Никита Лукьянов
Невероятные фотографии Никиты специально для интервью сделала
Никита, расскажи о своем творчестве для тех, кто еще не подписан на тебя в Instagram.
Никита: Я художник и фотограф, занимаюсь визуальным искусством, связанным с рисованной графикой, съёмками, инсталляциями, масками, иллюстрацией. Экспериментирую с разными форматами и техниками, делаю художественные коллаборации с брендами, арт съёмки, свои собственные проекты, графические серии. Также много времени уделяю маскам, которые делаю из разных материалов.
Как ты думаешь, почему то, что ты делаешь, нравится людям?
Никита: Не знаю, возможно потому, что мне самому нравится то, что делаю. Мне кажется, со стороны видно, когда человек горит какой-то идеей, экспериментами, искренне любит то, что делает, — это передаётся зрителю и за этим интересно наблюдать. Также я стараюсь говорить на более-менее понятном языке, учитывая контекст и время, в котором мы сейчас живём.
Расскажи, как считывать этот контекст? В работе, в общении, в творчестве...
Никита: Думаю, что важно быть чутким и уметь проявлять эмпатию. Недавно понравилась цитата: «Увидеть чувства других людей можно только если ты знаком со своими». Тоже считаю, что всё это можно прокачивать в себе, стараться больше слушать, рассуждать и оценивать уместность своих действий. Если говорить в разрезе творчества, то важно понимать, что происходит в мире, а не закрываться в своём вакууме, это напрямую влияет на актуальность и уместность высказывания. Про умение считывать контекст в книге художника Пивоварова «Влюблённый агент» было упражнение, где он с другими художниками пытался разгадать чужие работы, понять, что именно хотел сказать автор, какие приёмы для этого использовал, это очень полезная практика.
Ты принимал участие в создании приложения W1D1, направленное на развитие в себе творческих навыков. Может ли быть достаточно таких, своего рода, тренировок, чтобы стать художником? Или человек должен обладать врожденным чувством прекрасного?
Никита: Чтобы стать художником, просто творческих навыков недостаточно, тут главное сформировать своё высказывание и почерк, а инструмент второстепенен. Но всё это можно в себе вырастить и воспитать, — приложение очень хорошо этому способствует. Вообще практика и тренировки должны занимать 90% времени, а условный талант — всего лишь маленькая часть, мне всегда так с детства говорил отец. Тут очень много аналогий со спортом, в частности с баскетболом, где ты должен постоянно тренироваться и оттачивать броски, иначе тебе не стать лучшим. Наверняка у кого-то есть больше задатков, у кого-то меньше, но бывают случаи, когда упорными тренировками человек достигал бóльших успехов, нежели тот, кто уповал только на свой талант.
В
Никита: Поначалу можно ставить перед собой какие-то микрозадания: замечать красивые тени, сочетания цветов вокруг и разных персонажей. Круто, если получится найти в этом свой кайф. У меня это само собой включается, не могу пройти мимо красивого отражения в луже, тени, сюжета с рабочими на улице, мне нравится всё это замечать и документировать. Мне кажется, это прокачивает нестандартное мышление, видение композиции и даже улучшает настроение, потому что начинаешь видеть красивое даже в обычных вещах.
Ты говоришь, что инструмент второстепенен. Но все-таки, как найти свой?
Никита: Надо экспериментировать и пробовать, иначе не найти. А когда находишь, начинается такой кайф, что тебя уже не остановить. Инструментов может быть много и каждый будет помогать решать свои задачи, у меня это так и работает: с помощью бумаги, холста и красок я занимаюсь графикой и стилизацией. Айфон и профессиональная камера помогают реализовывать фото проекты и съёмки. Из подручных материалов я создаю маски и инсталляции. Можно быть мультиинструменталистом и всё-равно быть цельным, потому что всё, что ты делаешь — это ты.
Раньше мне было сложно это понимать и принимать, потому что в обществе принято навешивать ярлык и все пытаются тебя поместить на определённую полку у себя в голове. И если ты выбиваешься, то становишься неудобным для восприятия. Помню, что мне стало так легко, когда я чётко осознал, кто я. Что я художник и могу делать вообще всё, что угодно, работать с абсолютно разными материалами и чувствовать себя максимально комфортно и целостно. Это наверное один из самых важных и главных вопросов, который можно себе задать.
