Telegram
Биографии

Японский промышленный дизайн: Наото Фукасава

15.05.2017
Просмотров: 71373
Автор — Женя Кипина

Минималистичный промышленный дизайн Наото Фукасавы — источник вдохновения для компаний-гигантов Apple, Hitachi и Toshiba. Наото — адепт культуры супераскетичного быта. По своему влиянию на современный дизайн Фукасава не уступает Дитеру Рамсу. Почему в России он не популярен — загадка.

Проекты Наото основаны на строгой эстетике, аскетичности форм, минималистичной красоте и на главном правиле японской философии Дзен: истинное богатство в том, что предельно просто.

В этой статье вы:

  • прочтёте краткую биографию Наото
  • узнаете 5 правил создания и продажи продуктов
  • познакомитесь с известными проектами Фукасавы
  • выясните, зачем дизайнеру горная хижина без электричества и воды
промышленный дизайн
Портрет Наото из интервью на designboom

Биография

Наото родился в 1956 году в японской префектуре Яманаси. Учась в школе, Фукасава листал книгу о профессиях и наткнулся на определение промышленного дизайнера. Он прочёл: дизайнер делает людей счастливыми через объекты. Определение Наото понравилось, и будущий дизайнер решил, что этой профессии стоит посвятить жизнь.

В 1980 году Наото окончил факультет искусств и трёхмерного дизайна в художественном университете Тама (англ. Tama).

Карьеру Фукасава начал с дизайна часов для японского многоотраслевого концерна-гиганта Seiko. В 1989 году Наото переехал в Сан-Франциско, где начал работать в маленьком стартапе ID two. Вместе с 15 коллегами Наото сменил название на IDEO и превратил компанию в крупнейшее международное агентство по промышленному дизайну.

В 1996 году дизайнер вернулся в Токио, где основал филиал IDEO. Через 5 лет он открыл своё первое бюро Naoto Fukasawa Design. Спустя ещё год основал бренд ±0, который выпускает товары для дома. В то же время Фукасава начинает работать арт-директором технического направление в компании MUJI.

Сейчас Наото возглавляет, курирует или консультирует 4 компании одновременно: IDEO, Naoto Fukasawa Design, ±0 и MUJI. Дополнительно к этому он руководит творческой мастерской Without Thought (рус. без раздумий), является соруководителем первого в Японии музея дизайна и читает лекции в двух Токийских университетах.

Как создать, продать и гордиться: 5 правил Фукасавы

Прежде чем начать создавать продукт, Наото едет в свою горную хижину. В домике нет электричества и воды, поэтому дизайнер несколько дней проводит в аскетичной среде. В это время он думает, действительно ли современному человеку нужна вещь, над которой он собирается работать. Если считает, что нужна, то решает, как её максимально упростить.

После возвращения из хижины, Наото начинает разработку продукта, руководствуясь пятью правилами.

Концепция «Без раздумий»

Если человек вынужден тратить время, чтобы разобраться как, например, работает плеер или как разложить диван — это плохой дизайн. Понимание того, как пользоваться продуктом должно быть бессознательным. Эту идею Наото назвал «Без раздумий».

Предмет становится понятным, когда он выполняет небольшое количество функций. Например, Наото предлагает не совмещать принтер, сканер и ксерокс — интерфейс будет слишком сложным. Лучше проектировать их по отдельности.

Главная идея этого принципа: объекты не должны отвлекать людей так же, как не отвлекает человека ручка, когда он пишет, или стакан, когда он пьёт.

На фото: тостер и рисоварка для ±0

Концепция тактильного брендирования

Человек не только смотрит на предметы, но и трогает их. Если корпус телефона кажется алюминиевым, а на самом деле он пластмассовый — это обман покупателя. Тактильное восприятие должно передавать суть предмета.

Понимая глобальность проблемы, Фукасава начал ездить по конференциям для дизайнеров и маркетологов. Там он рассказывает про идею тактильного брендирования.

Эту концепцию идеально иллюстрируют упаковки для сока, которые разработал Наото. Здесь нет никакой дешевой «бутафории».  Каждая мельчайшая деталь проработана: на упаковке с клубничным соком имеются зернышки на блестящей «кожице», у банана — темные пятна, а на упаковке с киви есть ворсинки.

Если техника, то самая передовая

Если Наото берётся за разработку, например, мобильного телефона, то акцент делается на высокотехнологичности. Дизайнер каждый раз ставит задачу: при описании продукта минимум 1 раз использовать слово «самый»: самый тонкий, самый маленький, самый быстрый. Если техника не отвечает этому запросу — она не будет интересна современному человеку.

Фукасава отмечает, что техника — это сервис, который делает жизнь более комфортной. В будущем он должен быть спрятан от глаз, чтобы не отвлекать человека. Идеальный пример — некоторые элементы системы «умный дом»: автоматическое включение света, изменение температуры в зависимости от времени суток, запрограммированный на определённое время подогрев полов.

На фото: лифт HF-1 для Hitachi

Если мебель, то на века

Главные требования дизайнера к мебели: долговечность, простота и функциональность. Наото отмечает, что в последнее время в дизайне слишком много авторского самовыражения, а работы Фукасавы — это выраженная суть самих вещей. Дизайнер уверен, что благодаря минимализму и высокому качеству предмет прослужит несколько поколений и не надоест.

На фото: стулья для Plank и скамья для Linen

Концепция «Двойное вау»

«Когда я анализирую впечатления покупателей после долгого использования предметов, я чувствует гордость за свои проекты»

Фукасава призывает дизайнеров придерживаться своей идеи двойного «вау». Первое «вау» должно вырваться у покупателя перед покупкой изделия. Второе «вау», которое более важно для Фукасавы, добиться уже не так просто. Оно должно вырваться после того, как человек попользовался и оценил изделие.

Наото добавляет: «Когда я анализирую впечатления покупателей после долгого использования предметов, я чувствую гордость за свои проекты».

На фото: Сумка для ±0

5 правил Наото Фукасавы основаны на переосмыслении принципов дизайна Дитера Рамса и добавлении к ним идей японской философии Дзен.

Известные проекты Фукасавы

Проигрыватель компакт-дисков для MUJI, 1999

Проигрыватель имитирует настенный вентилятор. Крышки в нём нет, поэтому диск вращается на виду. Шнур питания работает ещё и как выключатель: чтобы включить проигрыватель, нужно просто дёрнуть за шнур.

Концепт телефона Infobar, 2003

В 2003 году рынок был наводнён складными телефонами. Фукасава хотел, чтобы его аппарат выделялся из общей массы. Поэтому он создал модель, похожую на гладкий камень. Наото задумывал телефон не только как средство связи, но и как отличительную черту его владельца.

С того времени дизайнер выпустил уже 4 модели Инфобара.

Стеллажи Х для B&B Italia, 2005

Книжный стеллаж можно поставить около стены или повесить на неё, а также разделить им пространство. Плюс к этому, конструкция продаётся в разных формах и размерах, что делает её универсальной.

Комплект Vertigo для B&B Italia, 2007

Комплект подносов и мисок иллюстрирует главные принципы дизайна Наото: минималистичность, компактность, необычность и самое главное — его приятно держать в руках.

Кресла Papilio для B&B Italia, 2008

промышленный дизайн

Создавая коллекцию кресел Papilio (papilio — рус. бабочка), Наото изучал последние эргономические исследования. Дизайнер отмечает, что в кресле Papilio чувствуешь себя комфортно, спокойно и в безопасности: дополнительный пуфик поддерживает ноги, а «крылья» кресла будто обнимают плечи.

Коллекция продаётся в 20 цветах. Материал тоже можно выбрать: кожа или любая ткань на заказ.

Хижина, 2015

Наото спроектировал деревянную хижину для уединения от городского шума и суеты. Из мебели здесь только аскетичная одноместная кровать, стол и стулья. Фасад хижины — это и окно и дверь. Прозрачная стена визуально расширяет компактное помещение и обеспечивает его естественным светом.

Ещё больше фотографий продуктов

Интересные факты

— Наото восхищается дизайнером Акилле Кастильони и художником Сико Мунаката, слушает джаз, читает японскую традиционную философию, больше всего из своих работ гордится CD плеером.

— Дизайнер не носит галстуки и презирает фешн-дизайн.

— Наото снялся в двух документальных фильмах: «Овеществление» и «Гениальный дизайн».

— Написал 3 книги: «Naoto Fukasawa», «Супер нормальность: ощущение простого» и «Очертание».

— Раз в год собирает арт-директоров и топ-дизайнеров из крупных конкурирующих компаний. В течение 3-х дней они вместе придумывают проект с дальнейшей реализацией. Все получившиеся предметы можно посмотреть на выставке японского прогрессивного дизайна OZONE.


Узнайте больше про выдающихся дизайнеров и архитекторов современности в наших статьях:

Дитер Рамс и его принципы дизайна

Ле Корбюзье — новатор в современной архитектуре

Ёдзи Ямомото — философ в мире моды

Заха Хадид — одна из известнейших женщин архитекторов, представительница деконструктивизма

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: ВконтактеFacebook, Telegram — @loskomagazineInstagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Женя Кипина
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится