Благодаря появлению смартфонов уличная фотография обрела вторую жизнь. Люди начали снимать происходящее, запечатлевать случайные моменты и передавать происходящее без прикрас.
Losko выбрал 5 самых влиятельных фотографов за все время существования жанра, чьи работы опередили время на несколько веков вперед — рассказываем почему.
Уличная фотография
Конкретная дата зарождения этого стиля неизвестна, но фотографии в таком жанре были замечены еще в конце XIX века. Тогда в процессе съемки использовались большие и громоздкие камеры, которые, естественно, замечали люди. Из-за них терялся весь шарм такой фотографии, поэтому в стилевом направлении те снимки вернее будет отнести к документальной или пикторальной (художественной) фотосъемке. К тому же, те аппараты снимали только на долгой выдержке. Поэтому перед фотографом стоял выбор — сделать снимок с размазанными фигурами людей, либо поймать момент, когда улица будет безлюдна. Чаще всего предпочтение отдавалось второму варианту.
В XX веке техника значительно шагнула вперед. Изменились фотоаппараты, а с ними изменился и сам подход к процессу. После появления на мировом рынке маленьких беззеркальных камер стала возможна незаметная фотосъемка, «от бедра». Снимки на такие камеры можно было делать не постановочными, как следствие, более живыми. Некоторые фотографы старались быть незаметными, другие же — подходили вплотную к человеку. В итоге, каждый снимок имел свои особенности, свою атмосферу.
Анри Картье-Брессон, 1908-2004 — отец черно-белой уличной фотографии
Основателем жанра стрит-фото принято считать француза Анри Картье-Брессона. Он был выходцем из семьи предпринимателей. Благодаря влиянию своего дяди Брессон получил художественное образование, что отразилось на его будущей деятельности.
Основным принципом работы для Брессона была необходимость оставаться незаметным для окружающих. Он также ввел термин «решающий момент», использовавшийся многими его последователями.
«Все манипуляции с камерой, диафрагмой, выдержкой и т.п. должны осуществляться на уровне рефлекса, как переключение скоростей в автомобиле»
Позднее вышла его одноименная статья, в которой Анри рассказывает о своем становлении как фотографа. Брессон делал снимки не только простых людей, но и весьма известных личностей. Среди них — Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мэрилин Монро, Уильям Фолкнер.
Робер Дуано, 1912-1994 — современник и продолжатель дела Брессона
Современником и продолжателем дела Брессона был так же француз Робер Дуано. В 1934 году Дуано увлекся съемкой профессионально, работая для одного журнала. Спустя пять лет он уходит из издания и делает снимки для себя, пытаясь попутно что-то заработать абсолютно другим ремеслом. В 1949 году Дуано приходит в журнал Vogue.
Спустя год француз делает свою самую знаменитую фотографию — целующуюся пару на фоне улиц Парижа. Несколько позже будет публикация в Life и судебное разбирательство, поскольку снимок нарушал законы Франции тех времен.
Дуано за всю свою жизнь не был приверженцем только одного жанра и не создал какого-то нового направления. Некоторые его снимки приравнивались к сюрреалистическому движению, другие — к авангарду.
«Нет такого режиссера, который мог бы устроить сценки, равные тем, что подбрасывает нам улица.»
В 1936 году появляется цветная фотопленка, что открывает новые горизонты как для жанра, так и для фотографии в целом. Однако долгое время она не использовалась из-за ее высокой цены. Некоторые даже считали, что делать цветные фото — моветон, будто бы сами карточки отдают обложками глянцевых журналов.
Сол Лейтер, 1923-2013 — первые пробы в цветном стрит-фото
Первым стрит-фотографом, начавшим делать цветные фотографии, был
«Я не пытаюсь передать никакой философии в своих работах, потому что я не философ. Я фотограф. Это всё.»
Примечательно, что для ряда своих работ он использовал гуашь, нанося краску на пленку и на готовые снимки.
Алекс Уэбб (р. 1952) — новый подход к стрит-фотографии
Еще одним мастером цветной уличной фотографии отметит
Уэбб является обладателем огромного количества наград, автором пяти книг. Многие его работы были напечатаны в крупных американских изданиях. С 1979 года состоял в агентстве «Магнум», основанным Брессоном. Начинал со съемок на черно-белую пленку, но в определенный момент, как сказал сам Уэбб, достиг «тупика» в этом направлении. С конца 70-х годов фотограф полностью перешел на цветную пленку.
«Когда я начал снимать уличную фотографию, я снимал как Брессон — искал решающего момента, ждал, и сочетал интересные предметы и фоны. Через некоторое время я уперся в глухую стену. Мне было неинтересно работать таким образом. Тогда я случайно нашел материал о работе Брюса Гилдена, тоже снимающего уличную фотографию, и был очарован.»
Стивен Шор (р. 1947) — обыденная жизнь Америки в цвете
На Шора в выборе рода деятельности большое влияние оказал его дядя, подарив ему набор для печати фотографий. К 11 годам Стивен решил посвятить свою жизнь этому делу. Спустя три года несколько его работ купил Эдвард Стейхейн, глава отделения фотографии в музее современного искусства (МОМА). В 23 Стивен смог организовать свою личную выставку в этой организации.
Самой известной работой Шора является его серия карточек повседневной жизни Америки. Фотограф, путешествуя с другом на машине, снимал все, что видел, от еды до городских улиц.
Мы привели примеры самых ярких, на наш взгляд, фотографов в жанре. Одни запечатлели ужасы войны, другие — моменты мирной жизни. Есть и новаторы, как, например, Брюс Гилден или Дайдо Морияма, которые отказались от старых правил и ввели свои. Но главной целью стрит-фотографа была и остается задача передать ту атмосферу места, тот дух времени без прикрас, таким, какой он есть.
Если вам понравился материал, то советуем вам почитать биографию