Когда ты почувствовал, что настал тот самый момент, и решил уйти полностью на удаленную работу и сфокусироваться на собственных проектах? Это был нарыв после рефлексий или поэтапное и взвешенное решение?
Никита: Это было поэтапное решение после многочисленной рефлексии. Раньше я работал в разных дизайн студиях, Яндексе и разных стартапах. Лет 10 занимался графическим дизайном, иллюстрацией, дизайном интерфейсов, мобильных приложений, но, чем дальше, тем больше понимал, что мне тесно в этих рамках, чувствовал сильную нехватку свободы и тягу к искусству. Примерно 4 года назад я уволился отовсюду, стал всё больше уходить в сторону искусства, начал свой художественный путь, параллельно совмещая с дизайном и иллюстрацией. Сейчас я работаю как художник и фотограф над разными проектами, коллаборациями и съёмками, также занимаюсь их артдирекшеном.
Критика и непонимание — мотиватор для тебя?
Никита: Иногда критика и непонимание бывает болезненным: это может выбить из колеи, и на время я могу перестать что-то делать. Думаю, что мы все довольно сильно зависим от социального одобрения, мне бы искренне не хотелось, чтобы так было. Я понял одну вещь, что когда чётко понимаешь кто ты, то становишься сильным и стойким, следовательно ты всё меньше подвержен критике и непониманию. В этом здорово помогает психотерапия, конечно.
Ты как-то разделяешь для себя хобби и работу?
Никита: Для меня нет чёткого разделения, потому что я работаю в разных направлениях, которые приносят удовольствие и деньги. В основном это всё на стыке визуального искусства: фотография, рисованная графика, художественные проекты. Люблю экспериментировать с музыкой, собирать миксы и играть диджей сэты. Считаю, что в принципе можно монетизировать всё, что ты любишь делать — это хорошая проверка идей и себя, в этом и есть искусство. Художник должен зарабатывать своим творчеством, это важно.
Ты говоришь о том, что творчество должно монетизироваться, это предполагает принятие зрителем твоих работ. Есть ли какие-то рамки, за которые ты не можешь выходить, чтобы оставаться понятым?
Никита: Тут, конечно, нужно много факторов учитывать. Думаю, что важно быть понятым и цельным для самого себя, а зрители и покупатели найдутся. Ну и тут многое зависит от того образа и стиля, который ты выстраиваешь вокруг себя, как художника. Мне, например, свойственно экспериментировать, поэтому диапазон довольно широкий и рамок не так много. Тем не менее я стараюсь всё пропускать через свой фильтр и видение, чтобы почерк был узнаваем. Для того, чтобы продать проект или монетизировать своё творчество, нужно быть хорошим продюсером и стратегом, ну или иметь такого человека, чтобы облечь свои идеи в цельную и понятную форму для зрителя.
Можно, конечно, выбрать какую-то заведомо выигрышную, трендовую тему и работать в этом направлении, потому что это сейчас востребовано и зритель готов. Но в этом случае главное пропускать всё через свою призму, а не слепо следовать духу времени. Вообще, это очень интересная и сложная тема, ведь можно делать что-то, и это будет нравиться только тебе, а зрители не будут это принимать и покупать (таких примеров очень много). А когда это нравится только тебе и никому больше — руки опускаются, потому что нет никакой отдачи и отклика. Поэтому очень важно быть таким продюсером, чтобы чувствовать дух времени, зрителя и в то же время не предавать свои принципы.
Случается ли выгорание, когда нет разделения между работой и хобби? Если да, то как восполняешь ресурс?
Никита: Да, бывают периоды выгорания, когда ничего не хочется делать или приступы внутренней критики. В таких случаях я стараюсь не форсировать события и не заставлять себя. Тут главное не винить себя за прокрастинацию, потому что такие моменты тупки очень важны, в этот момент происходят процессы, которые иногда важнее тех, когда ты себя заставляешь. Ну и конечно можно найти занятия, чтобы отвлечься: поиграть в приставку, посмотреть фильм или сериал, поиграть с друзьями в баскетбол или футбол, поэкспериментировать с музыкой, поболтать с друзьями, которые могут поддержать.
На чем основывается твой рабочий процесс? Есть ли в твоей жизни определенный график и рутина? Или эта история больше про порыв и вдохновение.
Никита: Вообще я довольно бессистемный человек, очень много вещей создаётся в хаосе, я люблю такой процесс импровизации, мне так комфортно. Тем не менее, я стараюсь себя дисциплинировать сам, и есть обязательные задачи по рабочим проектам, которые нужно выполнять в срок, или я ставлю перед собой цель сделать серию работ. Полагаться только на порыв и вдохновение нельзя, потому что даже арт-проекты должны быть грамотно спроектированы и выстроены. Я люблю работать в своей домашней мастерской, но мне также нравится приезжать в коворкинг, разграничивать свободное и рабочее время, приходить в любимую кофейню, брать кофе с круассаном — то есть какие-то бытовые ритуалы мне приносят удовольствие. Но вообще, когда образовывается какая-то рутина, меня это сильно начинает раздражать и угнетать, мне кажется, что в этот момент посягают на мою свободу.
Насколько важно рабочее пространство для тебя?
Никита: Учитывая, что большую часть времени я провожу за работой в своей домашней мастерской, то рабочее пространство я сделал максимально комфортным для работы, творчества и разных экспериментов. Сейчас, когда мы все сидим по домам и находимся в изоляции, для меня это время не является особо стрессом, потому что я и в обычное время работаю, не выходя из дома по несколько дней. Домашняя мастерская мне очень нравится, но постепенно заполняется работами, холстами и арт объектами, поэтому в скором времени, я думаю, понадобится помещение побольше, мечтаю о своей просторной студии.
Верджил Абло или Пикассо?
Никита: Обоих уважаю и вдохновляюсь, но Пикассо, конечно, для меня ближе по работе с формой, графике, смелым и масштабным экспериментам. Мечтаю о книге «Picasso at work», там много фотографий процесса его работы.
Верджил Абло больше занимается адаптацией на стыке современного дизайна, одежды и искусства, это тоже интересно. Мне близок его мультидисциплинарный подход, полностью разделяю мыль о том, что самые крутые и инновационные вещи рождаются на стыке разных направлений.
Ты служил в армии, как это повлияло на тебя?
Никита: Научился отлично чистить снег и заправлять кровать. Ну а если в целом, то это была неплохая психологическая закалка и проверка характера, всё это по-другому включается, когда ты попадаешь в такую суровую и жёсткую среду, где ты должен уживаться с разными людьми, с кем в обычной жизни никогда бы не стал общаться. То есть, по сути, тебя на год лишают свободы, и ты должен подчиняться зачастую очень странным правилам. Для себя это объяснял как своего рода эксперимент. Спустя полгода службы я стал художником в части, у меня появилась своя мастерская, где я писал холсты на заказ и рисовал стенгазеты. Своя мастерская в армии — большая редкость, единственное спокойное место, где можно уединиться.
Россия. Что думаешь о ней сейчас?
Никита: Раньше я старался избегать этой темы, был аполитичен, и думал, что меня всё это не касается. Но в последний год стал разбираться, что-то читать и смотреть, потому что ситуация такая, что просто невозможно это не делать. Должно быть соприкосновение с реальностью, даже если ты живёшь в своём вакуумном пузыре и уж тем более, если ты занимаешься искусством. Художников и всех творческих людей это максимально касается, потому что мы, да и все, должны бороться не только за свою свободу, но и свободу высказывания.
Топ любимых фильмов
Художественные:
- Форрест Гамп (реж. Роберт Земекис)
- Ахиллес и черепаха (реж. Такаши Китано)
- Ускользающая красота (реж. Бернардо Бертолуччи)
- Молодость (реж. Паоло Соррентино)
- Пустой дом (реж. Ким-ки-Дук)
- Сука-любовь (реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту)
- Маяк (реж. Роберт Эггерс)
- Хрусталёв, Машину (реж. Алексей Герман старший)
- Брат (реж. Алексей Балабанов)
- Тёмный рыцарь (реж. Кристофер Нолан)
- 12 разгневанных мужчин (реж. Сидни Люмет)
- После прочтения сжечь (реж. Итан и Джоэл Коэны)
Документальные:
- Сны Дзиро о суши (реж. Дэвид Гелб)
- Абстракция: Искусство дизайна, второй сезон
- Тише (реж. Виктор Косаковский)
Если вам было интересно, рекомендуем почитать интервью с замечательной
А также интервью с художником
Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы:
Losko — неккомерческий проект без рекламы на сайте. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы цените свой и чужой труд, то можете поддержать нас финансово на