Telegram
Дизайн

Книги для дизайнеров: 13 изданий, которые научат мыслить шире

31.07.2024
Просмотров: 127113
Автор — Екатерина Карпухина

Книги профессиональной тематики вряд ли сделают из вас дизайнера. Но они определенно необходимы для того, чтобы создать основу для деятельности и помочь избежать ошибок, на которых набивали шишки предшественники. Книги для дизайнеров не дадут вам подробной инструкции, как стать профессионалом, но они откроют новые взгляды и расширят границы ваших знаний.

Чтобы не быть голословными, мы составили подборку, основываясь не только на личных предпочтениях, но и опираясь на мнения экспертов. Открывайте и пополняйте свои списки must-read.

1. Юрий Ветров «Паттерны дизайн-менеджмента»

Паттерны дизайн-менеджмента
Юрий Ветров «Паттерны дизайн-менеджмента»

Книга для тех, кто хочет понимать как компании достичь организационной зрелости и улучшить свои продукты.

Из книги вы узнаете о трех уровнях зрелости дизайна и том, как они влияют на внедрение качественного и эффективного дизайна в вашей компании. В книге Юрия Ветрова описаны готовые методы и инструкции для дизайн-менеджеров. Все практики выделены в паттерны, которые можно применять отдельно друг от друга — так, как нужно в конкретном случае. Каждый из них можно масштабировать, поэтому паттерны подойдут организациям разного размера на любой стадии жизненного цикла.

Самое главное — книга говорит о важности игры вдолгую. Изменение дизайна затрагивает не только продукты компании и их визуальную составляющую, но и саму организацию, ее мировоззрение и культуру. Автор книги призывает думать о дизайн-задачах не как об обновлении нескольких экранов, но как о перестройке социотехнической системы. По его словам, причина плохих продуктов — это плохая машина, которая их производит, так что именно ее и нужно чинить в первую очередь.

Об авторе:

Юрий Ветров — директор по бренду и дизайну в Muse Group (Ultimate Guitar, MuseScore, Audacity и другие музыкальные продукты) и экс-директор по дизайну в «Райффайзен Банке» и Mail.ru Group, автор блога об интерфейсах в дизайн-менеджменте.

Юрий являлся соорганизатором Fintech Design Conf, Mail Design Conf и московского Dribbble Meetup, Russian Design Cup, читал лекции в Британской высшей школе дизайна, курировал курс в лондонской Future London Academy в Лондоне, публикуется в Smashing Magazine, UXmatters и UX Collective.


2. Эрик Шпикерманн «О шрифте»

Книги для дизайнеров
Эрик Шпикерманн «О шрифте»

Книга для тех, кто хочет понимать интонацию шрифта и разбираться в тонкостях типографики.

Книга, демонстрирующая на простых и привычных примерах, что типографика — не искусство для избранных, а мощный инструмент доступный всем, кому есть что сказать. Шрифт сопровождает нас везде: на упаковках продуктов, вывесках, экранах телевизоров и смартфонов. И Шпикерманн доказывает, что шрифт — та же интонация, это наглядный язык, соединяющий автора и читателя.

Автор рассказывает об истории возникновения разных гарнитур, о грамотном их использовании и отвечает на вопрос о том, почему каждый день их требуется все больше и больше.

«Книга редкой практической силы. Ценность издания заключается в её углубленном раскрытии понятия Шрифт не только со стороны проектирования, но и с точки зрения функций типографики», — отзывется Андрей Кожанов, бренд-консультант, куратор магистратуры «Бренд-дизайн» в Высшей школе брендинга и руководитель агентства FRONT:DESIGN.

Об авторе:

Эрик Шпикерманн — дизайнер, профессор Бременской академии искусств, член Немецкого совета по дизайну, президент Международного общества дизайнеров типографики.

Если вы когда-нибудь были в Германии и катались на немецких поездах — надписи, схемы и указатели, которые вы видели на остановках, перронах и вокзалах, написаны шрифтом Deutsche Bahn, созданным руками Эрика Шпикермана. И это далеко не единственная его заслуга: он также создатель шрифта для немецкого Audi и автор нового дизайна для журнала «The Ecоnomist».


3. Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»

Книги для дизайнеров
Ян Чихольд «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»

Книга для тех, кто интересуется историей графического и шрифтового дизайна.

Книга Яна Чихольда — это классика. Несмотря на то, что описанные стандарты устарели и не используются, а сам Чихольд со временем отказался от многих высказанных идей, книга все равно является манифестом современной типографики.

Это доскональное и подробное исследование, охватывающее широкий круг вопросов: от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.

