Telegram
Архитектура

Норман Фостер — архитектор будущего

01.09.2018
Просмотров: 70397
Автор — Женя Кипина

Норман Фостер — британский архитектор, придумавший стиль хай-тек. Каждый проект архитектора обязательно бьёт рекорд по масштабу, инновационности, многофункциональности, высоте или бюджету.

В этой статье вы познакомитесь:

  • с краткой биографией Нормана,
  • с философскими идеями его архитектуры,
  • с самыми значимыми сооружениями, повлиявшими на современную архитектуру,
  • с источниками вдохновения архитектора,
  • с интересными фактами из жизни Фостера.

Биография

Норман родился 1 июня 1935 года в Британском городе Манчестере. Отец будущего архитектора работал маляром, а мать — разнорабочей на заводе. В 16 лет Фостер бросил школу, чтобы устроиться на работу и помочь родителям платить по счетам. Об университетском образовании он даже не думал.

Норман Фостер, портрет
Портрет Нормана Фостера

Работая продавцом в мебельном магазине, Фостер заинтересовался моделированием пространства. Всё свободное время он тратил на изучение градоустройства и архитектуры. Благодаря огромному трудолюбию и таланту Норман в 21 год выиграл стипендию на обучение в США. После двух лет учёбы в Школе архитектуры Йельского университета он получил степень магистра.

Во время учёбы в Йеле Норман познакомился с Ричардом Роджерсом — одарённым архитектором из Англии. После окончания университета они вместе вернулись в Британию и открыли «Бюро четвертых». Помимо архитекторов в бюро работали их жёны. Во время 10-летнего существования компании архитекторы не построили ничего выдающегося. Но всё же благодаря одному открытию мир узнал их имена. Вдохновившись работами русского инженера Владимира Шухова, четвёрка изобрела новый архитектурный стиль — хай-тек.

Команда пыталась продвинуть идею экологической архитектуры. Четвёрка проектировала здания, которые потребляли меньше энергии, меньше загрязняли природу, мягче воздействовали на окружение. К сожалению, идеи оказались нереализованными, однако они заложили фундамент для идей и зданий, которые стали востребованными в будущем.

Вскоре Фостер закрыл бюро и основал новое «Foster and partners». Поначалу фирма занималась небольшими проектами, но постепенно начала сотрудничать с крупными архитекторами и инженерами.

В 1971 году Фостера пригласили в команду архитекторов для строительства здания страховой компании «Willis Faber and Dumas». Там он познакомился с американским архитектором, инженером и изобретателем Бакминстером Фуллером. Бакминстер заметил нестандартное мышление Фостера. Ему стало интересно, каким получится здание, если не вмешиваться в процесс проектирования Нормана и соглашаться со всеми его идеями.

Норман Фостер, Willis Building
Willis Building

Результат вызвал огромный резонанс. Информация об инновационном типе офиса стала стремительно разлетаться за пределы страны. Здание не было похоже ни на что построенное прежде. Стены постройки целиком состояли из чёрного стекла. На крыше находился сад и бассейн для сотрудников, который работал в качестве теплоотвода. Помимо этого, здание оснащалось множеством технологических новинок. Всё это было революционно для середины 1970-х. Так Норман впервые заявил о своих идеях о важности энергоэффективного здания и значимости социальной роли архитектуры.

Норман Фостер, Willis Building Норман Фостер, Willis Building

Бакминстер был доволен результатом. Видя в Нормане огромный потенциал, он учил его не бояться идти против правил и осуществлять самые безумные идеи. Фостер называл Фуллера своим вдохновителем и учителем. Рука об руку они проработали до самой смерти Бакминстера.

«Фуллер показал мне, как даже мельчайшая деталь может полностью изменить комнату, здание и даже весь город»

После такого успешного проекта на Нормана посыпались заказы. Теперь он не брался за всё подряд. Он выбирал только масштабные проекты, где была возможность по максимуму реализовать своё видение и идеи.

Каждый новый проект делал Нормана еще более знаменитым. Он начал строить новые здания и реконструировать старые по всему миру, преподавать в лучших университетах США и Европы. Архитектор изобрёл архитектурные решения, которые изменили всю отрасль высотного строительства. Благодаря им фирма «Foster and partners» стала самой авторитетной в области возведения высоток.

«Я не “человек привычки”. Я люблю исследовать и находить новые идеи в неожиданных источниках»

К началу 2000-х Фостер собрал самые почётные призы. После получения Притцкеровской премии архитектора пригласили в Россию для проектирования множества объектов. Взаимоотношения с нашей страной сложились неоднозначные.

