Telegram
Архитектура

Кампус Vitra — проекты выдающихся архитекторов мира в одном месте

24.09.2019
Просмотров: 27943
Автор — Максим Миненко

Кампус Vitra — уникальный кластер авангардных архитектурных проектов, простая элегантность, чувство красоты и функция. Это единственное место в мире, где на одном участке расположены здания Фрэнка Гери, Захи Хадид, Тадао Андо, Алваро Сиза, Herzog & de Meuron, а также других признанных мастеров архитектуры и легендарных бюро. 

Losko сделал исчерпывающую подборку из 11 зданий и 4 арт-объектов комплекса, чтобы вы могли совершить экскурсию по выдающемуся архитектурному ансамблю.

Бренд Vitra

Vitra — швейцарская мебельная компания, которая совершенствует дома, офисы и общественные пространства с помощью дизайна. Продукты компании разработаны в результате тщательного процесса проектирования, который объединяет техническое превосходство с творческим гением ведущих мировых дизайнеров. Главная цель Vitra — создавать функциональные и вдохновляющие интерьеры.

В 1981 году крупный пожар уничтожил большую часть фабричных зданий, построенных в 1950-х годах, и руководство компании пригласило именитых архитекторов для создания знаменитого кампуса. По мнению Филипа Джонсона: «со времен Вайсенхофа в Штутгарте 1927 года, в одном месте не было собрано столько зданий, спроектированных самыми выдающимися архитекторами западного мира.»

История Vitra

История компании началась с семейного производства Вилли и Эрики Фельбаум в маленьком немецком городе Валь-на-Рейне. В 1953 году они отправились в США, где влюбились в коллекцию мебели от компании Herman Miller, спроектированную Чарльзом и Рэй Имз и Джорджем Нельсоном. После долгих переговоров в 1957 году Фельбаумы начали производить у себя на заводе мебель Имзов и Нельсона, а также купили право на производство мебели у других дизайнеров, считающихся сегодня классическими: Александр Жирар, Исаму Ногучи и Вернер Пантон.

В 1977 году управление компанией взял в свои руки сын Вилли и Эрики – Рольф. К этому времени компания была представлена только в Швейцарии и Германии, поэтому он поставил своей целью развитие компании по всей Европе и миру.

Вилли Фельбаум и Чарльз Имз
Вилли Фельбаум и Чарльз Имз

В 1981 году на фабрике в Валь-на-Рейне произошел пожар: после удара молнии здания фабрики загорелись и были уничтожены. Vitra решила не просто восстановить фабрику, но построить собственный кампус, на территории которого будут также находиться дизайнерские музеи. Для работы над кампусом Рольф приглашал тех архитекторов, чьи проекты еще не были представлены в Европе. Так на территории кампуса появились здания Фрэнка Гери, Николаса Гримшоу, Захи Хадид, Тадао Андо и компании Herzog & de Meuron.

Сегодня линейка продукции Vitra состоит из дизайнерской мебели для офисов, домов и общественных мест. Для работы над своими продуктами Vitra старается найти таких дизайнеров, которые актуальны и востребованы, а не просто квалифицированы; у которых есть что сказать сегодня о мире в целом, а затем дать ответы с точки зрения продуктов.

Vitra мебель
Классическая линейка мебели Vitra, в которую входят предметы от Чарльза и Рэй Имзов, Вернера Пантона, Жана Пруве и Алваро Аалто

Продукция компании Vitra получили многочисленные проектные награды международных организаций. Продукты Vitra можно встретить в общественных местах по всему миру, включая Бундестаг, Tate Modern в Лондоне, Центр Помпиду в Париже, штаб-квартиру Deutsche Bank во Франкфурте, Novartis в Базеле, Международный аэропорт Дубая или Международный аэропорт Мюнхена.

Этот успех был возможен только благодаря последовательному соединению дизайна, качества и функции: дизайнеры, инженеры и архитекторы работают вместе в мастерских Vitra, выполняя самые высокие требования производства мебели. Продукты должны быть эстетически привлекательным, а также оставаться современными на протяжении многих лет. Это и есть концепция устойчивого развития Vitra, развивающаяся с момента создания компании.

Здания на территории кампуса

Здание фабрики, Николас Гримшоу

Годы постройки: 1981—1983
Материалы: железобетон, алюминий

Сразу после пожара спроектировать первое здание в новом кампусе Vitra было поручено британскому промышленному архитектору Николасу Гримшоу.

Поскольку страховые фонды покрывали только шестимесячный перерыв в производстве, Гримшоу спроектировал фабрику, построенную из легкодоступных сборных металлических элементов. Благодаря гофрированному листовому металлу, которым обшит фасад, здание имеет явные промышленный стиль, который отражает его функции.

В 1983 году Гримшоу создал второй цех, который почти идентичен первому и вмещает еще и офисные помещения. Оба здания все еще используются для производства и сегодня. 

Здание фабрики, Фрэнк Гери

Год постройки: 1989
Материалы: гипс, титано-цинковый сплав

Первоначально американский архитектор Фрэнк Гери был приглашен только для проектирования здания музея дизайна, но в 1989 он построил еще большой заводской павильон прямо за ним.

Музей соответствует своими размерами расположенной рядом фабрике Николаса Гримшоу, а типичные для Гери скульптурные формы визуально связывают его проекты друг с другом.

Внутри здания расположены производственные помещения, испытательный центр и офисы. Панорамные окна на первом этаже позволяют прохожим наблюдать за производственным процессом.

Здание фабрики, Алваро Сиза

Год постройки: 1994
Материалы: кирпич

Большой и простой кирпичный цех, спроектированный Альваро Сизой, напоминает безликие фабричные здания 19-го века и чрезвычайно ненавязчив по сравнению со своими соседями.

Наиболее заметной и привлекательной частью здания является изогнутый арочный мост, который соединяет его с соседним. Он настолько высок, что не загораживает вид на пожарную станцию Заха Хадид и автоматически опускается в дождливую погоду, тем самым защищая машины на пути к фабрике Николоса Гримшоу.

Здание фабрики, SANAA

Год постройки: 2012
Материалы: железобетон, сталь, акриловое стекло

Архитектурная фирма SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates), которая была основана Кадзуйо Сэдзимой и Рю Нисидзавой в Токио в 1995 году, первоначально установила свою репутацию благодаря жилым зданиям и небольшим музеям в Японии. Почти все их крупные проекты были для учреждений культуры и образования, поэтому основная идея этого проекта заключалась в том, чтобы применить аналогичный подход к строительству производственного цеха.

Руководство Vitra хотело возвести на месте старого заводского здания, уцелевшего после пожара, новую структуру из четырех ортогональных пространств, которые должны были соотносится с существующей сеткой кампуса. Однако SANAA удалось переубедить руководство и построить одно круглое здание. Однако если смотреть на фабрику сверху, то можно заметить, что его геометрия отклоняется от идеального круга. 

«Идеальный круг — слишком жесткий»

Новый производственный цех охватывает наибольшую площадь поверхности в кампусе Vitra. Здание было возведено в два этапа с целью минимизации помех в работе. Первая полукруглая конструкция была возведена рядом со старой фабрикой, которая впоследствии была снесена, чтобы освободить место для соответствующей второй половины, которая завершила план.

Интерьер не просто продиктован условиями фасада, а является центральным аспектом архитектурной задачи. Каждая деталь, вплоть до винтов в высоких стеллажах для хранения, раскрывает дизайнерские намерения архитекторов, которые ничего не оставили на волю случая.

Пожарная часть, Заха Хадид

Год постройки: 1993
Материалы: железобетон

После пожара Vitra решила, что было бы неплохо иметь собственную пожарную команду, поэтому компания поручила Заха Хадид, получившую к этому времени известность благодаря своим картинам и рисункам, разработать здание для ее размещения.

Пожарная станция на территории кампуса стала ее первым построенным проектом. Она использовала здание как защитный барьер от окружающей традиционной архитектурой, резко контрастирующей с общим видом кампуса. Таким образом, вместо того, чтобы проектировать здание как изолированный объект, оно было разработано как внешний край ландшафтной зоны: определяя, а не занимая пространство.

Наклонно пересекающиеся плоскости здания, образующие стены и крышу, формируются из отлитого на месте бетона и представляют собой самую раннюю попытку Хадид перевести фантастические, мощные концептуальные рисунки в функциональное архитектурное пространство.

Получившееся здание несет в себе мощное ощущение «застывшего движения», необходимого для пожарной станции, чтобы оставаться «наготове».

Заправка, Жан Пруве

Годы постройки: 1953-2003
Материалы: алюминий

Автозаправочная станция, спроектированная в 1953 году Жаном Пруве и его братьями, является одной из первых серийно выпускаемых автозаправочных станций. Она была построена около 1953 года для французской Mobil oil Socony-Vacuum. Одна из трех оставшихся станций была установлена на территории кампуса Vitra в 2003 году.

Здание состоит из угловых алюминиевых компонентов и листового перфорированного покрытия. Несущая конструкция и конструкция стены четко дифференцированы друг от друга, а различие усиливается цветовой гаммой.

Автобусная остановка, Джаспер Моррисон

Годы постройки: 2006
Материалы: сталь, стекло

В начале 2000-х местные власти планировали модернизировать автобусные остановки в Валь-на-Рейне и установить напротив кампуса Vitra новые, по мнению Рольфа Фенельбаума, плохо спроектированные остановки, абсолютно не созвучные комплексу. Поэтому Рольф обратился к Джасперу Моррисону, который создавал для Vitra собственную коллекцию мебели, с просьбой создать автобусные остановки, которые бы соответствовали дизайну кампуса.

Моррисон спроектировал минималистическую ненавязчивую конструкцию из стеклянных стен, расположив внутри три стальных стула Чарльза и Рэй Имзов, на которых люди, ожидающие автобуса, могут наслаждаться видом на кампус и винодельческую деревню Этлинген.

Музей дизайна, Фрэнк Гери

Годы постройки: 1989
Материалы: гипс, титано-цинковый сплав

Здание музея дизайна в кампусе Vitra, разработанное в сотрудничестве с немецким архитектором Гюнтером Пфайффером, стало для Фрэнка Гери его первым проектом в Европе.

Из классических простых геометрических форм архитектор создал динамическую скульптуру, в которой отдельные структуры, кажется, распадаются на фрагменты и начинают двигаться. Так Гери впервые реализовал здание в духе своего, теперь уже фирменного стиля – деконструктивизма.

Музей дизайна не является ни полностью угловым, ни полностью изогнутым, а представляет собой смесь, причем объемы любой природы пересекаются под небольшими углами по всей структуре. Наклонные кривые, отделанные белой штукатуркой, вероятно, являются ссылкой на Нотр-Дам-дю-О Ле Корбюзье, расположенный неподалеку через французскую границу, а покрытие крыши из цинкового сплава создает визуальную связь с соседним заводским зданием Николаса Гримшоу.

В интерьере музея есть четыре большие выставочные галереи с равномерными белыми стенами. Основным источником света является крестообразное окно в крыше. Несмотря на то, что выставочная площадь составляет всего 743 м², Музей дизайна Vitra, тем не менее, является одним из ведущих мировых учреждений в своей сфере. 

В музее дизайна проходят выставки, посвященные выдающимся личностям: архитекторам, дизайнерам, деятелям искусства. Здесь была первая выставка, на которой акцентировалось внимание на дизайне мебели Дитера Рамса, демонстрируя, как тесно он связан с его философией. Его знаменитая универсальная стеллажная система 606 производится до сих пор с 1960 года, а модули, произведенные сегодня, можно беспрепятственно комбинировать с образцами 1960-х.

Конференц-зал, Тадао Андо

Годы постройки: 1993
Материалы: бетон, дерево

В 1993 году Тадао Андо спроектировал свое первое здание за пределами Японии – конференц-павильон, ставший результатом уникального подхода японского архитектора к архитектуре и ландшафту – «критического регионализма».

