Интервью с архитектором КБ Стрелка Ритой Кубанцевой: «Заканчивая рабочий день, ты не перестаёшь быть архитектором»
12.09.2019
Просмотров: 19052
Автор — Александра Галанина
Рита Кубанцева, архитектор одного из ведущих российских бюро КБ Стрелка, постаралась ответить на вопросы Losko о реалиях профессии архитектора сегодня. Она рассказала нам о проблемах профильного образования, особенностях трудоустройства и о том, как научиться видеть неподдельную романтику в архитектурной рутине.
Начнем с банального. Почему архитектура?
Рита: Я уверена, что архитектурное образование — это фундамент для перехода в практически любую другую отрасль. А саму дисциплину бесконечно интересно исследовать, это очень масштабная и междисциплинарная область, которая объединяет абсолютно все сферы человеческой жизни.
Архитектура — это почти религия, проникающая в твою жизнь, изучив которую, уже не сможешь воспринимать мир как раньше. Она учит работе с пространством, понимание которого помогает делать выводы о прошлом, менять настоящее и прогнозировать процессы будущего.
На твой взгляд, критично ли региональные вузы уступают в профессиональной подготовке московским?
Рита: Программа Кубанского архитектурного университете, где я училась, полностью заимствована из МАРХИ: тот же набор дисциплин и те же навыки на выходе. Но, далеко не все региональные вузы используют московские наработки: например, в Ростове своя программа, а в казанском вузе создаются экспериментальные студии, где студенты занимаются параметрикой и другими дополнительными дисциплинами, и это ценится на рынке.
Качество полученного образования зависит только от тебя и твоего отношения к учёбе. Главное отличие заключается в том, что в Москве тебе доступны все музеи и галереи, а памятники архитектуры находятся у тебя перед глазами каждый день.
Насколько тяжело дался переезд из Краснодара в Москву? Быстро ли привыкла к контрастам архитектуры мегаполиса?
Рита: В первый мой год в Москве я с восхищением рассматривала каждый дом, каждую улицу и удивлялась, насколько здесь все огромное в плане территорий и расстояний. Мне было сложно привыкнуть к толпам людей, многонациональности, темпу и ритму жизни в мегаполисе. Со временем, конечно, адаптировалась и перестала замечать разницу.
Сложно ли для архитектора, человека существующего в силу образования и многолетней практики в иной системе координат, ежедневно лицезреть московский архитектурный винегрет: наше обилие стилей, сочетание несочетаемого, соседство нового и старого, откровенное уродство?
Рита: Мне наоборот нравится это соседство стилей и городские контрасты. Такое уникальное явление мало где встретишь. Лишь за это Москву можно любить. Ты видишь, что город живет. Разумеется, здесь непросто жить: постоянно что-то происходит, и не всегда эти изменения позитивны. Но это уже вопрос либо тотального отстранения, либо полного погружения в среду.
«Мне кажется, что на каждую красоту есть свой потребитель, даже на московскую»
Ты закончила магистратуру МАРХИ. Какая необходимость во второй ступени высшего образования для архитектора сегодня?
Рита: Магистратура учит мыслить, формулировать свои мысли и отстаивать свою точку зрения. Она поможет перейти от ручной работы, расставления дверей и бесконечных чертежей к созданию и воплощению собственных идей. Конкретно меня магистратура научила правильно подходить к поиску информации в какой-либо новой для меня области, и прокачала аналитическое и критическое мышление.
Если говорить о специфике магистратуры именно архитектурного вуза, то здесь, помимо всего прочего, большое влияние оказывает личность твоего научного руководителя. Это сравнимо с подопечными театральных вузов, где школа твоего наставника напрямую влияет на твой стиль и мировоззрение. Некоторые преподаватели имеют собственные проектные бюро и воспитывают из своих студентов преданных себе работников. Идти в студенты к такому человеку стоит, если ты полностью разделяешь его философию и готов продолжать карьеру под его началом.
Но так или иначе, опыта реальной работы в магистратуре не получить, да средств на жизнь тоже. Поэтому возникает необходимость два этих пути проходить параллельно, что очень сложно как морально, так и физически.
В последнее время «ведущий архитектурный вуз страны» чересчур много критикуется за обилие академической, абсолютно неприкладной, теории и полное отсутствие практики. Как обстоят дела на самом деле?
Рита: В регионах уверены, что МАРХИ — это мекка всех архитекторов. Ты и сам в это веришь, а потом узнаешь о существовании школы МАРШ, Института «Стрелка», других институций. В МАРХИ дают классическое академическое образование, которому не хватает динамики. Однако, когда смотришь на то, что делается в МАРШ, понимаешь, что им наоборот не хватает порядка и базового понимания вещей. МАРХИ формирует стержень, прививает дисциплину и учит работать с людьми, потому что к каждому преподавателю нужен свой подход.
В МАРШе упор на размышления и философствования, это прокачивает мозг, но к профессии не особо готовит. А проблема отсутствия практических знаний решается очень просто — во время студенчества необходимо работать. По-другому никак.
Студенты до сих пор много чертят от руки?
Рита: Невозможно стать настоящим специалистом, не научившись понимать архитектуру руками. Тем более сейчас можно без труда найти такое количество видео уроков в открытом доступе. Если есть желание, то изучить необходимые программы не представляется чем-то сложным.
«Невозможно стать настоящим специалистом, не научившись понимать архитектуру руками»
Совсем недавно дизайнер и художник Адам Фурман запустил в Instagram кампанию #archislavery. Неоплачиваемые стажировки в сфере архитектуры — эксплуатация бесплатной рабочей силы или опыт и возможности?
Рита: Неоплачиваемые стажировки — это норма жизни. Я знаю о существовании даже таких бюро, где ты сам должен платить за прохождение практики. При этом преподаватели МАРХИ крайне негативно относятся к работающим студентам. Считается неправильным посвящать не всё своё время учебе. А стипендий, на которые можно прожить, нет.
В МАРХИ и в других профильных институтах есть возможность «побыть рабом» у старшекурсника. К маленькому глупому первокурснику, обращается за помощью коллега-студент, который пишет диплом или делает невероятных масштабов проект. И юный архитектор, полный энтузиазма, ночами параллельно с основной учебой «ради опыта» выполняют за выпускника всю грязную работу: вычерчивает планы, клеит макеты, делает визуализации и исполняет все его прихоти.
Какой процент выпускников архитектурных вузов продолжает работать по профессии? В какие области можно уйти, разочаровавшись в архитектуре?
Рита: По моей оценке, в региональных вузах примерно двадцать процентов выпускников остаются в профессии, в московских институтах цифра гораздо больше, но тут и предложение рынка намного выше и работу найти проще.
Уходят куда угодно: у меня есть знакомые художники, визажисты, мастера маникюра, некоторые занимаются дизайном штор и кухонь, проектируют бассейны и бани. Как правило, у архитекторов получаются очень крутые интерьеры, продуманные, рациональные и лаконичные.
В современном мире, архитектор неминуемо должен быть урбанистом и существовать на стыке множества дисциплин. Это действительно так?
Рита: Архитектура — это набор самых разнообразных дисциплин. Это специфика профессии. При этом необязательно углубляться во все области. Достаточно просто интересоваться и понимать, что происходит в мире. Даже урбанистика нужна далеко не всем архитекторам. Всё зависит от сферы, в которой ты работаешь. Если ты делаешь «рабочку», иначе говоря рабочую документацию, или чертишь узлы, то тебе будет не до урбанистики.
Расскажи про конкретные обязанности начинающего архитектора в первый месяц, год, два работы.
Рита: Только в регионах тебя могут взять на позицию начинающего архитектора сразу после выпуска из университета. В Москве первый год ты будешь работать интерном: клеить макеты, чертить планы, собирать модели. Несмотря на новейшие технологии и 3D печать, на этапе эскиза всё проверяется по старинке — на самых обыкновенных картонных макетах.
В дальнейшем круг обязанностей расширяется: тебя начинают допускать к взаимодействию с подрядчиками и к разработке проектных решений. Через некоторое время могут доверить вести какой-либо из разделов проекта и даже выдать твоего собственного интерна.
Насколько быстро можно продвинуться от раба, чертящего двери, до архитектора-созидателя? Как правильнее двигаться, чтобы когда-нибудь стать этим самым созидателем?
Рита: Карьерный путь архитектора зависит от личных качеств человека, от типа и масштаба проекта и философии руководителя. При удачном стечении обстоятельств за два—три года можно продвинуться от раба до созидателя. Все приходит со временем, поэтому не стоит сразу ожидать многого и говорить: «Я хочу поменять всю вашу концепцию!».
«Чтобы чего-то достичь, нужно проявлять инициативу, брать на себя больше ответственности, показывать, что ты способен делать что-то помимо своих непосредственных обязанностей»
По твоему мнению, какими знаниями и навыками должен обладать хороший специалист?
Рита: Сейчас очень модно говорить про софт скиллс. Умение общаться и коммуницировать становится доминирующим фактором даже в архитектурной среде. Без знаний иностранного языка тоже не обойтись. На английском гораздо проще получить необходимую информацию. На «Стрелке» мне часто приходится общаться с подрядчиками именно на английском. При этом учить язык придется самостоятельно. Технический курс в институтах преподается, на качество полученных знаний и умение их применять оставляет желать лучшего.
Можешь перечислить конкретные программы и инструменты, которые сейчас используются и которые могли бы быть полезны начинающим архитекторам.
Рита: Перед тем, как идти на работу в какое-либо архитектурное бюро, полезно поинтересоваться, какую программу они используют для работы в качестве основной, и подтянуть свои навыки.
Основной рабочий инструмент архитектора и проектировщика сегодня — это Revit. Некоторые бюро, такие как «Скуратов» и «Остоженка» работают в ArchiCAD. В местах вроде НИПИ Генплана или же в региональных проектных организациях всё еще можно наткнуться на безнадёжно устаревший AutoCAD. Помимо CAD и BIM инструментов начинающему специалисту будет полезно знать Sketch Up — для быстрого моделирования объектов, и Grasshopper — для параметрического моделирования.
Сегодня очень приветствуется знание InDesign и Illustrator, как впрочем и в любой другой профессии. Чем бы ты ни занимался, ты будешь иметь дело с бесконечными презентациями. «Гисовские» программы также очень востребованы: сказывается влияние урбанистики.
Расскажи, как ты попала на «Стрелку»? В чем заключается философия КБ?
Рита: «Стрелка» была и до сих пор остается обсуждаемой. Да и я сама видела, что люди делают интересные проекты, пытаются изменить мир, и мне очень захотелось поучаствовать в этом. Попала стандартно: увидела вакансию, поняла, что соответствую требованиям, отправила портфолио, успешно прошла собеседование. Все разговоры о том, что попасть на Стрелку «человеку с улицы» невозможно — миф.
КБ кардинально отличается от любого классического архитектурного бюро, и по сути им и не является. Архитектор здесь становится экспертом, фильтром через который проходит любая работа с пространством. Упор делается не на совершенствование технических способностей и навыков проектирования, а на междисциплинарность и развитие аналитического мышления. И это невероятно здорово.
Давай развеем миф об идеализированном и романтичном представления о профессии. К чему нужно быть готовым? Рутина в работе архитектора — какая она?
Рита: Начинающий специалист в основном выполняет нудную техническую работу. Если тебе дали задачу вычертить огромный генплан, то ты будешь этим заниматься каждый день на протяжении месяцев. Многих не устраивает тот факт, что всё постоянно меняется из-за внешних факторов, которые невозможно предугадать. Много работы уходит в никуда. Нужно уметь быстро реагировать, и быть готовым бросать свои дела и всё экстренно переделывать.
При этом романтика профессии никуда не исчезает. Нам всегда говорили, что архитектура — это благородная профессия. Работая своим умом, ты можешь воплотить нечто материальное и видеть результат своих трудов.
«Архитектура — это искусство, и как любое искусство, дает возможность создавать что угодно, от ложки до нового мира»
Архитектура становится твоим стилем жизни: заканчивая рабочий день и выключая компьютер, ты не перестаёшь быть архитектором, а продолжаешь обращать внимание на город, здания, потоки людей и машин, видеть и оценивать малейшие изменения пространства и объектов. И твое восприятие мира уже невозможно переделать.
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomagazine, Instagram. А еще, если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.
Риту фотографировала Дарья Нагорнова специально для Losko
Фотографии офиса предоставлены пресс-службой КБ Стрелка