Команда Фостера спроектировала здания для Санкт-Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийска и Екатеринбурга. Для Москва-Сити был готов макет 600-метровой башни «Россия», для Ханты-Мансийска проект высотной башни «Кристал». Бюро приняло участие в конкурсе на строительство парка «Зарядье» в Москве и «Новой Голландии» в Петербурге, сконструировало офисно-жилой комплекс «Апельсин», который своей футуристической архитектурой больше напоминал работы Фрэнка Гери. В силу разных причин ни один проект так и не был реализован.

В наше время компания Фостера известна своим высокотехнологичным дизайном во многих сферах. Команда занимается городским планированием, строительством аэропортов, мостов, государственных объектов, жилых и офисных зданий, реконструирует исторические постройки, проектирует рабочие пространства и производит материалы для строительства.

Сейчас 82-летний архитектор постоянно курсирует между 25 офисами в разных странах. Норман лично контролирует все проекты, делает эскизы, участвует в обсуждениях и контролирует все процессы.

Норман Фостер: философия архитектуры

Когда Норман был ребёнком, он увлекался паровозами и самолётами. В школьные годы Фостер любил бродить по своему городку, рассматривать здания и зарисовывать понравившиеся. В армии, служа лётчиком, Норман не упускал случая на практике поизучать внутренности самолётов. Из такого союза техники и архитектуры родилась философия Фостера.

Хай-тек: архитектурный стиль для рациональной эпохи

Фостер считает, что современное общество нуждается в функциональной, удобной, экономичной и экологичной городской среде — всё это может дать придуманный им стиль хай-тек. Свои здания архитектор оснащает ультрасовременной техникой так, что они больше походят на сложные машины, управляемые компьютерным центром.

Скетчи Нормана Фостера
Скетчи демонстрирующие как будущие здания будут взаимодействовать с окружающей средой

При этом он не бездумно пичкает постройки технологическими новшествами. Только после скрупулезного изучения местности, городской среды, климатической и экологической обстановки Фостер приступает к разработке дизайна.

Энергосбережение — лучший путь заботы о потомках

Фостера называют «зелёным архитектором» не случайно. Его взгляд всегда направлен в будущее. Поэтому использование энергосберегающих технологий для него — не дань моде, а вопрос «здоровья» нашей планеты и выживания потомков.

Скетчи Нормана Фостера
Скетчи Нормана показывают, как должны распределяться воздушные потоки

На последних стадиях разработки Фостер использует специальную компьютерную программу. Она показывает, как распределяются потоки воздуха в здании, как много углекислого газа в нём находится, насколько сильно нагреваются части постройки от солнца, каким образом в определённое время года ветер обдувает здание и какое количество электроэнергии будет потреблять сооружение.

В каждом своём проекте Фостер по максимуму старается использовать неисчерпаемые природные ресурсы в виде солнечного света и воздуха.

Солнечные батареи питают здание электроэнергией. Воздушные потоки попадают в здание через приоткрытые створки фасада и циркулируют между обсаженными зеленью уголками интерьера. Таким образом здание само себя проветривает и регулирует температуру.

Архитектура — это выражение гражданских ценностей

Фостер считает, что здания должны отражать общественные ценности. Для примера, основным материалом для лондонской мэрии стало прозрачное стекло. Если днём в окнах могут отражаться небо и облака, то вечером здание просматривается насквозь. Так Норман воспринимает идею бесцензурной демократии.

Скетчи Нормана Фостера
В этом скетче Норман показывает, как должен выглядеть вид из «окна» кабинета. «Окно» — на самом деле внутренняя прозрачная стена. Вид открывается на атриум, который пронизывает здание с первого этажа и до крыши

Другой пример — все построенные архитектором офисные здания, которые больше похожи на вертикальные города. Помимо офисов, в них находятся бассейны, тренажёрные залы, спа, сады на крыше, множество ресторанов и кафе. По выходным здания превращаются в площадки для различных городских мероприятий. Таким образом Фостер выражает своё видение рабочего пространства — это место, где приятно работать и проводить свободное время.

Исторические здания нужно адаптировать к современному миру

Фостер считает, что помимо всего прочего, архитектура — это связь с прошлым. Когда Норман получает заказ о реконструкции исторического здания, он не просто меняет старые кирпичики на новые, а адаптирует постройку для современного мира и новых поколений. Такой вид реконструкции получил отдельное название — адаптивное повторное использование.

Скетчи Нормана Фостера
Скетч Нормана. Разработка технологичного купола, который возведён над Рейхстагом

Норман старается внедрить энергосберегающие технологии, насколько позволяет каркас и внутреннее пространство зданий. Помимо этого, он меняет планировку, пристраивает к зданиям купола и дополнительные строения. Фостер считает, что всё это делает старые здания более интересными для будущих поколений. Часто после таких «адаптаций» у построек заменяется всё, кроме внешних стен. Неудивительно, что большую часть критики Фостер получает именно за такую радикальную реконструкцию.

Здание как вертикальный город

Норман всегда думает над инфраструктурой. Постройки Фостера скорее напоминают вертикальные города, чем просто офисы или жилые дома. Архитектор стремится оснастить свои здания всем, что только может понадобиться человеку. В небоскрёбах, помимо магазинов, ресторанов, парков на крыше и тренажёрных залов, Фостер не забывает расположить библиотеки, музеи, театры и даже церкви.

Скетчи Нормана Фостера
Скетч внутреннего пространства банка

Моделирование пространства таких высоток - еще одно нововведение архитектора. Мы привыкли видеть всю инфраструктуру здания только на нескольких первых этажах, но так как Фостер воспринимает здания как города, то и этажи для него - это улицы. Поэтому всю инфраструктуру он распределяет с самого низа здания и до самого верха. Благодаря такому расположению люди курсируют между этажами, не создавая столпотворений и самое интересное - ассоциируют этаж (подобно улице) с тем, что на нём находится.

Самые значимые проекты Фостера

За полувековую карьеру Норман Фостер построил огромное количество сооружений. Почти каждый проект на момент окончания строительства получал какой-нибудь титул с припиской «самый»: самый экологичный дом, самый высокий небоскрёб, самый длинный мост, самое инновационное и многофункциональное здание и так далее.

Мы остановимся на 8 сооружениях, которые больше всего повлияли на современную архитектуру и прославили Фостера на весь мир.

Здание банка HSBC. Гонконг, 1986

В 1979 году одному из крупнейших банков Азии понадобился головной офис. Фостер получил не самое лёгкий заказ: директора банка желали получить самое технологичное, высокое, величественное и построенное по правилам фэн-шуя здание.

На тот момент небоскрёбы быстро выходили из строя из-за сложностей с несущими конструкциями. Еще выше строить было просто опасно. Отказаться от такого сложного, но интересного заказа Фостер не мог. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как изобрести новую систему возведения небоскрёбов.

Особенности здания

  • Фостер убрал все внутренние несущие конструкции, оставив только наружный скелет, собранный из облегчённых материалов.
  • Благодаря новой структуре появилась возможность вынести все коммуникации и лифтовые шахты к каркасу здания, а офисные пространства расположить со свободной планировкой вокруг 12-этажного атриума.
  • Здание банка располагается на берегу бухты. Это надоумило Нормана изобрести новую энергосберегающую систему кондиционирования. Здание охлаждается морской водой, которая поступает по подземным туннелям.
  • Фасадные панели покрыты полупрозрачной плёнкой, которая ограничивает попадание прямых солнечных лучей и оберегает внутренние помещения от перегрева.
  • Лифты в 48-этажном здании существуют довольно формально. Они останавливаются лишь на нескольких этажах. Все остальные уровни связывает система лестниц и эскалаторов.
  • На фасаде здания расположен солнечный рефлектор, который через систему зеркал направляет свет внутрь здания, освещая атриум, банковский зал и сервисный комплекс небоскрёба.
  • Планировка офисов спроектирована по древнекитайскому учению: специальные перегородки визуально скрывают вход и выход, интерьер офисов максимально просторный, а лёгкость пространству придают огромные окна, стены из стекла и ширмы из тонких реек.

Получившийся проект вывел Нормана из числа профессиональных архитекторов международного уровня в мировые лидеры. Он встал в один ряд с такими признанными мастерами и живыми легендами как Мис ван дер Роэ, Оскар Нимейер и Ле Корбюзье.