Центральная часть здания утоплена под землю, что обеспечивает, по словам архитектора – «приоритет природе». Отсюда ряд узких, тщательно подобранных коридоров и пандусов ведут к различным конференц-залам и напоминают дорожки для медитации в садах японских монастырей.

Обработанные открытые бетонные и деревянные поверхности усиливают атмосферу спокойствия и сосредоточенности, исходящую от здания, резко контрастирую с деконструктивистским зданием Фрэнка Гери неподалеку. Они свидетельствуют о вдохновении архитектора работами Ле Корбюзье и Луиса Кан, одновременно проявляя свои корни в традиционной японской архитектуре. Синтез западных и восточных архитектурных традиций, к которому стремится Тадао в своих постройках, проявляется также в распределении света и встраивании здания в окружающий ландшафт, напоминающий о строгости японских дзен-садов.

Создавая свое здание Тадао стремился сохранить как можно больше существующих на территории вишневых деревьев, которые традиционно имеют большое значение для японской архитектуру, но три из них не удалось сохранить, поэтому память о них сохранилась в виде оттисков их листьев на бетонных стенах фасада.

VitraHaus, Herzog & de Meuron

Годы постройки: 2007-2010
Материалы: железобетон, дерево

До 2004 года деятельность Vitra была сосредоточен на создании офисной мебели, но в январе они впервые выпустили свою домашнюю коллекцию, которая включает в себя классику дизайна, а также переиздания и продукты современных дизайнеров.

Поскольку для презентации новой коллекции в кампусе Vitra в Валь-на-Рейне не было внутреннего пространства, компания поручила базельским архитекторам Herzog & de Meuron (Жак Херцог и Пьер де Мерон) в 2006 году спроектировать VitraHaus.

Концепция VitraHaus соединяет две темы, которые неоднократно появляются в творчестве Herzog & de Meuron: тема архетипического дома и тема накоплением объемов. Из–за пропорций и размеров внутренних пространств выставочные залы напоминают привычные жилые помещения.

VitraHaus намеренно является самым высоким зданием в кампусе: архитекторы хотели создать вертикально ориентированную структуру, отличную от горизонтальных производственных объемов, которая дает широкий обзор сразу в нескольких смыслах: обзор окружающего ландшафта (ввиду специфики расположения Валь-на-Рейне на пересечение границ трех стран, «дома» VitraHaus ориентированы в сторону одной из стран) и обзор домашней коллекции Vitra, выставленной внутри.

Vitra Schaudepot, Herzog & de Meuron

Годы постройки: 2014-2016
Материалы: кирпич

Огромная коллекция мебели, отобранная компанией Vitra за всю историю ее существования, находилась в подвале в северной части кампуса. Рольф Фельбаум решил предоставить общественности доступ к части коллекции и поручил Herzog & de Meuron создать подземную пристройку, поскольку больше не хотел новых архитектурных вмешательств, особенно в условиях финансового кризиса. Но архитекторы убедили его, что наземное сооружение с доступом в подвал обойдется дешевле.

Так появился Schaudepot - монолитный объем, построенный из кирпича ручной работы, характеризующийся полностью лишенным окон фасадом и простой двускатной крышей.

Интерьер здания предлагает идеальные условия для сохранения ценных предметов коллекции (на сегодняшний день в коллекции Vitra около 20 000 предметов, около 7 000 предметов мебели, более 1 000 предметов освещения и многочисленные архивы). Музейное пространство в Schaudepot разделено на три зоны общей площадью около 1600 м². На первом этаже находится главный зал, где представлена обширная постоянная экспозиция.

Центральное внимание уделяется тщательно отобранным более 400 ключевым предметам современного дизайна мебели с 1800-х годов до сегодняшнего дня, включая раннюю мебель Бухольца, знаковые модернистские произведения Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, Марселя Брейреа, Алвара Аалто или Геррита Ритвельда, работы Чарльза и Рэй Имзов, Эйлин Грей, Ээро Саринена, Джо Понти, а также более поздние примеры 3D-печатных объектов и менее известных объектов, прототипов и экспериментальных моделей.

