Иконы стиля: 5 самых влиятельных женщин в мире фотографии

Изучая историю фотографии, мы читаем об Анри Картье Брессоне, Хельмуте Ньютоне и, конечно же, Питере Линдберге. Как правило, женщины в подобных статьях попадаются редко из-за того, что патриархальное общество прошлого столетия отводило им другое «место». Тогда девушкам приходилось преодолевать сексизм и бороться за права и свободу.

Из статьи вы узнаете:

Ева Арнольд

Ева Арнольд — первая женщина, вступившая в нью-йоркское отделение фотоагентства Magnum Photos, основанное Анри Картье-Брессоном в 1947 году и действующие по сей день. Девушка была членом ордена королевской фотографии и офицером ордена Британии, считается одной из основательниц «золотого века новостной фотографии».

Биография

Ева Коэн Родилась в 1912 году, в семье русских евреев, переехавших из России в США. Кроме Евы в семье было ещё восемь детей.

Фотограф рассказывала, что в детстве гадалка предсказала ей известность и успех в мужской профессии. Семья подумала, что речь шла о медицине, поэтому у девочки и появилось желание стать доктором. Зная, что ее ожидает успех в мужской профессии, Ева не воспринимала фотографию серьезно. Однако Еве не суждено было стать врачом: семья Коэнов была бедной, поэтому не могла оплатить обучение в медицинском университете.

В 16 лет девушка переехала в Нью-Йорк и начала работать в мастерской, проявляя пленку. Тогда она закончила полуторамесячные курсы и стала фоторепортером.

Во время Второй Мировой войны Ева вышла замуж за Арнольда Арнольда и родила сына.

Карьера

Хоть девушка и была знакома с фотоаппаратом с 13 лет, карьеру ей удалось построить только к 30-ти годам. Ева решила всерьез заняться фотографией, получив крупный заказ от нью-йоркского завода. Выполнив его, она поняла, что хочет снимать репортажи.

В 1948 году Арнольд поступила на курсы фотографии, которые вёл Алексей Бродович, арт-директор журнала Harper’s Bazaar. Его впечатлили работы Евы и вскоре он предложил девушке сотрудничать. Фотограф начинала регулярно печататься не только в Harper’s Bazaar, но и в других известных изданиях.

Работы Евы Арнольд высоко ценил фотограф Анри Картье-Брессон. Он поспособствовал ее назначению ассоциативным членом Magnum в 1955 году. Таким образом, девушка стала первой женщиной, которую официально приняли в международное фотоагентство.

Как фотограф, девушка исследовала жизнь очень разных, иногда противоположных людей. Она снимала как бедную жизнь в нью-йоркском гарлеме, где множество бездомных, так и богемный Голливуд, пестрящий шикарными вывесками кинотеатров и ресторанов. Таким образом, Арнольд показывала человека в его окружении, как он к нему относился и как себя ощущал.

«Я была бедна и хотела документировать бедность; я потеряла ребёнка и была одержима рождением; я интересовалась политикой, и хотела знать, как она влияет на нашу жизнь; я — женщина и я хотела узнавать о женщинах».

Фотография

Не только друзья, но также критики и коллеги отзывалась о Еве Арнольд как о дружелюбном и притягательном человеке, обладающим душевной простотой и умением расположить к себе.

Фотограф выстраивала доверительные отношения со моделями и снимала их в минуты откровения. Ее герои словно были застигнуты врасплох. Возможно, именно это и делает снимки такими настоящими и живыми.

Ева Арнольд приоткрыла занавес голливудской жизни. Благодаря ее работам мы можем заглянуть в закулисье  и посмотреть на взволнованную Мэрилин Монро, читающую сценарий перед выходом на сцену, уставшую Марлен Дитрих, ожидающую полуночи для начала  записи в студии, или Жаклин Кеннеди, наряжающую дочку перед публичным выходом.

«Если вы будете бережны с людьми, они откроют вам часть себя. Это большое таинство»

Марлен Дитрих в студии звукозаписи ждёт полуночи, чтобы начать работать по совету астролога. Нью-Йорк, США.

Большинство известных фотографий Мэрилин Монро были сделаны Евой Арнольд. Девушки не только  работали вместе, но и дружили до смерти актрисы. Снимки, сделанные на протяжении десяти лет, опубликованы в виде отдельной фотокниги «Marilyn Monroe: An Appreciation».

Интересное

Ева Арнольд побывала в Афганистане, России, Африке, Египте, Монголии. Девушка погружалась в культуры и обычаи, присутствовала на митингах и протестах, снимала фоторепортажи с психиатрических больниц, транслируя свое отношение к происходящему через фотокамеру.

Фотограф 15 лет добивалась разрешения на поездку в Китай и получила визу только в 67 лет. Она стала одной из первых западных фотожурналистов, посетивших КНР после налаживания отношений с Америкой. Девушка проехала 60 тысяч километров по Китаю, снимая повседневную жизнь местных жителей, их культуру и обычаи. Уникальные снимки Евы были представлены на первой персональной выставке в Нью-Йорке, за которые автор была награждена премией фоторепортеров Америки.

Умерла Ева Арнольд в 2012 году за несколько месяцев до своего столетия в доме престарелых.

Имоджен Каннингем

Имоджен Каннингем — женщина, которая благодаря твердому характеру и самобытности стала ключевым американским фотографом ХХ века.

Каннингем была одной из первых женщин, которая осмелилась назвать фоторемесло своей профессией. Она была феминисткой и писала Заметки «о фото, как о способе заработка для женщин». Критики называли Имоджен резкой, острой на язык и сложной.

Биография

Имоджен познакомилась с фотографией в 18 лет, сделав свои обнаженные портреты. Как позже вспоминала девушка, она не вкладывала смысла в эти снимки и не боялась осуждения общества. Тем не менее, после нескольких экспериментов она продала камеру, потому что утратила интерес к снимкам.

Имоджен была амбициозной и отличалась живым умом. Она четко ставила цели и  шла к ним: она единственная в семье из семи детей поступила в университет и училась на химика в Вашингтоне.

В университете преподаватель химии показал ей работы мастера пикторализма Гертруды Кезебир и обучил девушку основам обращения с камерой. Девушка вдохновилась и начала подрабатывать, фотографируя растения для биологической секции в университете.

Успешно закончив учебу, Имоджен ушла в подмастерье Эдвардса Кёртиса, известного фотографа-этнографа. Позже девушка рассказывала, что учитель редко появлялся на занятиях, поэтому все секреты фотодела ей раскрыл немец по фамилии Мур, который был его помощником.

После этого Имоджен уехала в Дрезден, где все свободное время посвятила научной работе на тему ускорения печати фото и прямом проявлении платиновой бумаги для коричневых тонов.  В этот период она совсем не фотографирует и концентрируется на теме своего исследования.

В 1910 году Каннингем открыла собственную студию. А еще позже она основала известное творческое объединение F/64, главной целью которого было абсолютно четкое фокусное изображение, передача достоверной и натуралистической картинки.

Карьера

В 1915 году Имоджен вышла замуж и переехала в Сан-Франциско, где у супружеской пары появляется трое детей. Несмотря на домашние заботы, девушка продолжила фотографировать. Ее моделями все чаще становились ее сыновья и муж.

Имоджен — одна из первых женщин фотографов, кто начал снимать обнаженные натуры мужчин и беременных женщин. Критики отнеслись к таким экспериментам негативно, потому что это считалось неприличным. Хоть Имоджен и не обращала внимания на критику и признание, после массового неодобрения этих снимков она сделала перерыв в работе.

К середине 20-х годов Имоджен отказалась от коммерции, поскольку решила вернуться к тому, с чего начинала. Каннингем начала фотографировать растения. Одна из самых популярных работ — Магнолия, красоту которой, по словам фотографа, уничтожила популярность. В ботанических работах Каннингем изображала растения натуралистично, во всей их природной красоте, без сентиментальности и художественности.

Фотография

Имоджен не интересовала принадлежность к тем или иным группам, она не останавливалась на одном стиле, Каннингем не волновали модные тенденции - она их создавала.

Больше всего ее интересовала техническая составляющая, функционал и метод. Она критиковала поклонников школы Анри Картье-Брессона и его концепцию «решающего момента», философия которой состояла в способности сделать кадр в кульминационный момент действия. Имоджен считала, что куда важнее как сделано фото, нежели то, что на нем изображено.Поэтому ее уличные фото отличаются от классической школы Анри Картье-Брессона. Имоджен по-своему исследовала социум и его поведение.

Работы фотографа можно купить на ее официальном сайте. Стоимость варьируется от 1 800$ до 40 000$.

Интересное

Имоджен была своенравной дамой — ее не интересовала слава, популярность и признание. Она позволяла себе колкие высказывания, за что критики отзывались о ней как о резкой и острой на язык. Каннингем в свою очередь не интересовали их комментарии.

Тем не менее, Каннингем была и остается ключевым фотографом ХХ столетия. Популярность к ней пришла не из-за обаяния, влиятельных знакомых или умению следовать трендам — она добилась мирового успеха исключительно своим твёрдым характером. Имоджен всегда стремилась к экспериментам, упорно работала над собой и добивалась поставленных целей. Ей некогда было распыляться и думать о восхищении.

Даже когда мэр Сан-Франциско посвятил ей 12 ноября она говорила, что не знает, что такое успех, а известность — не для нее. Возможно, если бы Каннингем застала день когда в ее честь был назван кратер на планете Меркурий, женщина и вовсе не заметила бы этого, настолько ей было неважно всеобщее признание.

Умерла Имоджен Каннингем в 93 года, так и не закончив свой проект, посвященный жизни после 90 лет.

Летиция Батталья

Летиция Батталья была сицилийским фотографом. Основная тема ее работ — мафия 70-х годов. Ее бесстрашию может позавидовать каждый: она фотографировала преступную организацию Коза Ностры и несмотря на угрозы, отказывалась от охраны.

Биография

Родилась Летиция в 1935 году, в Палермо, Сицилия. В 16 лет, не окончив школу, девушка вышла замуж и родила троих детей. Муж был сторонником патриархата, из-за чего у Летиции не осталось надежд на окончание образования и будущую профессию. Девушка занимается  воспитанием троих детей и ведением быта

В 35 лет Летиция развелась с мужем и переехала в Милан, где устроилась на полставки в местный журнал. Она замечает, что статьи продаются лучше, если в них есть фотографии. Девушка начала пробовать снимать. Вскоре начальство уже запрашивало у автора снимки для иллюстрации ее колонки.

Батталья училась фотографировать по работам знаменитых фотографов Дианы Арбус, Йозефа Куделка, Мэри Эллен Марк.

Карьера

В 70-х Летиция возвращается на родину и попадает на передовую «второй мафиозной войны». Тогда на улицах убивали политиков, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, активистов, наркодилеров и проституток. Женщина не испугалась и стала вести фотохронику жестоких действий мафии. Сейчас Батталья называет эти снимки «архивом крови». Серия стала культурным наследием Италии.

Летиция получала угрозы от мафии: звонки, письма с приказом покинуть остров, плевки и разбитые камеры. Несмотря на это, Летиция осталась в Палермо и продолжила снимать. Она принципиально отказывалась от охраны, так как считала, что это ограничит ее свободу.

В 1974 году Летиция стала первым штатным фотографом-журналистом в Италии.

В середине 80-х Летиция отошла от фотографии, чтобы бороться с мафией иначе. Женщина вошла в городской совет Палермо, а потом и в региональный парламент. Как вспоминает сама Летиция, энтузиазма хватило ненадолго.

В 1992-м году мафия убивает двух друзей Летиции — Фальконе и Борселлино, которые были народным символом надежды и перемен. Смерть друзей глубоко поразили женщину, и она отошла от фотографии на долгие годы впервые за всю свою карьеру. Ей казалось, что надежд на победу не остается.

«Когда вы фотографируете трупы и нищету, использование черного и белого — это способ быть деликатным, уважительным. Черно-белый цвет создает некую тишину, и эта тишина была очень важна для меня

Фотография

Несмотря на то, что Летиция занималась по большей части свой «архив крови», она также известна и другими работами, так как предметом ее исследования была не только мафия. Она рассказывала о женщинах, интеллигенции, нищете острова, психиатрических больницах.

Одна из ее наиболее известных фотографий - портрет маленькой девочки с футбольным мячом, в районе, где продают наркотики. Спустя годы фотограф возвращалась, чтобы найти героиню и сделать повторный снимок, только уже взрослой девушки. Поиски не привели к успеху — Летиция так и не нашла ее.

«Не думаю, что она хорошо закончила»-говорила Батталья.

Интересное

В 1991 году Батталья основала журнал Mezzo Ciello. Она была феминисткой, поэтому решила, что журнал будет издаваться только женщинами.

Сейчас Летиция Батталья живет в Италии и занимается первым музеем в Палермо, который посвящён фотографиям.

«У меня ещё много дел и я чувствую такую внутреннюю силу, какой не ощущала, когда мне было 20, 30 или 40 лет. Может быть, я чувствую себя сильной, потому что сегодня я сама себе хозяйка, и это придаёт мне силы. Как Наполеону», — смеётся Батталья.

Лизетт Модел

Лизетт Модел — американский фотограф австрийского происхождения, одна из основоположниц уличной фотографии. Она была приверженицей «решающего момента». Ее стиль называли жестким, а сама девушка учила фотографировать «из своих кишок, вспарывая внутренний мир своих моделей и постигая суть окружающей среды».

Биография

Лизетт Модел родилась 10 ноября 1901 года. Ее отец был военным врачом и хорошо зарабатывал, поэтому девочка владела тремя языками, занималась вокалом и музыкой.

В 23 года девушка переехала в Париж, чтобы профессионально изучать вокал, но совсем скоро бросила музыку, занималась живописью и фотографией. Ее преподавателем по живописи был французский скульптор и художник Андре Лот, у которого в это время обучался Анри Картье Брессон.

Азы фотографии Лизетт постигала у своей сестры. Она учила девушку не снимать то, в чем ты «страстно не заинтересован». Вскоре Модел начала фотографировать самостоятельно.

Карьера

В 40-х годах Лизетт вышла замуж за художника Евсу Модела, с которым она переехала жить в США. Девушка вдохновлялась ритмом Нью-Йорка и его жителями. В мегаполисе ее воодушевляло буквально всё : гул широких улиц, одинокие старики в парках, влюблённые пары, беззаботные ребятишки, отражения в небоскребах, солидные дамы и бизнесмены. В это время появились одни из самых ее известных работ «Отражения» и «Бегущие ноги».

Девушка начала регулярно фотографировать для Harper’s Bazaar, ее приняли в нью-йоркскую фотографическую лигу.

В 1940 году состоялась ее первая выставка работ в музее современного искусства, которая была высоко оценена критиками.

Через 11 лет Лизетта стала преподавателем в Новой Школе социальных исследований, где у неё будут обучаться такие известные личности как Диана Арбус и Ларри Финк.

«Фотокамера — это инструмент обнаружения. Мы фотографируем не только то, что мы видим, но и то, что мы не знаем»- учила Лизетт.

Она скончалась в 1983 году на 82-м году жизни.

Фотография

Лизетт Модел старалась фотографировать так, чтобы ее снимки показывали  смысл происходящего, застигнутого в «решающий момент». Некоторые ее фото действительно жесткие, гротескные и вызывающие, но именно это и заставляет зрителя погрузиться в себя.

София Яблонская

София была украинским фотографом-репортером, писательницей и авантюристкой. Ее биография пропитана духом приключений и загадочности: охота на тигров, проживание в племени каннибалов, путешествия во все уголки мира. О Яблонской не принято вспоминать как о фотографе, у неё не было наград и признаний, а ее снимки почти невозможно найти в интернете. Тем не менее, ее документальные фото поистине уникальны и притягательны, поэтому мы расскажем о ней.

Биография

Родилась София в селе Тарасовка, Львовской области, в семье греко-католического священника.  Девочка и отец были очень привязаны друг к другу. София присылала ему письма с разных уголков мира, а он всю жизнь хранил их.

В 1922 году София сдает вступительные экзамены на первый курс учительской семинарии, но учится там совсем недолго. В университете она знакомится с Еленой Киселевской — одной из основательниц женского движения на западе Украины. Их дружба во многом формировала взгляды Софии.

После учительской семинарии Яблонская обучается в Драматической школе актерскому мастерству, успешно сдаёт экзамены, переводится на третий курс, но бросает образование.

В 1926 году София получает положительный ответ из Парижской школы кинематографического искусства Louis Paglieri, куда подавала документы ранее. Чтобы уехать, София налаживает работу двух Тернопольских кинотеатров и собирает достаточно денег на переезд.

Карьера

В 1927 году София Яблонская переезжает в Париж. Тут она обучается киноискусству, пробует сниматься в нескольких фильмах, работает моделью.

Юная девушка обладала очарованием и красотой. Ей запросто удавалось находить общий язык с разными людьми. Она была весела и легка на подъем. Эти качества приводят ее в богемную «тусовку», где она знакомится с путешественником и писателем Степаном Левинским и украинским революционером Владимиром Винниченко.

Про Софию Винниченко писал: «Маленькая девчонка все время пытается представиться нам демонической и фатальной женщиной. Мужчины из-за неё режут жилы на руках, козлят ее ножом, убивают себя...».

В конце 20-х годов  София встречается с французским художником Кристианом Кальяром, который только вернулся с Марокко. Его рассказы поразят девушку в самое сердце и совсем скоро она пакует чемоданы и в одиночестве уедет в эту страну.

Фотография

В путешествии Яблонская знакомится с фотографией и начинает снимать марокканцев, их культуру и обряды. Тогда же она пишет первый роман «Я і Марокко». Вскоре София уезжает в кругосветное путешествие. Чтобы денег хватало на поездки, София подписывает контракт на съёмку коротких документальных зарисовок про жизнь тубольцев во французских колониях.

София побывала в Индокитае, Таиланде, Малайзии, Австралии, Новой Зеландии, на острове Яве, Бали.

В Таити королева Марао приглашает девушку стать частью таитянского народа и нарекает ее Тэурой — «красной птицей», так как ходили слухи, что от путешествий волосы девушки впитали Солнце и стали медного оттенка.

Также София побывала в китайском племени в провинции Хунань, где она завоевала признание одними лишь жестами, улыбкой  и англо-французским языком, который никто не понимал. София была первой, кому дали разрешение на съёмку племени.

Интересное

Из-за Второй мировой войны София долгое время жила в Китае, где она впервые попробовала опиум. Девушка сумела передать наркотические видения в своих очерках, а когда покидала Китай, в презент ей преподнесли целую коробку высококачественного вещества, от которого девушка отказалась: что было в Китае, остается в Китае.

София была одной из немногих женщин, побывавших на охоте на тигра. Ей почетно предоставили право первого выстрела, но девушка призналась, что промахнулась. Зато она сумела привезти немало фотографий.

После Яблонская снимала жертвенные процессии танцовщиц на Бали, могла найти подход к племенам каннибалов, посетила свадьбу вьетнамского императора Бао-Дая и сняла портрет молодоженов.

В 1946-1950-х София переживает смерти Степана Левинского, сестры Ольги, матери Модесто, любимого мужа и первого сына Алана. Она София перебирается на французский остров Нуармутье , строит дом по собственному проекту и живет в нем одна. Она продолжает писать книги о путешествиях, приключениях и людях, которых повстречала на своём пути. В 1971 году София везет в Париж написанное, но умирает в автокатастрофе.


Losko — некоммерческий проект без рекламы на сайте. Если вам нравится то, что мы делаем, цените свой и чужой труд, то можете поддержать нас финансово на Patreon. Спасибо.