Картины русских художников из Третьяковки: ТОП-5 от Врубеля до Рериха

Даже если вы не раз бродили по Третьяковской галерее с аудиогидом, прочтите эту статью до конца. Вы узнаете кто и как написал выдающиеся полотна, что в них зашифровано – в тишине и с кружкой чая искусство станет понятным и трогательным. Не будем терять времени — поехали!

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год

Картины русских художников: «Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 г.
«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 г.

Кто такой Петров-Водкин?

Кузьма родился в 1878 году в семье горничной и сапожника. Первую картину мальчик нарисовал на консервной банке: сверкающие молнии, лодка и тонущие люди. Художник подписал работу: «Погибший за других. Вечная тебе память!».

Сначала Петров-Водкин хотел создавать иконы и в детстве изучал технику церковных мастеров. Но художнику не было суждено стать иконописцем: батюшки отказывались освящать его работы, потому что те были «слишком живописны». Один монах даже сказал, что изображённая Дева Мария похожа на плясунью. Тогда Петров-Водкин оставил иконопись и принял решение быть художником.

Как появилось «Купание красного коня»?

До Революции и Первой мировой войны «Купание красного коня» считали бытовым сюжетом. Когда в России начались кровопролития, народ и Петров-Водкин осознали: «Красный конь» – это пророчество, а тот, кто его написал – провидец. Как появился конь, как его понимать?

Летом 1912 года Петров-Водкин заметил лошадь с красивой мордой. Несмотря на то, что животное было старым и измученным, оно вдохновило художника на создание картины. Изначально было придумано несколько вариантов композиции — Кузьма упорно стремился детально проработать сюжет и наделить полотно смыслом.

Критики спорили, кого Петров-Водкин изобразил на коне. Из писем художника можно предположить, что это его двоюродный брат. Другие утверждают, что герой не похож на брата Кузьмы, и на картине мы видим собирательный образ.

На первой выставке в 1912 году публика хвалила картину — это был триумф! Полотно разместили над дверью словно знамя — критики утверждали, что оно сплотило всех. Новое начинание, очищение и победы — вот что увидели зрители в картине.

В каком стиле выполнена картина?

«Купание красного коня» — яркий пример символизма в живописи. Художники, работающие в этом направлении, брали за основу объекты реального мира, наделяя их тайным смыслом. В образе, цвете и форме изображенного скрыты библейские сюжеты, легенды, мифы, древние писания.

Интересные факты

«Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1900 год

Картины русских художников: «Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1900 г.
«Царевна-Лебедь», Михаил Врубель, 1900 г.

Кто такой Михаил Врубель?

Врубель был художником по призванию, а не по образованию. Закончив юридический, он был пижоном и душой компании. Пока не осознал свое предназначение – он рожден писать картины. Академию художеств Михаил так и не окончил, в 30 лет у него не было достижений в искусстве. Но юноша предчувствовал, что он на верном пути. Врубель резко переменился: глянец сменил на засаленный костюм, а вместо общения рисовал по 14 часов. Друзья его не узнавали.

В 1885 году, когда Михаил Врубель был неизвестным студентом, он написал «Сошествие Святого Духа». Взяв за эталон живопись Древней Руси и Византии, молодой художник не хотел вносить ничего нового. Но авторский почерк скрыть не удалось — Мария и апостолы Врубеля трепетные и нежные, какими их никто не изображал ранее.

Этот эпизод из жизни — пророчество. Врубель написал первую значимую картину в лечебнице для душевнобольных. Туда же он вернулся и в конце жизни. Михаил страдал от депрессий, безумия и связи с «иными мирами». Врубель считал, что дьявол искажал его картины за то, что художник был не достоин изображать Христа. Громкие работы Михаила посвящены Демону – бесполому, страдающему духу, наделенному властью на земле.

Техника Михаила Врубеля загадочна и уникальна. Некоторые критики говорят, что подобных авторов в русском искусстве не было до, и не будет после. Он жил в недоступном для обычных людей мире. Михаил писал героев из фольклора – «Морскую царевну», «Тридцать три богатыря», «Царевну-Лебедь». Они знакомы даже детям, но в картинах образы приобретают мистическую глубину и тайну.
Последняя работа Михаила Врубеля — «Портрет В.Я. Брюсова». После написания картины, художник ослеп и скончался в психиатрической клинике.

Как появилась «Царевна-Лебедь»?

Врубель несколько раз хотел жениться, но так и не сделал этого. Всё изменила встреча с оперной певицей Надеждой Забелой. Женщина стала ангелом-хранителем и музой Михаила. Историки считают, что на картине «Царевна-Лебедь» изображена именно она.

Да, оперная певица и женщина на картине не очень-то похожи, но художник и не стремился написать портрет. «Царевна-Лебедь» — это картина-впечатление, навеянная тем, как Забела исполнила партию в опере «Сказки о царе Салтане».

В каком стиле выполнена картина?

«Царевна-Лебедь» — пример русского символизма. Образ из сказки, окутанный мистикой и переживаниями — это душевное переживание художника, а не классический портрет.

Интересные факты

«Композиция VII», Василий Васильевич Кандинский, 1913 год

«Композиция VII», Василий Васильевич Кандинский, 1913 г.
«Композиция VII», Василий Васильевич Кандинский, 1913 г.

Кто такой Василий Кандинский?

Василий Кандинский – один из праотцов абстракционизма. Он считал, что предметность мешает восприятию искусства, инструмент воздействия на душу у Кандинского – цвет. Василий был первым из художников-абстракционистов, кто теоретически объяснил, почему живопись существует за гранью фигуративности. Кандинский был синестетиком – «слышал цвета» и «видел звуки».

Когда мальчику было 5 лет, его родители развелись, Василия воспитывала родная тетя. Интересно, что Кандинский не родился «с кистью в руках» и к живописи пришел, когда ему исполнилось 30. До этого Василий изучал право и 4 года преподавал его в Московском университете. Полотно Моне «Стог сена» и опера Вагнера навсегда изменили его взгляды. Отказавшись от продвижения по службе, Кандинский отправился в Мюнхен, чтобы учиться живописи.

Василий Кандинский и его коллеги по авангарду объединились в Мюнхене в группу – «Голубой всадник». Члены общества написали множество картин, организовывали выставки до Первой мировой войны.
«Эскиз к импровизации №8» Василия Кандинского был продан в 2012 году на аукционе за 23 миллиона долларов.

Как появилась Композиция VII?

«Композицию VII» Кандинский создал, когда обрел стиль и стал зрелым художником. Линии, пятна, цвета, подвижные формы – Кандинский использовал выдуманные сочетания, чтобы пробудить в зрителе интуицию и фантазию.

Откуда Василий Кандинский брал сюжеты? Они рождались сами, как только художник закрывал глаза. Кандинский брал карандаш, набрасывал эскиз, пока видение не исчезло. Работая красками, Василий изменял формы так, как велел внутренний голос.

«Композиция VII» родилась не за один вечер. Кандинский доводил образ до совершенного звучания через десятки набросков в карандаше и тушью, этюдов и акварелей. Когда детали и гамма стали ясны, Василий «по кусочкам» перенес сюжет на холст за несколько дней.

В каком стиле выполнена картина?

«Композиция VII» – в чистом виде абстрактное искусство. Оно ставило новую цель: образ должен проникнуть в душу смотрящего. Предметы реального мира исключены, поэтому разум человека вырывается на свободу. Не нужно анализировать – только чувствовать. Линии, пятна и цвета Кандинского, словно абстрактная мелодия, обнажают прекрасное на микроуровне, открывают поток философских мыслей.

Интересные факты

«Ашрам», Рерих Николай Константинович, 1931 год

Картины русских художников: «Ашрам», Рерих Николай Константинович, 1931 г.
«Ашрам», Рерих Николай Константинович, 1931 г.

Кто такой Рерих Николай?

В Рерихе ужились несколько личностей – художник, дизайнер, археолог, историк и юрист. Множество талантов и склонностей вызвали муки в выборе профессии: Николай учился сразу на историческом и юридическом факультетах. В студенчестве у него было шутливое прозвище – «белоснежка», потому что Рерих густо краснел, когда слышал ругательства. Позже юрист и художник Рерих создал пакт – первый документ, который защищал культурное наследие.

Николай Рерих был бережливый аскет, он объездил десятки стран с одним несессером и единственным фраком для важных встреч. Увлечение археологией видно в картинах. Рерих лично проводил раскопки, рисовал древние породы, записывал народные легенды. Стиль Николая в живописи публика оценила сразу – его дипломную работу «Гонец. Восстал род на род» купил Третьяков.

Рерих исполнил мечту жизни: путешествовал по диким регионам Центральной Азии по пути Индия - Китай - Алтай - Монголия - Тибет - Индия. Там Рерих написал множество полотен. Он собрал уникальный материал для науки и основал в Индии высокогорный Институт «Урусвати».

Художник и исследователь космический эволюции, Рерих предвидел многое. Ищите ответы в его полотнах, книгах, театральных постановках.

Как появилась картина «Ашрам»?

Рерих написал «Ашрам», когда путешествовал по Азии. У полотна есть одноименные картины-собратья, которые разбросаны по России. Что художник имел в виду, когда придумывал название?

В Древней Индии, Ашрам – место для уединения и молитвы мудрецов. Путь туда знают немногие – оно спрятано от цивилизации в ущелье или в лесу. В «Ашраме» Рерих позволяет зрителю увидеть священное место словно из-за кулис. Спокойная гладь воды и лодка надежно спрятаны за величавыми бамбуками, они скрывают Царство духа. Путешествие к Истине и тайне веков начинается отсюда.

В каком стиле выполнена картина?

Произведения Рериха, в том числе «Ашрам» – это модерн. Легко догадаться, что стиль означает новый взгляд на живопись. Не путайте модерн с созвучным словом «модернизм» – сюда входит авангард и экспериментальные техники в искусстве. Художники-модернисты основывались на традициях прошлого, брали оттуда эталоны Красоты. Черты русского модерна – декоративность, космическое видение, достижения науки и техники.

Интересные факты

  1. На полотне изображен пейзаж Цейлона. Удивительно, что Рерих написал виды Шри Ланки, но исторических записей, что он останавливался на острове, нет.
  2. Другие полотна серии «Ашрам» находятся в Музее Рериха в Нью-Йорке и в Государственном Музее искусства народов Востока в Москве.
  3. Рерих редко писал маслом, оно казалось художнику слишком плотным и темным. Он любил легкую темперу немецкой марки «Вурма». Воздушная краска быстро сохла, что помогало путешествовать с работами.

Кузнецов Павел Варфоломеевич, «Вечер в степи», 1912 год

Кузнецов Павел Варфоломеевич, «Вечер в степи», 1912 г.
Кузнецов Павел Варфоломеевич, «Вечер в степи», 1912 г.

Кто такой Павел Кузнецов?

Кузнецов – художник из Саратова. Он родился и рос в творческой обстановке, в семье иконописца. С детства занимался в студии живописи, где на творческую молодежь влияли талантливые наставники. Значимым учителем для Кузнецова был Борисов-Мусатов; его работы также есть в Третьяковской галерее.

Павел Кузнецов сотрудничал с Петровым-Водкиным, их совместный проект – роспись в церкви Казанский Божьей Матери в Саратове. К сожалению, труды быстро уничтожили – они были далеки от канонов церкви.

В 1907 году Кузнецов, Сарьян, Уткин и другие живописцы, товарищи Борисова-Мусатова, объединились под названием «Голубая роза». Общество вошло в историю русской живописи, оно было уникальным. Художники писали в стиле символизм, часто в голубых тонах. Образы были романтичные, легкие и мистические. Но, чем старше становился Кузнецов, тем чаще он писал в стиле модерн.

Кузнецов был признан при жизни. Его работы выставляли и покупали не только в России, но и в Париже. Кузнецов с 1906 до конца жизни был участником Осеннего Салона.

Как появилась картина «Вечер в степи»?

В 1912 Павел Кузнецов около года путешествовал по Центральной Азии. Он знакомился с традициями восточных народов и наблюдал за кочевниками. Кузнецов понял: простая и слегка дикая жизнь в степи скрывает Космическую тайну и покой. Сюжет для полотна родился сам собой.

Кузнецов берет холст, любимую темперу и кисти, продумывает гамму. Решено – основным цветом должен стать небесно-голубой и его оттенки. Цвет чистого степного воздуха, покоя и баланса. Яркий оранжевый – гармоничный контраст к прозрачному голубому; именно такого оттенка жаркий закат в степи.

Темперная живопись Кузнецова, в отличие от масляной, – легкая, воздушная. Цвет и композиция задают настроение «Вечера в степи», а не структура мазков. В композиции художник использует плавные линии и изгибы. Павел Кузнецов уделяет внимание ритму – спины овец повторяют созвучные голубые холмы. Работы Павла Кузнецова из киргизской серии напоминают сказку об идеальной жизни на земле, в которую зритель верит. И даже смотрит на картину украдкой, словно «со стороны», чтобы не нарушить покой ее жителей.

В каком стиле выполнена картина?

В Азии Павел Кузнецов написал серию работ, которую относят к направлению ориентализм. «Вечер в степи» открывает бытовые сюжеты из жизни Киргизии через призму восприятия художника. Живописцы-ориенталисты писали выдуманные или реальные сцены о Востоке – каким он был или хотел им казаться. Также «Вечер в степи» – это пример русского модерна. Картину относят к этому стилю за плавные, природные линии, текучие формы и выраженный ритм в композиции.

Интересные факты


Виртуальное путешествие по Третьяковской галерее закончилось. Здорово, что вы остались с нами до конца, и вам было интересно. Значит инвестиции Павла Третьякова окупились сполна. А вы легко поддержите разговор о прекрасном с бокалом просекко, устроите экскурсию для друзей или блеснете знаниями на тесте по искусству.

На Losko вышла увлекательная биография Рема Колхаса – архитектора, который планирует реконструкцию Новой Третьяковки, получится самое масштабное музейно-выставочное пространство в Москве. Если вам по душе подборки, почитайте про известные работы в стиле сюрреализм и про 5 шедевров мировой живописи

Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: ВконтактеFacebookTelegramInstagramЕсли вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Patreon.