Банк «Коммерцбанк». Франкфурт-на-Майне, 1997

Особенности здания

  • Здание выглядит как треугольник, состоящий из офисных пространств. По центру они пронизаны 160-метровым атриумом от первого и до последнего этажа.
  • На разных уровнях с каждой стороны башни расположены сады высотой в 4 этажа. 10 садов олицетворяют флору определённого региона: средиземноморскую, североамериканскую и азиатскую.
  • Сады играют роль естественных фильтров, которые очищают воздух в здании.
  • По периметру постройки находятся панорамные площадки, которые спроектированы не только как пространство для отдыха, но и как главные источники света.
  • Фостер настоял на использовании стали в качестве основного материала. Это позволило избавиться от массивных несущих колонн, но значительно увеличило стоимость работ.
  • Для слаженной работы всех систем небоскрёба, Норман использовал систему автоматизации «Сименс». Она связывает более чем 30 тысяч сенсоров, выключателей, вентиляторов, увлажнителей, насосов, жалюзи и групп освещения.

Насладиться садами, рестораном под стеклянной крышей и панорамными площадками могут только работники банка. Туристы имеют право находиться только на первом этаже.

Рейхстаг. Берлин, 1999

Реконструкция Рейхстага задумывалась как символ национального покаяния и в то же время демонстрация миру обновленного образа демократичной Германии.

Немецкий парламент провёл конкурс на лучший план строительства. Жюри отобрали самые интересные предложения из всех работ, а реализовывать проект наняли Фостера.

В соответствии с планом архитектор должен был сохранить исторический облик фасадов, воссоздать сгоревший купол и перестроить здание изнутри, чтобы парламенту было комфортно работать, а туристам интересно исследовать здание. Придерживаясь указания о сохранении фасадов, первым делом Норман снёс все внутренние стены, чем шокировал парламент и вызвал массу критики. В итоге здание получилось инженерно-техническим чудом с примесью истории.

Особенности здания

  • На первом этаже здания в полу расположен прозрачный конус. Сквозь него туристы могут наблюдать заседания в пленарном зале, который находится на цокольном этаже.
  • С внутренней стороны купола расположен пандус спирального вида. По нему туристы поднимаются вверх под самую крышу купола, где находится смотровая площадка с панорамным видом.
  • Между первым этажом и крышей купола находится опорная колонна в виде воронки. Она облицована 360 фрагментами зеркал. Кажется, что воронка просто эффектная инсталляция, но на самом деле это замаскированная вентиляционная шахта. Воздух, проходящий сквозь нее, используется для теплообмена и уменьшает энергозатраты на охлаждение и обогрев здания.
  • Специальный механизм поворачивает зеркала воронки под разными углами, чтобы они улавливали солнечный свет и освещали здание изнутри.

Сейчас Рейхстаг - самый посещаемый парламент в мире, который усилиями Фостера превратился в туристический “аттракцион”. Туристы приходят сюда, чтобы встретить политиков, понаблюдать за их работой, поесть в ресторане с видом на город, посмотреть на стены, где сохранились надписи советских солдат и следы от пуль, и помимо этого - восхититься гениальным творением современных инженеров и архитекторов.

Виадук Мийо. Мийо — Крессель, 2004

Виадук Мийо разработанный Норманом Фостером

Виадук Мийо — часть высокоскоростной магистрали, которая соединяет Париж и городок Безье. Это самый высокий и длинный (на момент строительства) мост в мире. Его длина — 2,5 км, а высота одной из его опор 341 метров, что немного выше Эйфелевой башни.

Уникальное инженерное сооружение воздвигали не менее уникальным способом: дорожное полотно поднималось наверх через уже построенные опоры при помощи гидравлических домкратов, которые управлялись со спутника.

Особенности сооружения

  • Виадук Мийо — сложное инженерно-техническое сооружение. Он снабжён множеством приборов и датчиков. Ежесекундно они делают почти 100 замеров, чтобы отслеживать реакцию моста на погодные условия и оценивать малейшие его сдвиги.
  • Виадук стоит на 7 опорах, каждая из которых увенчана пилонами. К пилонам прикреплены 11 пар вант. Чтобы удостовериться, что такая конструкция идеальна для климатических и геологических условий региона, команда инженеров потратила на исследования 10 лет.
  • Чтобы металлическое полотно не деформировалось, исследовательская группа разработала новый вид асфальта на основе минеральной смолы.

Такую амбициозную постройку критики долго не оставляли в покое. Они считали, что стоимость строительства в 400 млн евро не окупится, туристы сюда не поедут, а место расположения моста слишком опасное из-за нестабильности дна ущелья.

Опасения сбылись на треть. Чтобы восполнить потраченные деньги, понадобится около ста лет непрерывного трафика по мосту. Проезд по нему в зависимости от вида транспорта сейчас стоит от 6 до 29 евро. А вот боязнь недостатка туристов и небезопасности конструкции не оправдалась.

Башня «Мэри-Экс». Лондон, 2004

Башня «Мэри-Экс». Лондон, 2004

Башня проектировалась как лондонская штаб-квартира страховой компании «Свисс-Ре», поэтому иногда упоминается под этим именем.

Заказчики не дали никаких определённых указаний Фостеру, кроме одного: из окон здания должны быть видны все главные достопримечательности центра Лондона. Правительство города, узнав о намечающемся строительстве под руководством Фостера, тут же выслало требование -  здание должно вписываться в историческую картину района. С пожеланием заказчиков архитектор справился идеально, а вот указание правительства, видимо, понял по-своему.

Особенности здания

  • Благодаря сигарообразной форме и почти прозрачной конструкции башня отбрасывает меньше тени, чем прямоугольный небоскрёб. Помимо этого, здание более устойчиво к ветровым нагрузкам. Ветер плавно огибает аэродинамическую форму, не создавая завихрений и мини-облаков.
  • Фасад сконструирован из светопрозрачной сетчатой оболочки. За счёт обилия естественного освещения башня потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа.
  • Помимо этого фасад оснащён панелями, которые пропускают свежий воздух внутрь здания и естественным образом его вентилируют.
  • На одном из последних этажей находятся бар-ресторан с панорамным видом. А на самом последнем - смотровая площадка, где иногда проходят конференции.
  • Из-за массы инновационных разработок в процессе проектирования, использования последних технологий и только экологических материалов здание «Мэри-Экс» стало самой дорогостоящей постройкой Великобритании.

После окончания строительства на Фостера, как обычно, посыпалась критика, но в этот раз довольно серьёзная. Градостроительный совет Лондона был недоволен видом здания и его очевидной несовместимостью с историческим центром. Британский архитектор Кен Шаттлворд посоветовал Фостеру разобрать сооружение и впредь подходить ответственнее к своему творчеству, так как содержать такой небоскрёб обходится в несколько раз дороже, чем обычный.

Несмотря на негативную оценку, проект получил премию Emporis Skyscraper Aword в номинации лучшего небоскрёба в мире и премию Джеймса Стирлинга от Королевского института британских архитекторов.

Башня Хёрста. Нью-Йорк, 2006

Башня Хёрста. Нью-Йорк, 2006

В 1928 году Вильям Хёрст мечтал построить грандиозную башню для своего издательства. Из-за Великой депрессии строительство остановилось на 6 этаже. Спустя 70 лет Норман Фостер возобновил строительство. Небоскрёб «вырос» из старой постройки, не нарушив исторические фасады.

Особенности здания

  • Дождевая вода, которая скапливается в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.
  • Норман не обделил фасады и этой башни в «умных» панелях, которые пропускают потоки воздуха и естественным образом вентилируют здания.
  • Башня будто опутана сетчатой оболочкой, которая выполняет функцию несущей конструкции. Благодаря ей архитектор потратил стали на 21% меньше, чем в подобных небоскрёбах.
  • Гигантские окна здания покрыты панелями из бронированного стекла — каждая высотой в 4 этажа.
  • Почти весь металл, который использовался в строительстве здания, — продукт вторичной переработки.

На сегодняшний момент небоскреб является одним из самых «зеленых» в мире и первым в Нью-Йорке, который получил сертификат лидерства в энергетическом и экологическом проектировании.

Космопорт «America». Серра, штат Нью-Мексико, 2011

Космопорт «America». Серра, штат Нью-Мексико, 2011 Космопорт «America». Серра, штат Нью-Мексико, 2011

Компания Virgin Galactic, занимающаяся космическим туризмом, устроила конкурс на строительство первого частного космодрома. Кто как не Фостер — человек, который строит будущее — мог победить в этом состязании.

Сказать, что выбранное место для строительства отдаленно и обособлено, это не сказать ничего. Космодром расположен в пустыне, а ближайший населённый пункт находится в 32 км. Поэтому главной задачей Фостера стало проектирование полностью автономного здания, отвечающего запросам максимальной экологичности и технологичности.

Особенности здания

  • Здание сливается с природным окружением и напоминает своим видом пустынную лягушку.
  • Постройка врыта в землю, чтобы использовать геотермальную энергию для обогрева и охлаждения.
  • Крыша спроектирована так, чтобы «ловить» ветра и использовать их для естественной вентиляции. Также, уже по традиции, солнечные лучи играют роль главного энергоресурса.
  • Внутри здания находится ангар для 7 самолётов, терминал для туристов, центр управления и различные технические помещения. В ближайшем будущем планируется строительство ресторана.
  • Вход в космопорт построен в виде длинного подземного коридора, а на стенах устроена выставка об этапах покорения человеком космоса.

Из-за задержек со строительством и проблемами с ракетопланами первые полноценные полёты начались только спустя 3 года после открытия. Сейчас двухчасовой полёт стоит около 14,5 млн рублей. Возможно, из-за проблем с финансированием и недостатком туристов компания начала предоставлять новую услугу — космические похороны. За 300 тысяч рублей вы можете отправить контейнер с граммом праха на околоземную орбиту.

Масдар-сити. Абу-Даби, 2017

В 2006 году правительству ОАЭ пришла идея построить первый в мире город с нулевым уровнем углеродных выбросов и других производственных отходов. Не устраивая никаких конкурсов, для разработки и строительства города сразу же наняли Нормана Фостера.

Особенности города

  • В архитектуре сразу же выделяется одна деталь — это лёгкие навесы между крышами зданий. Они создают тень на улицах и спасают жителей от жары.
  • Здания в городе соответствуют идеям Фостера. Это значит, что все постройки потребляют минимум электроэнергии.
  • Полностью обойтись без электроэнергии город, конечно, не может. Неудивительно, что Масдар получает её только лишь от Солнца. Недалеко от города работает самая мощная в мире солнечная электростанция, которая занимает 200 квадратных километров.
  • Для предприятий, которые хотят существовать в пределах города, установлено строгое правило — они должны доказать отсутствие вредных выбросов в окружающую среду.
  • В Масдаре запрещён транспорт с двигателем внутреннего сгорания. Жители перемещаются на электромобилях и пользуются скоростной монорельсовой дорогой.

Сейчас город почти достроен. В ближайшем будущем планируется возвести последнюю и очень неоднозначную деталь — высокую стену вокруг всей городской зоны. Считается, что это единственная возможная защита от горячего пустынного ветра.

Интересные факты:

  • Во время службы в армии Норман получил диплом пилота. Благодаря этому навыку сейчас архитектор сам управляет личным самолётом, перемещаясь от одного строящегося объекта к другому.
  • В 1990 году королева Елизавета II посвятила архитектора в рыцари.
  • В этом году в возрасте 82 лет Норман начал вести инстаграм. Там вы не найдёте присущего звёздам пиара себя и показа лучших сторон жизни. Фостер делится обычными и от этого более интересными снимками. Он фотографирует понравившийся тортик, посещение объектов, работу в офисе, свою семью, занятия спортом — @officialnormanfoster.
  • Помимо зданий Фостер спроектировал яхту, которая оказалась не только самой дорогой, но и самой быстрой в мире.
  • Громкий скандал разразился вокруг лондонского Сити-Холла. Критикам не пришёлся по вкусу не только вид здания, но и его заявленные энергосберегающие свойства. Самые возбуждённые эксперты даже провели замеры, которые доказали, что экономии действительно почти нет.
  • В 2010 году Норман Фостер снялся в биографическом фильме о себе «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?».

Источники вдохновения Фостера

Чтобы зарядиться вдохновением, Фостер придумал такой ритуал: он садится в свой самолёт и летит на другой континент. Во время полёта он рассматривает горы, геометрию городов, причудливо извивающиеся реки и дороги. Всё это настраивает его на определённый лад и даёт множество идей.

Конечно, было время, когда архитектор не мог позволить полететь на другой континент, чтобы просто посмотреть на ландшафт с высоты. Фостер в одном из интервью поделился списком вещей, из которых он черпал вдохновение в начале карьеры:

— Книга Ле Корбюзье «К архитектуре», 1923.

— Книга Генри-Рассела Хичкока «В природе материалов: здания Фрэнка Ллойда», 1942.

— Журнал The Architectural Review. Статьи 1950-х годов. В тот период публиковалось много пейзажей Южной Америки, которые Норман выделяет отдельно.

— Проекты Оскара Нимейера.

— Архитектура Скандинавии ХХ века.


Если вам понравилась биография Нормана Фостера, предлагаем прочитать истории жизни других легендарных архитекторов современности:

Ле Корбюзье, гениальный новатор в современной архитектуре

Заха Хадид, первая женщина, получившая Притцкеровскую премию

Фрэнк Гери, экспрессивный гений деконструктивизма

Алвар Аалто, новатор финской архитектуры, представитель скандинавского дизайна ХХ века

А также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: ВконтактеFacebook, Telegram — @loskomagInstagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Фотографии: Foster+Partners

Женя Кипина
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится