Принципы дизайна от несравненного Дитера Рамса

  • 30 Август, 20166531

В этой статье мы поговорим о живой легенде, затронем тему философии эстетики и обсудим принципы дизайна.

20 мая отпраздновал свой 84-ый день рождения человек, прошедший путь от столяра до одного из самых выдающихся промышленных дизайнеров 20 века. И имя ему — Дитер Рамс. Похоже, самое время поговорить о его культовых работах.

принципы дизайна
Дитер Рамс за рабочим столом

История его впечатляющей карьеры неотделима от двух брендов: Braun и Vitsoe. В Braun Рамс попал по рекомендации друга в возрасте 23 лет. Развиваясь вместе с компанией, он стал главой дизайн отдела в 1961 году, а покинул этот пост лишь в 1995.

Во время работы в Braun Дитер начал работать на ещё один не менее знаменитый бренд Vitsoe, с которым его связывает дружба длиной уже в 57 лет. Вместе с Нильсом Витсо (Niels Vitsoe) и Отто Цапф (Otto Zapf) Дитер взялся за создание знаковой классической мебели.
Продолжая работать на Vitsoe, Рамс вместе с женой основали «Dieter and Ingeborg Rams Foundation» для продвижения дизайн философии, которую он предложил ещё в 1980-х.

Принципы дизайна от Дитера Рамса, определяющие подход к «хорошему дизайну»

1. Хороший дизайн — инновационный

Возможности для инноваций не исчерпаны. Стремительное развитие технологий всегда даёт новые возможности для инновационного дизайна. Он всегда развивается в тандеме с технологиями и не может быть самоцелью.

2. Хороший дизайн — удобен в использовании

Продукт покупают для того, чтобы им пользоваться. Но он не должен быть лишь функциональным. Важно, чтобы он также обладал психологическим и эстетическим критерием.

3. Хороший дизайн — эстетичен

Это качество является неотъемлемой частью продукта, так как он используется каждый день и имеет сильное влияние на людей, их личность и благосостояние. Только хорошо выполненные продукты могут быть красивыми.

4. Хороший дизайн делает продукт понятным для потребителя

Он разъясняет структуру продукта. Он должен был простым и интуитивно понятным в использовании.

5. Хороший дизайн — не навязчив

Продукт — это инструмент. Важно помнить, что он не является декоративным объектом или объектом искусства. Поэтому его дизайн должен быть нейтральным и сдержанным.

6. Хороший дизайн — честен

Ничто не сделает продукт более инновационным, сильным и ценным, если он им не является. Не стоит пытаться манипулировать потребителями, используя обещания, которые не можешь сдержать.

7. Хороший дизайн — всегда актуален

Не стоит гнаться за трендами, так как модный дизайн быстро устаревает. Особенно в современном обществе, где модные тенденции меняются слишком часто.

8. Хороший дизайн — продуман до каждой детали

Ничто не должно быть случайным или оставленным на волю случая. Забота, точность и аккуратность в проектировании дизайна показывает уважение к потребителю.

9. Хороший дизайн — экологичен

Дизайн привносит важный вклад в защиту окружающей среды. Он должен способствовать сохранению природных ресурсов и сводить к минимуму физическое и визуальное загрязнение на протяжении всего жизненного цикла продукта.

10. Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна

Меньше, но лучше. Стоит концентрироваться на главных аспектах и задачах продукта и не «отягощать» его множеством дополнительных мелких функций.

Применение вышеперечисленных принципов при создании продуктов для Braun и мебели Vitsoe определило путь этих брендов и, бесспорно, стало наследием Рамса.

7 наиболее знаковых  продуктов, разработанных Дитером Рамсом

Проигрыватель BRAUN SK4 (1956)

Это радио и записывающий проигрыватель, также известный как «Гроб Белоснежки» из-за прозрачной крышки, Рамс разработал вместе с Хансом Гугелотом (Hans Gugelot) для Braun. Они отказались от деревянного корпуса, а взамен создали металлический — с двумя светлыми деревянными стенками.

Hi-Fi система Atelier 1 и динамик L1

До того момента, пока Рамс и Гугелот ещё не разработали эти устройства, стерео системы состояли из одного устройства и были достаточно грузными. В дальнейшем разделение на динамики и проигрыватель по отдельности стало стандартным для стереофонических технологий.

Динамик Braun L2

Затем Рамс разработал новый динамик и разместил его на изящную металлическую подставку, которая не раз была заимствована конкурентами компании Braun.

принципы дизайна

Электростатический динамик Braun LE1 (1959)

Создавая эту модель, Дитер явно руководствовался правилом номер 3: хороший дизайн — эстетичен. Braun LE1 стал символом инноваций того времени, так как был электростатическим и оснащался супер-лёгкими мембранами как визуальный намёк на чёткость звука. Эта первая модель динамика, которая была запущена в продажу на немецком рынке.

принципы дизайна

Бритва Braun Combi DL5 (1957)

Эта модель представляет более уверенный подход к конструкции электробритвы Braun. Миниатюрный логотип, расположенный в стороне, фиксированный триммер, отделка из хрома и плавная форма говорят сами за себя и напоминают нам о правиле номер 5: хороший дизайн — не навязчив.

принципы дизайна

Карманное радио Braun T3 (1958)

Задуманное в эпоху, когда транзисторные радио стремительно сокращались в размерах, Braun T3 выгодно отличалось от конкурентов своей простотой и изысканным дизайном. Говорят, что именно эта модель вдохновила Стива Джобса на создание Apple iPod.

принципы дизайна

Универсальная система полок Vitsoe 606 (1960)

Эта система, состоящая из полок, выдвижных ящиков и столов, прикреплённых к вертикальным направляющим, может быть полностью или частично установлена на стене. Их количество, расположение и подвижность можно легко менять, что напоминает нам о правиле 2: хороший дизайн удобен в использовании.

Зажигалка Braun T2

Эта цилиндрическая зажигалка Т2 была одним из любимых продуктов Рамса. Чтобы на зажигалки было интересно смотреть и приятно использовать, он создавал их как «маленькие скульптуры».

правила дизайна

Продукты, созданные Рамсом, являются олицетворением принципа: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».

Многие творения Рамса находятся в Нью Йоркском музее современного искусства (MoMA), а также представлены в музее прикладного искусства во Франкфурте.

И вот на что интересно обратить внимание: недавно на kickstarter.com запустился сбор средств на создание первого полнометражного документального фильма о Дитере Рамсе.

принципы дизайна

Недавно Дитеру задали вопрос о том, чем бы он занялся сейчас, если бы вновь стал молодым дизайнером. Недолго думая, он ответил, что начал бы поиск новых путей добычи альтернативных источников энергии. И добавил, что ветряки, конечно, хорошее дело, но слишком уж сильно портят пейзаж.

Фотографии: dasprogramm.org

Автор публикации

Женя Кипина