пояснительные авторские поэмы. Их часто называли «Рисованными поэмами Руссо». Эти произведения отсылают нас к традиции французского народного искусства. Подобно надписям на крестьянских произведениях, слова Анри сообщали дополнительный смысл содержанию картины.

Пример такого комментария — поэма к «Спящей цыганке»: «Бродячая цыганка, играющая на мандолине, поставив рядом свой кувшин, спит глубоким сном при поэтическом свете луны. Случайно мимо проходит лев, обнюхивает ее и не причиняет ей зла». Руссо считал «Спящую цыганку» одной из лучших своих работ и предлагал купить ее мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков, что тогда было целым состоянием.

С народным искусством Анри впервые столкнулся в детстве. Стены дома их семьи  украшали портреты отца и матери — типичные образцы крестьянского творчества. Но еще большее влияние на Руссо, вероятно, оказали картинки из Эпиналя, ставшие популярными среди жителей Лаваля в начале и середине XIX века.

Джунгли Руссо

Изображения джунглей Руссо часто называют ботаническим Эдемом. Его цветы, напоминающие лотосы, и невероятное лиственное разнообразие выглядят удивительно живо и в то же время абстрактно. Анри привлекал метод работы по фотографиям, ему нравились пластически четкие объемы, неестественность поз и выражений лиц. Все это, по его мнению, привносило в будничные сцены мотивы вечности. В его картинах часто будто бы совмещены взгляды с разных точек. Художник изображает растения большими, величественными и одновременно плоскими. Не важно, кто обитает в джунглях: сбивает ли лев антилопу или горилла набрасывается на индейца — в работах Руссо мы всегда видим джунгли спокойными.

«Когда я захожу в теплицы и вижу растения из экзотических стран, мне кажется, что я сплю», — Анри Руссо

У Руссо было собственное необычное видение природы, но он черпал вдохновение не только из своего воображения. Например, чтобы точнее рисовать животных, художник проводил много времени в зоопарках и коллекциях естествознания в Париже. Одним из вдохновителей Руссо был Эжен Делакруа, известный изображениями львов и тигров.

«Его воображение превращало поросль любого ручья в пальмы, плоды хмеля — в клубень экзотической лианы. Апельсины висели в джунглях, словно оранжевые воздушные шары, а маленькие цветы в сотни раз увеличились в размерах. Похоже, он действительно видел обезьян, свисающих с веток», — Наталия Бродская, историк искусства

Анри Руссо
Американский индеец борется с гориллой, 1910
Водопад, 1910
Водопад, 1910

Руссо в глазах общественности

Знакомство с Альфредом Джерри позволило Руссо установить связь с литературным и художественным авангардом Парижа, в том числе Пабло Пикассо и Максом Джейкобом, которые впоследствии стали искренними любителями его работ. Руссо был в какой-то степени героем для Пикассо, он был убежден, что именно наивность Анри позволяет ему раскрыть суть человека и выйти за рамки классического изображения природы.

К сожалению, настойчивость и художественное видение Анри Руссо со временем так и не очаровали общественность. Повсюду он был поводом для насмешек, люди отказывались принимать его и признавать в качестве художника и мастера примитивизма. Но это вовсе не мешало Руссо: ему было присуще довольно легкое восприятие вещей, поэтому зачастую он попросту пропускал весь негатив мимо себя. В какой-то момент ему даже удалось найти свой путь в богемное общество: Анри устраивал «вечера у Таможенника», на которых показывал молодежи свои картины и развлекал гостей музыкой.

«Руссо — совершенно наивного образа жизни», — Пикассо

«Он легко краснел, когда кто-то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстраненно и просто не решается высказать свои мысли», — Фернанда Оливье, подруга Пикассо

Один из таких вечеров посетил Ван Гог и решил сам познакомиться с Руссо, оставшись с ним наедине: «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник».

В конце концов Руссо все же удостоился своей минуты славы благодаря стараниям Пикассо и его подруги Фернанды Оливье, которые решили организовать банкет в честь художника. Готовясь к мероприятию, Пикассо полностью освободил одну из стен своей мастерской, временно убрав коллекцию африканских масок, и повесил на нее «Портрет женщины» Руссо.

Портрет женщины, 1895
Портрет женщины, 1895

Помимо прочего, друзья установили во главе стола трон, предназначенный для виновника торжества. Все это было для Руссо сюрпризом. Он также не ожидал увидеть за столом 30 приглашенных представителей модной парижской публики, которые встретили его бурными овациями. Этот вечер вошел в историю как «Знаменитый прием у Пикассо».

Заключение

Анри Руссо умер 2 сентября 1910 г. в результате развития гангрены. Даже после смерти художника его работы продолжали вдохновлять других творцов, в том числе Пабло Пикассо, Фернана Леже, Макса Эрнста и многих сюрреалистов.

«Ничего не делает меня счастливее, чем созерцание природы и ее изображение. Вы поверите мне, если я скажу, что когда я выезжаю за город и вижу это солнце, эту зелень и эти цветы, я иногда говорю себе: “Все это принадлежит мне, так и есть!”» — Анри Руссо

Картины Руссо рассредоточены по коллекциям музеев по всему миру. Две знаменитые работы — «Спящая цыганка» и «Сон» —  находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, другие —  принадлежат Национальной галерее живописи в штате Вашингтон, Филадельфийскому Музею искусства, Эрмитажу в Санкт-Петербурге и многим другим.

Спящая цыганка, 1897
Спящая цыганка, 1897, Анри Руссо
Анри Руссо, Сон, 1910
Сон, 1910, Анри Руссо

Другие работы художника

Интересные факты

  1. Анри Руссо был членом масонского ордена.
  2. Руссо не только был одним из первых примитивистов, но еще и положил начало жанру «портрета-пейзажа».
  3. Художник часто писал автобиографии, рассказывая о себе в третьем лице: «Как отличительный признак он носит бороду лопатой и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака…» — из «Автобиографии» Анри Руссо.
  4. В 1907 г., решив помочь другу, Руссо подделал чек. Ему удалось избежать тюремного заключения, но как — неизвестно до сих пор. По одной из версий, судью сразила невероятная наивность художника, по другой — член французского масонского ордена и высокопоставленный чиновник договорился о его освобождении.
  5. Хотя Руссо был известен среди современников, занятия живописью практически не приносили ему доход. Слава и признание пришли к Руссо лишь после смерти.

Читайте также другие биографии о художниках: Ван Гог, Дэвид Хокни, Джорджия О’Кифф, Василий Кандинский, Рене Магритт, Фрида Кало, Эдвард Хоппер.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: TelegramInstagram. Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать деньги на Patreon и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо за вашу осознанность и что цените свой и чужой труд.