Бэй Юймин: 10 зданий последнего великого модерниста

Американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин — величайший из представителей модернистской архитектуры 21 века, родился 26 апреля 1917 года в Гуанчжоу, вырос в Гонконге и Шанхае, но архитектором стал в Соединенных Штатах. В Гарвардской высшей школе дизайна Бэй Юймин учился у бывших мастеров Баухауза: Вальтера Гропиуса и Марселя Брёйера.

Он был приверженцем модернизма, и, хотя ни одно из его зданий нельзя назвать излишне традиционным, его особый стиль, чистый и сдержанный, простая геометрия и стремление к монументальности — возврат к лучшим архитектурным традициям прошлого столетия.

Бэй Юймин
Фотограф: Luca Vignelli

Бэй Юймин отвергал современные тенденции глобализма и единообразие, присущее «интернациональному стилю», вместо этого выступая за контекстное развитие и изменение архитектуры. Он отмечал, что «важное отличие заключается в стилистическом и аналитическом подходах к дизайну, подразумевающим внимательность к месту, времени и цели».

Юймин призывал китайских коллег больше обращаться к национальным архитектурным традициям, а не подражать западным. И все его работы, от коммерческих небоскребов до художественных музеев, представляют собой баланс передовых технологий и азиатского консерватизма. Обеспокоенный тем, «что идеи и профессиональная практика недостаточно пересекаются», он хотел не просто решать проблемы, а создавать «идейную архитектуру».

За семьдесят лет творческой деятельность Бэй Юймин построил более полусотни знаковых сооружений, от религиозных построек, музеев и библиотек до общественных центров и стеклянных небоскребов в разных точках земного шара. Начавший свою долгую карьеру как один из тысячи безликих городских застройщиков Нью-Йорка, он закончил её как уважаемый архитектор и лауреат Притцкеровской премии. Бэй Юймин умер в 2019 году в возрасте 102 лет. Мы выбрали 10 самых значимых работ последнего великого модерниста современности.

1. Мемориальная часовня Люс

Место: Тайчжун, Тайвань
Год постройки: 1963

Бэй Юймин

Часовня Люс — ранняя работа архитектора и главная достопримечательность кампуса местного университета, основанного методистскими миссионерами. Основанием часовни служит неправильный шестиугольник. Сооружение, сложенное из четырёх наклонных плоскостей, устремляется в высоту на 19 метров. Снаружи здание декорировано глазурованной ромбовидной плиткой.

Бэй Юймин тщательно продумал дизайн, который соответствовал бы природным особенностям Тайваня. Стены из железобетона обеспечивают устойчивость при землетрясениях и частых тайфунах, а также долговечность во влажном жарком климате.

2. Лаборатория Меса

Место: Колорадо, США
Год постройки: 1967

Бэй Юймин

На территории Национального центра атмосферных исследований, расположенного в подножие Скалистых гор, находится первый архитектурный памятник, который принес широкое признание Юймину. В этом проекте архитектор стремился создать конструкцию, достаточно смелую, но в то же время достаточно органичную. Он говорил, что ни одно здание не может выиграть конкуренцию с природой.

Лаборатория Меса — это композиция из абстрактных, незаконченных геометрических форм, напоминающих окружающий скалистый ландшафт. Чтобы здание соответствовало цвету горной породы, к бетону добавили местный розовый песчаник.

3. Восточное крыло Национальной галереи искусства

Место: Вашингтон, США
Год постройки: 1978

Бэй Юймин

Чтобы визуально объединить модернистское западное крыло с остальной архитектурной композицией, Бэй Юймин использовал тот же розовый теннесский мрамора, из которого был построен восточный корпус музея. Работа архитектора определила изменяющуюся роль современного музея, его социальную функцию. Он спроектировал единый музейный комплекс с кафетерием, книжный магазин, лекторием и общественными пространствами.

Светлое просторное помещение увенчано парящим стеклянным сводом высотой 16 метров, через который свободно проходят потоки дневного света. Здание ознаменовало возвращение естественного освещения в американские музеи после долгих лет темноты.

4. Библиотека им. Джона Ф. Кеннеди

Место: Бостон, США
Год постройки: 1979

Бэй Юймин

Построенное в память о президенте Джоне Ф. Кеннеди здание библиотеки состоит из единственной треугольной башни, выступающей из расширяющегося основания, сложенного из геометрических форм. Центр архитектурной композиции — куб из стекла, из которого открывается потрясающий вид на Массачусетский залив.

На роль архитектора рассматривались такие прославленные архитекторы, как Алвар Аалто и Людвиг Мис ван дер Роэ, тем не менее кандидатура Бэй Юймина, в то время относительно малоизвестного, была одобрена семьёй Кеннеди сразу после того, как президент был убит в 1963 году. Но из-за сложностей с финансированием и выбором места проект был завершен лишь 16 лет спустя.

5. Башня Банка Китая

Место: Гонконг, Китай
Год постройки: 1982

Бэй Юймин

367-метровый небоскреб, построенный более трех десятилетий назад, до сих пор остается одним из самых ярких сооружений среди всего многообразия современной архитектуры Гонконга. Внешне небоскреб напоминает растущие побеги бамбука, символизирующие традиционные китайские ценности.

Конструкция поддерживается пятью стальными колоннами по углам здания, на которые с помощью треугольных каркасов переносится вес здания. Светопрозрачные фасады обеспечивают естественное освещение. Башня Банка Китая не была одобрена экспертами по фэн-шую и подверглась жесткой критике за острые края и многочисленные формы «Х», несущие отрицательную символику.

6. Зал славы рок-н-ролла

Место: Массачусетс, США
Год постройки: 1983

Бэй Юймин

Зал славы и музей в Кливленде посвящен самым известным и влиятельным деятелям эпохи, которые сформировали историю рок-н-ролла. Архитектор сознательно использовал смелый новаторский архитектурный словарь. Целью Юймина было запечатлеть «энергию» музыкального движения в архитектуре.

Две огромные треугольные стеклянные поверхности-пирамиды опираются на башню высотой полсотни метров, создавая огромное выставочное пространство, содержащее в себя пятиэтажный атриум с открытыми балконами, переходами, лестницами и эскалаторами. Здание облицовано белыми квадратными металлическими панелями, которые визуально продолжают сетку фасада.

7. «Большой Лувр»

Место: Париж, Франция
Год постройки: 1993

Бэй Юймин

Помимо пирамиды, служившей парадным входом в Лувр, Бэй Юймин спроектировал систему галерей, хранилища и переходы между зданиями в рамках проекта по масштабной реновации музея. Строительство продолжалось десять лет, а его стоимость составила более миллиона евро.

Самая узнаваемая работа архитектора — стеклянная пирамида Лувра, которая широко подвергалась критике, а впоследствии стала символом Парижа. Она спроектирована в пропорциях пирамиды Хеопса в Гизе. Конструкция из стекла и стали высотой в 22 метра позволяет дневному свету свободно проникать в подземные помещения.

8. Музей Михо

Место: Киото, Япония
Год постройки: 1997

Бэй Юймин

Музей Михо построен в труднодоступной лесистой горной местности. Здание, три четверти которого расположены под землей, практически врезано в скалистую породу. Архитектор стремился достичь гармонии здания с природным ландшафтом. Идеи оформления дизайна музея Юймин черпал в храмах близлежащего Киото.

Крыша представляет собой конструкцию из стекла и стали, контрастирующую с панорамными видами на долину. Наружные и внутренние стены и пол выполнены из бежевого французского известняка — того же материала, который архитектор использовал в Лувре.

9. Музей исламского искусства

Место: Доха, Катар
Год постройки: 2006

Бэй Юймин

Перед тем как приступить к проекту, Бэй Юймин полгода путешествовал по странам юго-западной Азии и Африки с целью познакомиться с мусульманской архитектурой. Вдохновившись традиционными исламскими мотивами, он по-своему интерпретировал местную религиозную философию и колорит.

Расположенное на искусственном острове в Персидском заливе здание построено из светлых известняковых блоков, мягко отражающих солнце пустыни. Со стеклянной навесной стены на северной стороне открывается панорамный вид на залив со всех пяти этажей галерейного пространства.

10. Музей Сучжоу

Место: Сучжоу, Китай
Год постройки: 2006

Бэй Юймин

Музея китайского искусства и ремесла — один из последних крупный проектов архитектора, который он завершил в возрасте 89 лет. Здание является синтезом характерной для Юймина строгой геометрии с пирамидальными формами и традиционной архитектуры Сучжоу: побеленные стены, темно-серые черепичные крыши и замысловатая садовая архитектура. Контрастные элементы фасадов словно выведены кистью каллиграфа.

Модернистские архитектурные средства в сочетании с местной палитрой стали отражением желания архитектора по-новому взглянуть на китайскую культуру. Бэй Юймин призывал к дизайну, который «синтезируется в новый язык и порядок и является возможным направлением будущего современной китайской архитектуры».


Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomag, Instagram.

Автор публикации

Александра Галанина