Принципы дизайна от несравненного Дитера Рамса

В этой статье мы поговорим о живой легенде, затронем тему философии эстетики и обсудим принципы дизайна.

20 мая отпраздновал свой 84-ый день рождения человек, прошедший путь от столяра до одного из самых выдающихся промышленных дизайнеров 20 века. И имя ему — Дитер Рамс. Похоже, самое время поговорить о его культовых работах.

принципы дизайна
Дитер Рамс за рабочим столом

История его впечатляющей карьеры неотделима от двух брендов: Braun и Vitsoe. В Braun Рамс попал по рекомендации друга в возрасте 23 лет. Развиваясь вместе с компанией, он стал главой дизайн отдела в 1961 году, а покинул этот пост лишь в 1995.

Во время работы в Braun Дитер начал работать на ещё один не менее знаменитый бренд Vitsoe, с которым его связывает дружба длиной уже в 57 лет. Вместе с Нильсом Витсо (Niels Vitsoe) и Отто Цапф (Otto Zapf) Дитер взялся за создание знаковой классической мебели.
Продолжая работать на Vitsoe, Рамс вместе с женой основали «Dieter and Ingeborg Rams Foundation» для продвижения дизайн философии, которую он предложил ещё в 1980-х.

Принципы дизайна от Дитера Рамса, определяющие подход к «хорошему дизайну»

1. Хороший дизайн — инновационный

Возможности для инноваций не исчерпаны. Стремительное развитие технологий всегда даёт новые возможности для инновационного дизайна. Он всегда развивается в тандеме с технологиями и не может быть самоцелью.

2. Хороший дизайн — удобен в использовании

Продукт покупают для того, чтобы им пользоваться. Но он не должен быть лишь функциональным. Важно, чтобы он также обладал психологическим и эстетическим критерием.

3. Хороший дизайн — эстетичен

Это качество является неотъемлемой частью продукта, так как он используется каждый день и имеет сильное влияние на людей, их личность и благосостояние. Только хорошо выполненные продукты могут быть красивыми.

4. Хороший дизайн делает продукт понятным для потребителя

Он разъясняет структуру продукта. Он должен был простым и интуитивно понятным в использовании.

5. Хороший дизайн — не навязчив

Продукт — это инструмент. Важно помнить, что он не является декоративным объектом или объектом искусства. Поэтому его дизайн должен быть нейтральным и сдержанным.

6. Хороший дизайн — честен

Ничто не сделает продукт более инновационным, сильным и ценным, если он им не является. Не стоит пытаться манипулировать потребителями, используя обещания, которые не можешь сдержать.

7. Хороший дизайн — всегда актуален

Не стоит гнаться за трендами, так как модный дизайн быстро устаревает. Особенно в современном обществе, где модные тенденции меняются слишком часто.

8. Хороший дизайн — продуман до каждой детали

Ничто не должно быть случайным или оставленным на волю случая. Забота, точность и аккуратность в проектировании дизайна показывает уважение к потребителю.

9. Хороший дизайн — экологичен

Дизайн привносит важный вклад в защиту окружающей среды. Он должен способствовать сохранению природных ресурсов и сводить к минимуму физическое и визуальное загрязнение на протяжении всего жизненного цикла продукта.

10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна

Меньше, но лучше. Стоит концентрироваться на главных аспектах и задачах продукта и не «отягощать» его множеством дополнительных мелких функций.

Применение вышеперечисленных принципов при создании продуктов для Braun и мебели Vitsoe определило путь этих брендов и, бесспорно, стало наследием Рамса.

7 наиболее знаковых  продуктов, разработанных Дитером Рамсом

Проигрыватель BRAUN SK4 (1956)

Это радио и записывающий проигрыватель, также известный как «Гроб Белоснежки» из-за прозрачной крышки, Рамс разработал вместе с Хансом Гугелотом (Hans Gugelot) для Braun. Они отказались от деревянного корпуса, а взамен создали металлический — с двумя светлыми деревянными стенками.

Hi-Fi система Atelier 1 и динамик L1

До того момента, пока Рамс и Гугелот ещё не разработали эти устройства, стерео системы состояли из одного устройства и были достаточно грузными. В дальнейшем разделение на динамики и проигрыватель по отдельности стало стандартным для стереофонических технологий.

Динамик Braun L2

Затем Рамс разработал новый динамик и разместил его на изящную металлическую подставку, которая не раз была заимствована конкурентами компании Braun.

принципы дизайна

Электростатический динамик Braun LE1 (1959)

Создавая эту модель, Дитер явно руководствовался правилом номер 3: хороший дизайн — эстетичен. Braun LE1 стал символом инноваций того времени, так как был электростатическим и оснащался супер-лёгкими мембранами как визуальный намёк на чёткость звука. Эта первая модель динамика, которая была запущена в продажу на немецком рынке.

принципы дизайна

Бритва Braun Combi DL5 (1957)

Эта модель представляет более уверенный подход к конструкции электробритвы Braun. Миниатюрный логотип, расположенный в стороне, фиксированный триммер, отделка из хрома и плавная форма говорят сами за себя и напоминают нам о правиле номер 5: хороший дизайн — не навязчив.

принципы дизайна

Карманное радио Braun T3 (1958)

Задуманное в эпоху, когда транзисторные радио стремительно сокращались в размерах, Braun T3 выгодно отличалось от конкурентов своей простотой и изысканным дизайном. Говорят, что именно эта модель вдохновила Стива Джобса на создание Apple iPod 55 лет назад.

принципы дизайна

Универсальная система полок Vitsoe 606 (1960)

Эта система, состоящая из полок, выдвижных ящиков и столов, прикреплённых к вертикальным направляющим, может быть полностью или частично установлена на стене. Их количество, расположение и подвижность можно легко менять, что напоминает нам о правиле 2: хороший дизайн удобен в использовании.

Зажигалка Braun T2

Эта цилиндрическая зажигалка Т2 была одним из любимых продуктов Рамса. Чтобы на зажигалки было интересно смотреть и приятно использовать, он создавал их как «маленькие скульптуры».

правила дизайна

Продукты, созданные Рамсом, являются олицетворением принципа: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».

Многие творения Рамса находятся в Нью Йоркском музее современного искусства (MoMA), а также представлены в музее прикладного искусства во Франкфурте.

И вот на что интересно обратить внимание: недавно на kickstarter.com запустился сбор средств на создание первого полнометражного документального фильма о Дитере Рамсе.

принципы дизайна

Недавно Дитеру задали вопрос о том, чем бы он занялся сейчас, если бы вновь стал молодым дизайнером. Недолго думая, он ответил, что начал бы поиск новых путей добычи альтернативных источников энергии. И добавил, что ветряки, конечно, хорошее дело, но слишком уж сильно портят пейзаж.

Фотографии: dasprogramm.org