В 2016 году завершил свое строительство храм света Бахаи —
Из этой статьи вы узнаете, чем уникален храм света, почему было сложно подобрать строительные материалы, кто такие бахаи и каковы идеалы их веры.
В 2003 году бюро
Храм состоит из девяти закрученных стеклянных лепестков, образующих купол, и имеет девять входов, к которым ведут дорожки через сады. На территории, где он расположен, раньше было заброшенное поле для гольфа, теперь превращенное в сад. Задача его проектирования и реализации была возложена на Хуана Гримма, известного чилийского ландшафтного архитектора. Используя преимущественно местные виды, Гримм создал среду, в которой к храму можно было подходить под разными углами. Для создания храмового ландшафта здесь посадили более 6000 деревьев в поддержку экологической программы.
Храмовый комплекс разрабатывался с учетом локации и окружающего пейзажа, чтобы улучшать близлежащее пространство. Дополнительные здания поместили под землю, чтобы не нарушать вид, а к храму из Сантьяго построили хорошую дорогу, чтобы любой желающий мог без труда сюда добраться.
Бахаи — это монотеистическая, ныне считающаяся самостоятельной, религия, некогда вышедшая из шиитского учения. С арабского «Баха» можно перевести как «слава», «великолепие», а также «свет» или «блеск». Учение основано в середине XIX века Бабом и Мирзой Хусейн Али в Персии. В наше время религия насчитывает более пяти миллионов последователей. Символом веры является девятиконечная звезда, с записанными в нее каллиграфическими словами на арабском «Величайшего Имени» и имени Баха (араб. بهاء — «слава»).
В религии Бахаи существуют 12 этических принципов, среди которых отказ от дискриминации по любому признаку, необходимость всеобщего образования, отказ от крайних форм нищеты и богатства, самостоятельный поиск истины каждым верующим и важность соответствия религии разуму и научному знанию. В Чили Бахаи впервые прибыли в 1919 году.
Архитектурная задача заключалась в создании дизайна, который будет привлекать людей всех конфессий и культур. Цель дизайна состояла в том, чтобы добиться взаимодействия противоречий: тишины и движения, простоты и сложности, близости и монументальности. А материалом была выбрана твердая структура, способная растворяться в свете.
«Он рассчитан на 400 лет и, в соответствии с историей и философией веры, мы искали древний, долговечный материал, который мог бы пропускать свет снаружи и внутрь»
Архитекторы вдохновлялись важной для бахаи метафорой, описывающей добро через свет. Поэтому они хотели построить такое здание, которое хорошо пропускало бы свет. Руководитель проекта Дорон Мейнхард так говорит о храме: «Он рассчитан на 400 лет и, в соответствии с историей и философией веры, мы искали древний, долговечный материал, который мог бы пропускать свет снаружи и внутрь». По изначальному замыслу Сиамака Харири здание должно было быть построено из алебастра, который способен пропускать свет, если сделать его достаточно тонким. Но из-за погодных и природных услових архитекторы были вынуждены искать другое решение.
Здание расположено в предгорьях Анд, где суровое солнце, летние температуры до 40°С и ежедневные большие колебания температуры являются нормой.
Поэтому самым сложным было выбрать необходимый материал, способный с достоинством справиться с подобными нагрузками. При этом по задумке он должен был быть прозрачным, чтобы храм был наполнен светом. Материалы испытывали на прочность, устойчивость к землетрясениям и перепадам температур. Архитекторы вместе с инженерной фирмой Simpson Gumpertz & Heger (SGH) после долгих поисков выбрали боросиликатное литое стекло и мраморные панели из Португалии для интерьера.
Мастер при их создании вдохновлялся работами американского художника, представителем абстрактного импрессионизма, Марком Тоби, в частности картинами «Белое письмо» и «Структурированный свет».
Архитекторы работали с немецким художником по стеклу Джеффом Гудманом. Для храма он создал прототипы панелей из узорчатого литого стекла. Мастер при их создании вдохновлялся работами американского художника, представителем абстрактного импрессионизма, Марком Тоби, в частности картинами «Белое письмо» и «Структурированный свет».
Девять лепестков здания идентичны, каждый из них примерно 26,8 метров в высоту и около 10 метров в ширину и содержит около 1100 составных частей из стекла толщиной около 32 миллиметра. Около 20% панелей имеют изогнутую форму.
На изготовление и сборку деталей ушло много сил и времени большого количества людей из разных стран. Детали изготовили в Торонто, затем часть из них отправили в Германию, чтобы компания «Gartner Steel and Glass of Germany» придала им необходимые фору и размер. Затем все эти панели «Gartner» крепили к алюминиевой раме, добавив структурный силиконовый герметик для дополнительной прочности и водонепроницаемости. «Лепестки» фасада были упакованы более чем в 100 контейнеров и отправлены в Чили, где, наконец, были собраны.
Днем он насквозь освещен ярким солнцем, а ночью материалы испускают наружу мягкий свет.
Архитекторы сильно изменили свое первоначальное видение облицовки храма из-за высоких требований к прочности материалов. Тем не менее, они считают, что выполнили свое намерение. «Благодаря технологическим новшествам мы смогли превратить литое стекло, которое сам по себе древний материал, во что-то долговечное и малообслуживаемое, как камень», — говорит Мейнхард, — «И он превращает весь храм в окно». Днем он насквозь освещен ярким солнцем, а ночью материалы испускают наружу мягкий свет.
Если вы хотите еще немного информации, то в этом видео можно послушать, как Дуглас Мартин, представитель сообщества бахаи, рассказывает о создании и задумке храма. Также там можно увидеть рисунки и макеты постройки.
Если вы хотите посмотреть другие необычные архитектурные решения религиозных зданий, предлагаем почитать материалы Losko о