Чихольд рассказывает о трансформации графического дизайна в эпоху модернизма, о становлении новых убеждений применительно к типографике, а также формулирует предельно ясные и четкие правила оформления печатных материалов.

«Человек, который понимает глубокое внутреннее сходство типографики и архитектуры, который смог проникнуть в сущность новой архитектуры, не сомневается в том, что будущее — за Новой типографикой, а не за старой»

Об авторе:

Ян Чихольд — немецкий типограф, дизайнер и преподаватель, внесший огромный вклад в развитие графического дизайна и типографики XX века. Его работы практичны и эстетичны. Чихольд много работал в книжном дизайне, оформив значительное количество немецких, швейцарских и английских изданий.


4. Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»

Книги для дизайнеров
Пол Рэнд «Дизайн: форма и хаос»

Книга для тех, кто считает себя дизайнером.

Эту книгу от легенды должен прочитать каждый, кто имеет отношение к сфере дизайна. Ведь автор не просто рассматривает насущные проблемы дизайнеров, он обращается к ценностным основам и говорит о значении мышления в создании. Иными словами, Рэнд написал книгу, которая никогда не потеряет своей актуальности  — она вечная, хоть и рассказывает о положении современного дизайна.

Автор обличает непрофессионализм и скоротечные «модные тренды», рассуждает о специфике творческой деятельности и той профессиональной страсти, благодаря которой рождается хороший дизайн. Свои тезисы автор иллюстрирует собственными работами, а также произведениями художников и дизайнеров, творчеством которых восхищается.

«Качество дизайна воспринимается как некая абстракция, один полагает, что другие понимают, что имеется в виду, хотя никто не уверен наверняка»

Об авторе:

«Это очень умный, очень злой, очень понимающий старик, который опережает свое время на сто лет. А может быть и на триста, просто мы об этом не узнаем при жизни», — такими словами Артемий Лебедев описывает Пола Рэнда, называя его своим учителем.

Американский арт-директор и дизайнер, известный своими корпоративными логотипами (IBM, Inc., Westinghouse, ABC и NeXT Стива Джобса), связал работу графического дизайнера с бизнесом и превратил ее в мощный бизнес-инструмент, лишив статуса скромного оформительства.


5. Оливер Сакс «Человек, который принял жену за шляпу»

Книги для дизайнеров
Оливер Сакс «Человек, который принял жену за шляпу»

Книга для тех, кто хочет разобраться в отношениях между мозгом и сознанием.

Эта книга о людях, которые понимают мир иначе, о сложностях человеческого организма и сознания. Автор рассказывает истории нескольких человек, которые пытаются побороть серьезные и необычные нарушения психики, которые борются за выживание в условиях, совершенно невообразимых для здоровых людей. Труднопостижимые отношения между мозгом и сознанием Сакс объясняет доступно, живо и интересно.

Книга заставляет задуматься о том, где же те границы, за которыми стирается личность. Что именно определяет наше «Я»? В общем, побуждает задать себе много хороших вопросов.

Об авторе:

Оливер Сакс — известный британский невролог и нейропсихолог, автор ряда популярных книг, описывающих клинические истории его пациентов. Удивительный эрудированный человек, сочетающий в себе аналитические способности и философско-религиозные наклонности.


6. Герман Цапф «Философия дизайна Германа Цапфа»

Книги для дизайнеров
Герман Цапф «Философия дизайна Германа Цапфа»

Книга для тех, кто хочет развить вкус и перенять опыт выдающегося дизайнера.

Единственным минусом этой книги можно считать то, что она не воспринимается целостно, потому что состоит из отдельных статей и лекций. Тем не менее, это не мешает получать уйму знаний и развивать собственный взгляд на дизайн. В избранных статьях Цапф делится своим опытом в вопросах, связанных с каллиграфией, типографикой и разработкой шрифта.

Издание прекрасно иллюстрировано работами автора и адресовано шрифтовикам, дизайнерам, оформителям и художникам книги.

Об авторе:

Герман Цапф — выдающийся немецкий шрифтовой дизайнер, каллиграф, художник книги, автор множества статей, посвященных современным технологиям в области типографики и книгоиздания. Цапф разработал сотни шрифтов для металлического набора, линотипов, фотонабора и цифровой печати, среди которых есть гарнитуры, считающиеся шрифтовой классикой.


7. Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя»

Книги для дизайнеров
Юрий Гордон «Книга про буквы от Аа до Яя»

Книга для тех, кто хочет самостоятельно мыслить в плоскости типографики и каллиграфии.

Внушительного размера издание представляет собой экскурс по истории типографики и глубокое исследование особенностей шрифта. Причем настолько подробное, что автор тщательно анализирует каждую букву русского алфавита.

Много внимания в книге уделяется элементам типографики и визуальной коммуникации. На конкретных примерах автор показывает, почему одни логотипы и надписи работают, а другие — нет. Поэтому книга будет интересна не только шрифтовикам и типографам, но и широкому кругу дизайнеров и оформителей. В каждой строчке — живой язык, любовь к читателю и желание сделать мир красивее.

«Развитое чувство прекрасного, как известно, один из признаков свободного человека»

Об авторе:

Юрий Гордон — шрифтовик, дизайнер, иллюстратор и гравер. Обладает на редкость широким творческим диапазоном — делает одновременно текстовые, акцидентные, сверхакцидентные шрифты, леттеринг, каллиграфию, шрифтовые иллюстрации, визуальную поэзию, реализует художественные проекты, основанные на типографике, и создает программы для работы со шрифтом.

За последние годы им были созданы или переведены на заказ более 300 начертаний шрифтов для различных клиентов, среди которых Газпромбанк, McDonald’s, Procter&Gamble, журналы Rolling Stone, Esquire, Огонёк и другие».


8. Джаред Даймонд «Ружья, микробы и сталь»

Книги для дизайнеров

Книга для тех, кто хочет понять, почему в современном мире одни общества живут в благосостоянии, а другие — в нищете.

Эта книга стала международным бестселлером и принесла своему создателю престижную Пулитцеровскую премию. В основе лежит вопрос о том, почему разные регионы нашей планеты развивались настолько неравномерно. Ответ — подробное, масштабное исследование с серьезной аргументацией.

Опираясь на данные географии, ботаники, зоологии, микробиологии, лингвистики и других наук, Даймонд убедительно доказывает, что асимметрия в развитии разных частей света неслучайна, и опирается на множество естественных факторов. Но книга совсем не похожа на скучный научный доклад. Наоборот, большое количество увлекательных примеров из богатого опыта наблюдений за народами делает произведение Даймонда ярким, живым и, несомненно, достойным лучшей литературной премии.

Об авторе:

Американский эволюционный биолог, физиолог и автор нескольких научно-популярных работ, тематика которых охватывает антропологию, биологию, лингвистику, генетику и историю.

Обладатель Пулитцеровской премии за книгу «Ружья, микробы и сталь», по мотивам которой в 2005 году был снят документальный фильм производства National Geographic.


9. Йозеф Мюллер-Брокманн «Модульные системы в графическом дизайне»

Книги для дизайнеров
Йозеф Мюллер-Брокманн «Модульные системы в графическом дизайне»

Книга для начинающих графиков, типографов и оформителей выставок.

Эта книга — рай для перфекциониста. Представляет собой подробное пособие, которое необходимо читать даже тем, кто знает советы о вёрстке наизусть. Она не просто детально и убедительно доказывает универсальность модульного метода, но структурирует все знания в систему.

Автор на примерах рассказывает о применении модульной сетки в дизайне книг, периодических изданий, корпоративной полиграфии и выставочных пространств.

«Если поля слишком малы, <...> пальцы касаются полос текста и иллюстраций, это вызывает безотчётную негативную реакцию»

Об авторе:

Йозеф Мюллер-Брокманн — графический дизайнер и преподаватель, один из самых известных и ярких представителей швейцарской дизайнерской школы. Его творческие взгляды сформировались под воздействием таких художественных течений, как конструктивизм, «Де стиль», супрематизм и Баухауз. С последним направлением также связано и имя Ле Корбюзье, о котором мы недавно писали.

Графические работы Мюллера-Брокманна являются признанным образцом простоты в дизайне и тонкого использования типографики, формы и цвета.


10. Иоганнес Иттен «Искусство цвета»

Книги для дизайнеров
Иоганнес Иттен «Искусство цвета»

Книга для тех, кто хочет научиться владеть гармонией цвета.

Иоганнес Иттен с бесконечной любовью рассказывает читателю об аспектах теории цвета. Книга, вобрав в себя опыт исследований и практических занятий, призвана освободить сознание художника и прояснить целый ряд проблем.

Чтение «Искусства цвета» похоже на медитацию, позволяющую расширить границы понимания и развить в себе чувство цвета.

Книга неоднократно переиздавалась и вошла в образовательные программы многих художественных школ различных стран мира. И это неудивительно, потому что Иттен был потрясающим учителем, судя по грамотному изложению информации и выстроению глав. К счастью, даже сейчас можно почувствовать себя студентом Баухауза, взяв в руки книгу Иоганнеса Иттена.

«Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний»

Об авторе:

Биография Иоханнеса Иттена заслуживает внимания не меньше, чем книга, написанная им. Швейцарский художник и один из ведущих преподавателей в знаменитом Баухаузе, внес огромный вклад в систему образования.

Система Иттена не подавляла личность, а помогала художнику находить свой путь, не теряя уверенности в своих силах. Тем не менее в 1922 году он покинул школу из-за разногласий, связанных с тем, что он проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство.


11. Хеллер Стивен и Чваст Сеймур «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века»

Книги для дизайнеров
Хеллер Стивен и Чваст Сеймур «Эволюция графических стилей. От викторианской эпохи до нового века»

Книга для тех, кто хочет ознакомиться с эволюцией графики и не только.

История и эволюция графического дизайна будет интересна всем, кто не любит поверхностное изучение, а интересуется истоками дизайна. Щедро иллюстрированная книга расскажет о возникновении коммерческого искусства, затронув не только крупные графические стили, но и уникальные явление такие, как польский плакат.

Интересно, что авторы акцентируют внимание на самих произведения, а не их создателях.

Об авторах:

Стивен Хеллер — историк и критик графического дизайна, награжденный медалью Американского института графических искусств.  Автор, соавтор и редактор более 130 книг о дизайне и поп­культуре. Работал арт­-директором газеты «Нью­-йорк таймс», преподает и руководит учебными программами в Школе изо­бразительных искусств.

Сеймур Чваст — директор международной дизайн­-группы «Pushpin». Автор множества отмеченных наградами проектов в области издательского дела, корпоративных коммуникаций, упаковки, рекламы и анимации.


12. Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике»

Книги для дизайнеров
Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике»

Книга для тех, кто хочет знать, что такое качественная типографика.

С 1992 года книга считается авторитетом, который признали и приверженцы классики, и сторонниками авангарда. Даже немецкий типограф Герман Цапф желал, чтобы эта книга стала Библией типографики.

В ней рассмотрены как основные цели и задачи типографики, так и мелкие подробности микротипографики отдельных текстов (выключка, отбивки, кернинг, трекинг и т.д.).

Это книга-учебник, который станет вашим учителем на долгие годы. Здесь можно найти описание почти сотни отдельных знаков шрифта, словарь терминов типографики (110 терминов), сведения о 83 дизайнерах шрифта, 54 словолитнях и компаниях-производителях шрифтов.

«Все типографы, работающие с настольными издательскими системами, должны изучить эту книгу. Это не просто еще одна публикация по типографике, которых так много на рынке. Напротив, ее необходимо знать каждому, занятому графическим дизайном», — Герман Цапф.

Об авторе:

Помимо того, что Роберт Брингхерст типограф, он еще поэт. Конечно, это видно при чтении оригинала книги, где его выдает потрясающий литературный английский.

Получил степень бакалавра гуманитарных наук в университете Индианы и магистра изящных искусств в университете Британской Колумбии. Преподавал литературу, историю искусства, историю типографики в нескольких университетах.


13. Крис Фрит «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Книги для дизайнеров
Крис Фрит «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»

Книга для тех, кто хочет понять, как устроен ментальный мир.

Говоря о познании собственного я и расширении внутренних границ, нельзя не затронуть труды нейрофизиолога Криса Фрита. Он хорошо известен умением говорить просто об очень сложных проблемах психологии. Именно в этой сфере, наряду с изучением того, как мы воспринимаем окружающий мир, действуем, делаем выбор, помним и чувствуем, сегодня и происходит научная революция, связанная с внедрением методов нейровизуализации.

Книга, в которой доступно рассказывается о мире наших ощущений, переживаний и представлений. Автор доступно объясняет, как зарождаются, развиваются и как живут психические образы и представления о реальном физическом мире.

Об авторе:

Крис Фрит — английский нейробиолог и нейропсихолог. Автор более 400 публикаций, в том числе основополагающих книг по нейробиологии, таких как классическая «Когнитивная нейропсихология шизофрении». Автор научно-популярной книги «Мозг и душа», которая вошла в лонг-лист премии Лондонского королевского общества.


Если вы интересуетесь графическим дизайном, то советуем прочитать интервью с Таней Ермолаевой — дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна и младший арт-директор бренда из Лос-Анджелеса Perfect Number.

Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: ВконтактеFacebook, Telegram — @loskomagazineInstagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.

Екатерина Карпухина
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится