Пять женщин-фотографов: от фешн-фото до портретов фриков

Еще в середине прошлого столетия фотография считалась мужским делом. Женщине, желающей освоить это ремесло, приходилось преодолевать предвзятое отношение, неуважение со стороны коллег, заниженные ожидания. Рассказываем о пяти великих женщинах-фотографах, которые оставили след в истории. 

Из этой статьи вы узнаете:

Диана Арбус

Диана Арбус
Диана Арбус, автопортрет. Нью-Йорк, 1968

История

Диана Арбус — одна из самых важных фигур в документальной фотографии. Свою жизнь Диана посвятила наиболее выдающемуся жанру: она фотографировала людей с особенностями, необычными чертами и просто «не таких как все». В ее кадр попадали карлики, инвалиды, циркачи — люди, при встрече с которыми мы невольно отводим свой взгляд в сторону. Но цель ее фотографий — отнюдь не сочувствие. Она предлагает посмотреть на мир под иным углом.

Диана Немеров родилась в Нью-Йорке в 1923 году. Немеровы — семья обеспеченных еврейских эмигрантов из России. Отец и дедушка Дианы были бизнесменами и посвятили своему делу всю жизнь. Благодаря их трудолюбию семья не переживала за достаток.

Биограф Арбус Артур Любоф, описывает ее жизнь так: «Семья Немеровых, включающая родителей Дианы, старшего брата и младшую сестру, обитала в огромных апартаментах со множеством комнат, задрапированных тяжелыми занавесками, которые превращали освещение в квартире в постоянные сумерки. Живя в этом безопасном гнезде, Немеровы нуждались в помощи трех нянь, двух служанок, повара и шофера».

В 30-е годы Диана училась в Школе этической культуры, где и раскрыла свой талант к изобразительным искусствам. В 1937-м году она встретила актера, фотографа и своего будущего мужа Аллана Арбуса — того, с кем Диана начала свой творческий путь. Молодожены решили посвятить себя фотоискусству и в 1946 году открыли фотоателье Diane & Allan Arbus. Во время Второй мировой войны Аллан окончил армейские курсы фотографов понимал техническую сторону процесса. Диана выполняла обязанности художественного директора и ассистента Аллана.

Набираясь опыта, Арбус стала фотографом моды, а позже ее работы попали в издательство Conde Nast, благодаря которым ее снимки опубликовали модных журналах Vogue и Glamour. Несмотря на возрастающий успех, это было далеко не то, чем она хотела заниматься. В 50-е из-за стремительного развития фешн-индустрии, съемки для брендов и журналов приносили высокий доход. Диана и Аллан признавались, что «терпеть не могли мир моды». Ее муж позже вспоминал: «Во время фешн-съемок я занимался самой съемкой. Я руководил моделью, говорил, что делать. Диана подходила и поправляла платье, если что-то было не так. И это её унижало, это была омерзительная роль»

В 50-х Диана познакомилась с фотографом Ричардом Аведоном и начала общаться с кругом Бродовича — известного американского дизайнера и фотографа, арт-директора Harper’s Bazaar. В попытке выйти за рамки модной фотографии и найти «свой» стиль, Арбус перестает работать вместе с мужем.

Диана Арбус
Аллан и Диана Арбусы

В 1963 и 1966 годах Диана Арбус получила грант Гуггенхайма, что позволило ей полностью сосредоточиться на творчестве. Уже в 67-м году состоялась ее первая серьезная выставка в Музее современного искусства.

Арбус ушла из жизни достаточно рано: в возрасте 48 лет. Обладая от природы довольно ранимой и чувствительной натурой, Арбус часто страдала от приступов депрессии. В июле 1971 года Диана совершила самоубийство, выпив большое количество барбитуратов и перерезав себе вены.

Стиль

Диана — девушка из обеспеченной семьи, которую потянуло к маргинальным слоям. Фотографировать ей было интересно тех, кто выглядел «странно» и далеко за материалом ходить не приходилось. Нью-Йорк и его мир трансвеститов и ночлежек изобиловал фриками. Стоило только выйти из дома, ты мог встретить человека-подушку для булавок, гермафродита с собакой, шпагоглотательницу или трансвестита. Была и повседневная жизнь со своим запасом «странностей». Самое главное — уметь их уловить.

«Ты видишь кого-то на улице, - писала она, - и то, что в нем подмечаешь, в сущности, является изъяном». Самое интересное, что она не подсматривала за своими героями, не застала их врасплох. Диана сперва знакомилась с ними, налаживала контакт, и лишь после этого люди ей позировали. Она фотографировала людей, не понимающих своей «странности», не осознающих, чем они ее зацепили.

Интересные факты:

Энни Лейбовиц

Энни Лейбовиц
Портрет Энни Лейбовиц

История

Энни Лейбовиц — мировой мастер портретов и фешн-фотографии. Сложно назвать знаменитость, которая не попадала в объектив ее камеры. Лейбовиц показывает человека в самом непривычном образе, раскрывающем его с новой стороны. И это никого не оставляет равнодушным.  Журналы Rolling Stone и Vanity Fair с ее фотографиями на обложках ставили рекорды по тиражам. Ранее мы уже писали про ее подробную биографию, здесь же постарались собрать лишь самое важное, что нужно знать об этом великом фотографе.

Энни родилась 2 октября 1949 года в семье офицера ВВС США и была третьим ребенком в семье из восьми человек. В детстве девочка постоянно переезжала из-за работы отца. Позже Лейбовиц будет вспоминать, что  благодаря постоянным переездам у нее сформировалась насмотренность и наблюдательность.

Искусство фотографии Лейбовиц выбрала не сразу: изначально она хотела пойти по стопам матери и преподавать искусство, поэтому после школы поступила в Институт искусств Сан-Франциско.

Фотография заинтересовала ее во время семейной поездки в Японию. Вернувшись домой, Энни сразу же записалась на вечерние курсы фотографов. В то же время она окончательно осознала, что преподавание искусств — это не ее путь и решила бросить университет. В поиске новых впечатлений Энни отправляется с археологической экспедицией в Израиль на раскопки дворца царя Соломона.

После возвращения из экспедиции в 1970 году Энни стала внештатным фотокорреспондентом журнала Rolling Stone. Основателя издания Дженна Веннера глубоко впечатлили снимки демонстраций против войны во Вьетнаме и фотографии из последней поездки в Израиль. Он создал благоприятные условия для реализации любых творческих задумок Энни. Уже через несколько лет она стала главным фотографом музыкального журнала с мировым именем.

С 1970 года Лейбовиц снимала Боба Дилана, Патти Смит, Боба Марли и других звезд. Самое яркое событие ее карьеры в журнале, о котором Энни еще неоднократно будет вспоминать, — сопровождение в качестве фотографа The Rolling Stones во время их турне. Результат — черно-белые портреты музыкантов, фанатов и бекстейджа, которые стали легендарными.

В 1980 Энни сделала знаменитую фотографию обнаженного Джона Леннона, обнимающего жену. Сама Энни вспоминает об этой съемке так: «Йоко спросила, нужно ли ей снять хотя бы верхнюю часть одежды, и я ответила — нет, не нужно, еще не понимая, каким именно должно быть изображение. Когда Джон обнял ее, это выглядело потрясающе сильно. Это выглядело так, будто ей холодно и он согревает ее. Первая проба на Polaroid привела в восторг обоих»

Через несколько часов после съемки музыкант был убит. Обложку с этой фотографией признали лучшей за несколько десятков лет.

Йоко Оно и Джон Леннон

Энни проработала в Rolling Stone 13 лет, а с 1980 года начала фотографировать для Vanity Fair.

Арт-директор Vanity Fair Беа Фейтлер, по словам Лейбовиц, объяснила ей: «Талант — это не на всю жизнь, его, как дитя, нужно все время кормить и лелеять». На момент перехода в модный глянец за ней закрепилось звание рок-н-ролльного фотографа и Энни долгое время привыкала к новым законам фэшн-фотографии, когда на площадке ты окружен целой командой стилистов, визажистов и осветителей.

Тогда же она познакомилась с американской писательницей Сьюзен Зонтаг, которая в дальнейшем стала ее ближайшей подругой и спутницей жизни. Вместе они издали альбом «Женщины», в котором портреты знаменитостей и кадры обычных американских женщин перемежались с сочинениями Зонтаг.

Стиль

Благодаря фэшн-фотографии Лейбовиц удалось в полной мере раскрыть свой талант и стать специалистом по портретам. «Чтобы делать безупречные снимки, мне надо быть в теме, оказаться внутри ситуации, она должна меня окружать. Лучшие снимки это всегда о том, что окружает именно тебя, когда ты сама тоже часть окружающего» — рассказывала она.

Портреты всегда были, есть и будут ее визитной карточкой. Благодаря своей проницательности, фотографии Энни всегда получались искренними, несмотря на скрупулезную проработку каждого кадра.

Лейбовиц не боится играть с контрастами и шокировать провокационностью. Главная особенность ее портретных фотографий — подчеркнутая уникальность людей. В них улавливаются мельчайшие чувства и черты характера: любовь, страх, гордость, тоска, нежность, сдержанность, сила. Арнольд Шварцнеггер, который также неоднократно оказывался в объективе ее камеры, делился: «Она каким-то образом проникала в твой мир и становилась частью твоей жизни. В какой-то момент даже перестаешь замечать, что она все снимает и записывает на пленку. Где бы ты ни находился, рядом оказывалась Энни, но даже в голову не приходило сказать «уходи, ты мне мешаешь», настолько она была своя».

Еще одной знаковой серией стали групповые портреты актеров и моделей для Vanity Fair. Здесь Энни проявляет себя как полноценный художник и режиссер-постановщик: на кадрах до мельчайших деталей продуманы позы, композиция, свет и цвет. Такие групповые портреты, как картины эпохи Возрождения, хочется подолгу рассматривать. В них заметна точная проработанность деталей, улавливается игра со светом и тенью, видна сложная композиция, а у каждой модели своя поза, особенно раскрывающая личность.

Интересные факты:

Мартина Франк

Мартина Франк
Photographer Martine Franck, Venice, Italy, 1972. Franck died of cancer on Aug. 16.

«Я думаю, все в этом мире можно нарисовать, потому что рисуя можно поменять реальность; но не все возможно сфотографировать и фотограф часто приходит домой с «пустыми руками», со снимками, которые имеют документальную ценность, но редко имеют что-то более глубокое. Фотограф должен признать, что большинство «щелчков» не принесут должного результата... и когда-то чудеса случаются, без предупреждения»

История

Мартина Франк — британско-бельгийский фотограф, документалист и портретист, чьи работы относят к классическому стилю фотографии. Она была одной из немногих женщин, ставших членом агентства Magnum Photos. Франк была второй женой Анри Картье-Брессона, а также соучредителем и президентом Фонда Анри Картье-Брессона.

Франк родилась 2 апреля 1938 года в Антверпене в семье бельгийского банкира Луи Франка и британки Эвелин. После рождения Мартины семья переехала в Лондон, а уже год спустя отца призвали на военную службу. Вместе с мамой девочка эмигрировала в Соединенные Штаты, проведя остаток Второй мировой войны на Лонг-Айленде и в Аризоне.

Чувство прекрасного воспитывалось в Мартине с самого детства: отец коллекционировал произведения искусства и водил дочь в галереи и музеи. В школе-интернате для девочек, в которой училась Мартина, преподавали историю искусств. «У меня был замечательный учитель, который действительно вдохновил меня», - вспоминала она.

Мартина продолжила изучать историю искусств после школы: она поступила  в Мадридский университет и училась в Ecole du Louvre в Париже. Диссертацию она посвятила кубизму и его влиянию на скульптуру, однако после защиты решила, что особого таланта к письму у нее нет. После этого Мартина обратилась к фотографии.

В 1963 году Франк отправилась в путешествие по Дальнему Востоку, прихватив с собой камеру Leica, подаренную братом. По возвращению во Францию она знакомится с фотографами Элиотом Элисофоном и Гьон Мили из издания Life и становится их помощницей. За несколько лет она развивает свое мастерство и уже к 1969  ее фотографии стали появляться в таких изданиях как Life, Fortune, Sports Illustrated, New York Times и Vogue. В тот же период она вышла замуж за известного фотографа Анри Картье-Брессона.

В 70-х она работала во французском агентстве Viva, а уже в 1980-м ее кандидатуру выдвинули в члены знаменитого фотоагентства Magnum. Три года спустя Мартина становится его действительным членом, а в начале двухтысячных она была избрана одним из вице-президентов агентства.

Стиль

«Мартина была одним из классических фотографов Magnum, мы все могли бы с этим согласиться, — сказал фотограф Эллиотт Эрвитт по поводу кончины Франк. — Талантливая, элегантная, мудрая, скромная и щедрая, она установила такие стандарты, которые нечасто встречаются в нашей профессии».

Мартина Франк  интересовалась коммерческой фотографией меньше, чем документальной. Если она и бралась за рекламную съемку, то это никоим образом не было связано с фешн-фотографией — жанром, который был ей не так близок. Мартина хотела, чтобы ее работы были глубже по смыслу и приносили пользу. Поэтому она много работала с «Врачами без границ» и Международным Красным Крестом — организацией, оказывающей гуманитарную помощь жертвам вооруженных конфликтов.

«Фотография пришла ко мне как замена реального мира...Я была болезненно скромной и мне было трудно общаться с людьми. Камера дала мне возможность что-то делать, причину быть где-то, быть свидетелем чего-то не участвуя в этом», — говорила Франк.

Скромность фотографа сыграла ей на пользу: в работах Мартины присутствует ощущение «случайного свидетеля», мимолетно наблюдающего за происходящим. Она не пытается исказить реальность, а просто фиксирует трогательное, зачастую незаметное в повседневности. Франк предпочитала работать вне студии, использовать черно-белую пленку и 35-мм камеру Leica.

Портреты и документалистика — не самые главные темы ее работ. Ее фотографии куда разнообразнее и содержательнее. Можно выделить несколько ключевых направлений. Геометрия — история, посвященная пейзажам и ландшафтам, игре с формами и плоскостями. Зеркало — целая серия работ о человеке и его отражении. Портрет, по отношению к которому Мартина испытывала особые чувства. Она делилась, что каждый раз — это новый опыт взаимоотношений. Старость — тема, которой даже посвящена книга «Время стареть». Она включает в себя повседневные фотографии пожилых людей. «Театр дю Солей» официальным фотографом которого Мартина была с самого его основания.

«Мне кажется, что романтизм перекликается с фотографией. Все эти понятия, связанные с уходящим временем, с мгновением, эмоциями, ностальгией, мечтаниями, мне близки. Романтизм — это и познание другого, знакомство с собой через другого, свобода выражать себя без страха»

Интересные факты:

Вивиан Майер

Вивиан Майер

История

Вивиан Майер по праву можно назвать самым загадочным фотографом ХХ века. На протяжении всей своей сознательной жизни она методично документировала уличные истории Чикаго и рассказывала через свои кадры американскую историю 50х-80х годов. Свой талант Вивиан не стремилась афишировать и все работы уходили «в стол». Слава пришла к ней лишь после смерти в 2009 году. К сожалению, найти родственников, знавших Майер при жизни не удалось, из-за чего о ней известно ничтожно мало. Но все существующие подробности ее поразительной истории мы уже собирали в большом материале о Вивиан. Здесь же поделимся лишь ключевыми событиями из ее жизни.

Вивиан Майер родилась в 1926 году в Нью-Йорке в семье австрийца и француженки. Все свое детство провела в переездах между Францией и США. После развода родителей, Вивиан вместе с мамой перебрались к подруге семьи Жанне Бертран, которая профессионально занималась фотографией. Предположительно, именно у нее Майер училась фотоискусству. Всю Вторую мировую войну она провела во Франции, после чего, в возрасте 25 лет, вернулась в США.

Вскоре после переезда Вивиан решает попробовать себя в роли няни и уезжает жить в Чикаго. Майер преуспевает в этом ремесле и на протяжении 40 лет занимается воспитанием детей в обеспеченных семьях.  Ее клиентами были Гинзбурги, Реймонды, американский ведущий Фил Донахью.

Майер замечательно ладила с детьми. Ее воспитанники с теплом вспоминают, что Вивиан была «взрослым ребенком», готовым пойти не любые авантюры: сходить ночью на кладбище, договориться с молочником, чтобы он подвез детей до школы, бесконечно исследовать разные уголки города. Это искреннее любопытство и неподдельный интерес к жизни были основой для теплой дружбы между Вивиан и детьми.

Вивиан прекрасно совмещала профессию няни с увлечением фотографией. Майер не расставалась с камерой и всегда брала ее на прогулку с детьми. Чуткий взор Вивиан был способен уловить удивительные сюжеты, происходящие прямо на улицах Чикаго. Бедняки и представители высшего общества, работяги и детвора, влюбленные парочки и городские сумасшедшие были постоянными объектами ее фотографий.

Свое хобби Вивиан скрывала от окружающих: посторонним вход в комнату, где она занималась проявкой снимков, был воспрещен. Фактически, Вивиан делала эти снимки только для себя, словно фотоаппарат был своеобразной рамкой, через которую она смотрела на мир.

Ее талант обнаружили случайно уже после кончины Вивиан в 2009 году. Тогда же агент по недвижимости Джон Малуф купил на аукционе 100 000 ее негативов за 400 долларов. Довольно быстро Малуф осознал, какие ценные кадры попали ему в руки и занялся поиском родных и близких Майер. Но его попытки не увенчались успехом — Майер не создала свою семью, а из родственников нашлись только кузены из Франции, которые не знали о ее существовании. Благодаря Малуфу фотографии увидели на выставках в Америке, Европе и Азии.

Стиль

Несмотря на то, что Майер не выполняла коммерческих заказов, уровень ее работ любительским точно не назовешь. Профессионалы улавливают в ее фотографиях стиль Анри Картье-Брессона, Роберта Франка, Ли Фридлендера, Дианы Арбус и Виджи.

«Майер была ранним поэтом цветной фотографии, — пишет Джоэл Мейеровиц. — В её фотографиях видно, что она быстро улавливает поведение людей, изменение ситуации, жесты, выражения лиц — все маленькие события, которые превращали для неё повседневную жизнь улиц в откровение».

Стиль Майер далек от документальной и репортажной фотографии. Она была стрит-фотографом, который, в отличие от репортажника, не имеет конкретной цели своей съемки. Он наблюдает за городской действительностью и выхватывает красочные моменты. Это могут быть мятые штанины или скованные кисти рук, уставшее лицо или загадочная улыбка. Это даже может быть мусорный бак и голубь.

Снимки Вивиан — как приятное дуновение весеннего ветра, полны энергии и живости, динамичны и содержательно насыщенны. Она будто бы переживала, что не сможет передать красочность повседневности 50-х годов Чикаго и с упоением выхватывала самое важное из окружающей ее действительности.

Интересные факты

Нина Свиридова

Женщины фотографы: Нина Свиридова

История

Имя Нины Свиридовой невозможно рассматривать отдельно от ее спутника жизни и коллеги — Дмитрия Воздвиженского. В историю они вошли как самый трогательный творческий и семейный союз, подаривший миру сотни кадров счастливых людей. Их работы высоко оценили не только на родине, но и в других странах.

Нина Свиридова родилась в 1933 году в Москве. Окончив филологический факультет МГУ, она стала учительницей русского языка и литературы. Уже тогда у Нины проявилась тяга к фотоискусству, и моменты школьной жизни она снимала на свою любительскую камеру. Каждую неделю она посещала сборы молодежной фотосекции, постепенно оттачивая мастерство.

В апреле 1961 года «Учительская газета» опубликовала первые профессионально выполненные работы Нины Свиридовой. Ее талант сразу привлек к себе много внимания со стороны коллег. Позже в газете «Спутник» этот скачок от любительской фотографии до профессиональной назвали превращением учителя в «профессора фотографии». Уже в сентябре 1961 года в журнале «Советское фото» появилась ее фотография «У кремлевской стены».

«У кремлевской стены»

В том же издании советский фотограф Семен Фридлянд посвятил ей статью «Призвание». Он писал: «Всего два с лишним года увлекается Нина Свиридова фотографией. Но и за этот небольшой срок, как видим, достигнуто немало. И главное — перейден тот неодолимый для ряда любителей рубеж, за которым уже прекращается «щелканье», и начинается фотографирование, проникнутое творческой мыслью. Впереди — путь к мастерству, а вместе с тем, возможно, и к профессиональному занятию фотографией. Ведь именно так начинали свою творческую биографию большинство фотокорреспондентов газет и журналов». Он предсказал будущее Нины, ведь в последствии она оставила работу учителя и посвятила дальнейшую жизнь фотографии.

Так Нина начала карьеру в качестве фоторепортажницы. С момента публикации своего первого снимка до 1966 года она проработала в «Учительской газете», после чего ушла в журнал «РТ», где оставалась фотокорреспондентом до 1968 года. Последним местом, которому она посвятила десять лет, стал Государственный Комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. Она посетила самые разные уголки Советского Союза:  Закарпатье, Урал, Белоруссия, Прибалтика.

В это же время происходит история любви, с которой и начался творческий тандем Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского. История их знакомства напоминает легкий романтический фильм: лето, дачный поселок, речка. Невзначай завязавшийся разговор, после которого для всех все стало ясно. Благодаря ей Дмитрий узнал о фотографии — на тот момент Нина снимала уже четыре года.  Она — учитель русского, он — аспирант нефтяного института имени Губкина. Две противоположности, которые дополняли и вдохновляли друг друга.

Они не делили фотографии на «мою» и «твою». Каждый кадр был результатом общей работы, воплощением их любви. Несмотря на разный подход — Нина фотографировала более интуитивно, как чувствовала, а Дмитрий тщательно продумывал кадр — порой они сами не могли отличить, кто из них сделал тот или иной кадр. Все фотографии они подписывали вместе: Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский. Поэтому их официально называли творческим тандемом, даже на конкурсах и фотовыставках. Они были удостоены второй премии и медали МИД Франции в 1976 году, участвовали в экспозициях в Гамбурге и других европейских городах.

Совместная работа Нины и Дмитрия продолжалась 40 лет. В 2005 году Воздвиженский умер. Нина ушла из жизни тремя годами позже.

Стиль

Нина Свиридова говорила, что больше всего они любили друг друга и фотографию. Она рассказывала: «Еще более любимым занятием для нас было смотреть контакты и спорить — кто что снял. Снимали мы двумя камерами и постоянно ими менялись.  А видение у нас было одинаковое — в этом тоже было чудо. Мы все время поддерживали друг друга. Я — филолог, а он — технарь. Его увлекала концептуальная фотография — он исходил из мысли, задумывал что-то, а потом воплощал в жизнь. А я, наоборот, исходила из эмоций, ловила счастливые мгновенья и старалась запечатлеть то, что вижу. Потом мы вдруг поняли, что все наши фотографии настолько похожи, что мы даже не можем разобрать, кто что снял».

В фокусе внимания Нины оказались зарисовки счастливой повседневности, выраженной в эмоциях, движениях и позах. Может показаться, что в ее кадрах нарочно появлялись только улыбчивые люди и радостные моменты, во имя пропаганды советского счастья, что это какой-то параллельный мир. Но это не так. Их сын, Дмитрий Воздвиженский-младший, рассказывал, что они снимали только те сюжеты, которые «отвечали их собственной природе восторженности». Это советские школьники и просто обаятельные прохожие, веселые рабочие и безмятежно отдыхающие на пляже — во всем этом они находили красоту и вдохновение.

Интересные факты:


Предлагаем прочитать также биографии известных фотографов на Losko:
Фотограф Хельмут Ньютон: «Я ненавижу хороший вкус»
Питер Линдберг: «Красота — это мужество быть собой»
Вивиан Майер: самый загадочный фотограф XX века
Энни Лейбовиц. Жизнь с фотокамерой

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: TelegramInstagram. Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать деньги на Patreon и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо за вашу осознанность и что цените свой и чужой труд.