Арт-объекты

Балансирующие инструменты, Клаас Ольденбург и Коосье ван Брюгген

Годы постройки: 1984
Материалы: медь

Художник Клаас Ольденбург и его жена Коосье ван Брюгген числятся среди ведущих сторонников поп-арта. С 1960-х годов они экспериментировали со скульптурами повседневных предметов, увеличенных до монументальных размеров.

Скульптура Balancing Tools была подарком детей Вилли Фельбаума на его семидесятилетие. Она изображает три основных инструмента (молоток, отвертка и плоскогубцы), которые играют центральную роль в производстве мебели, отражая диалог искусства и технологии, который лежит в основе процесса проектирования.

Расположение инструментов, балансирующих на грани падения, напоминает акробатический акт, отсылающий к любви Чарльза Изма к цирку.

Изначально скульптура стояла посреди промышленной части кампуса, но в 1984 года была перемещена ближе к музею Фрэнка Гери, с котором Рольф Фельбаум впервые встретился именно в студии Клааса Ольденбурга, имеющим решительное сходство с его крутящимися и непредсказуемыми формами.

Диоген, Ренцо Пьяно

Годы постройки: 2013
Материалы: дерево, алюминий

В 2009 году Ренцо Пьяно, вдохновившись Кабаноном Ле Корбюзье и капсульной башней Накагин Кишо Курокавы, не имея конкретного заказчика, разработал собственный проект минимального пространства, в котором человек может жить.

Через год Рольф Фельбаум увидел проект в итальянском журнале Abitare, где тот был опубликован в монографии «Being Renzo Piano», и по счастливому стечению обстоятельств, встретился с Ренцо в жюри Притцкеровской премии, где они договорились доработать проект вместе.

Так в 2013 году появился «Диоген» — самое маленькое здание на территории кампуса Vitra. Дом размером два на два метра оснащен системой солнечных панелей, резервуаром для дождевой воды, биотуалетом и естественной вентиляцией, что гарантирует полный экологический синтез и автономию от сети. Внутри хватает место для кровати, стула и небольшого стола.

«Диоген» — это не аварийное жилье, а добровольное место отступления. Предполагается, что он будет функционировать в различных климатических условиях, независимо от существующей инфраструктуры, как самодостаточная система. Тем не менее, можно также возводить группы домов, формируя отель или гостевой дом.

Променад, Алваро Сиза

Годы постройки: 2014
Материалы: асфальт, гранит, кирпич

С самого начала путь к пожарной станции и Vitra Schaudepot проходил напрямую через промышленную часть кампуса Vitra, что мешало работе производству и создавало угрозу безопасности посетителям. Это побудило руководство Vitra снова обратиться к Алваро Сиза для создания дороги вдоль западной стороны кампуса.

Алваро спроектировал заасфальтированную 500-метровую дорожку, обрамленную двухметровой живой изгородью из граба. Маршрут променада похож на путь паломника в эту «архитектурную Мекку» с отдельными архитектурно выраженными элементами-остановками.

Vitra Slide Tower, Картсен Хеллер

Годы постройки: 2014
Материалы: сталь

30-метровая башня Vitra Slide Tower немецкого художника Карстена Хеллера — это смотровая башня, горка и художественная инсталляция в одном проекте. Она состоит из трех диагональных колонн, которые соединяются в верхней части вращающимися часами, которые каждые 12 часов формируют логотип Vitra на несколько коротких мгновений.

Это не здание в классическом смысле слова, а произведение искусства, которое предлагает новый и уникальный опыт понимания себя и окружающего ландшафта. Также башня предлагает два необычных вида на кампус Vitra: со смотровой площадки наверху и во время головокружительного спуска с прозрачной горки.


Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: ВконтактеFacebook, Telegram — @loskomagazineInstagram. А еще, если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Максим Миненко
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится