Мис ван дер Роэ проектировал кресло для короля Испании, Алвар Аалто открыл собственную фирму по производству мебели, а Марсель Брёйер придумал первый в истории дизайна стул из гнутой металлической трубы. Архитекторы нередко создавали мебель, а многие знаковые дизайнеры XX века были архитекторами по образованию.
Losko вместе с
Жан Пруве
Французский архитектор и дизайнер Жан Пруве остался в истории как новатор, который для всего находил простые и функциональные решения. Придуманный им лёгкий навесной фасад из металла для «Народного дома» в Клиши стал прообразом декоративных фасадов — впоследствии эта идея помогла сохранить и обновить визуальный облик самых разнообразных построек по всему миру (в том числе здания Министерства Культуры в Париже). А созданный архитектором в 1944 году Maison Démontable («Cборный дом») стал прообразом всех современных быстровозводимых мобильных домов.
В 1924 году Пруве открыл у себя дома небольшую мастерскую по производству мебели. Уже через 20 лет она превратилась в крупную студию, выпускающую мебель в промышленных масштабах — таков был запрос непростого послевоенного времени. Придумав предмет на бумаге, дизайнер тут же старался соорудить его, а готовый вариант сначала испытывал на домочадцах. Если всем нравились стул, стол или кресло, он выпускал его серией для более широкой аудитории. Так произошло с креслом Cité, навесной полкой Rayonnage Mural и другими работами дизайнера.
Легендарный стул Standart SP дизайнер спроектировал для конкурса на меблировку студенческого общежития в Нанси. Задние ножки кресла имеют форму конуса и сужаются книзу в противовес классическим трубчатым передним ножкам. Сиденье и спинка стула сделаны из дубовой фанеры, а его прямая форма поддерживает правильную осанку во время учёбы. Школьная парта School Desk, объединенная со стульями, — инновационный вариант рабочего стола, до сих пор популярный в некоторых школах как во Франции, так и во всём мире.
Вернер Пантон
Гений футуризма, ярких цветов и пластичных материалов, датский архитектор и дизайнер Вернер Пантон не боялся экспериментировать ни с цветом, ни с формой. Одни из первых разработанных Пантоном архитектурных проектов — холл отеля Astoria в Трондхайме и столовая для редакции журнала Der Spiegel в Гамбурге — пестрят яркими красками и геометрическими паттернами.
Традиционному для скандинавской культуры дереву Пантон предпочитал новые для XX-го века материалы: плексиглас, пластик, пенопропилен, фибергласс. На эту страсть к инновациям во многом повлиял Пол Хеннингсен, наставник и учитель Пантона, а также архитектор и дизайнер Арне Якобсен, в мастерской которого Вернер работал в 50-х годах.
Одно из революционных произведений дизайнера — созданная в 1969 году жилая инсталляция Living Tower. Она стала одним из первых предметов мебели, меняющих конфигурацию в зависимости от нужд владельцев. Но главным дизайнерским увлечением Вернера Пантона были кресла и лампы: «Сидеть на стуле должно быть не только удобно, но и интересно, как в игре», — считал
В созвучии с этим принципом появились знаменитый изогнутый стул Pantone, выпускающийся сегодня компанией
Шарлотта Перриан
Французский дизайнер и архитектор Шарлотта Перриан — первая феминистка от архитектуры. Именно она ввела моду на объединённую кухню и гостиную, чтобы дать женщинам возможность одновременно общаться с гостями и следить за готовкой. В своей миниатюрной парижской квартирке она построила барную стойку, визуально разделив пространство. Для Франции XX-го века, привыкшей к отдельной маленькой кухне, куда не заходят гости, всё это было сродни настоящей революции.
Когда Перриан было 24 года, она пришла в студию к уже известному тогда Ле Корбюзье, чтобы устроиться на работу, но получила обидный отказ: «Мы здесь не подушки вышиваем». Совсем скоро, после Парижского Осеннего салона, где Перриан выставила свою трубчатую мебель, маэстро извинился и пригласил её на работу.
В 20-х годах вместе с Ле Корбюзье и Пьером Жаннере Шарлотта Перриан выпускала легендарные кресла LC1, LC7 и шезлонг LС4, ставшие символами века дизайна. Там же, в студии Ле Корбюзье, где создавалась дорогая металлическая мебель, архитектор работала над тем, чтобы сделать модернистский дизайн доступным для всех. Так появились лаконичные деревянные стулья и табуреты Berger, чтобы и небогатые люди могли сделать своё жилище более аккуратным и современным.
До конца февраля на масштабной выставке, посвящённой Шарлотте Перриан, в Парижском Фонде Louis Vuitton можно посмотреть на мебель и интерьеры, созданные дизайнером.
Марсель Брёйер
Один из важнейших архитекторов-инноваторов середины XX века, Марсель Брёйер учился у основателей Баухауза, а затем работал скульптором и художником в одной из мастерских школы. Как архитектор Брёйер одним из первых раскрыл потенциал популярного сегодня железобетона. Он стремился создавать одновременно компактные, функциональные и приятные глазу сооружения и жилые дома. Известные во всем мире модернистские постройки, такие как музей Уитни в Нью-Йорке, жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе, исследовательский центр IBM во французском городке Ла-Год — всё это произведения Брёйера.
Когда архитектор работал в школе Баухауз в немецком городке Дессау, он чаще всего перемещался по городу на велосипеде. Считается, что именно стальной руль велосипеда Adler послужил вдохновением для создания мебели из стальных трубчатых конструкций. Так появилось знаменитое кресло B3, позже названное Wassily в честь друга и коллеги Брёйера — Василия Кандинского. Художнику очень понравилась модель, которую придумал Брёйер, и он попросил архитектора соорудить ему такое же кресло.
Итальянский производитель мебели Gavina, позже выпускавший кресло B3, нашёл историю симпатичной и переназвал модель в честь её первого поклонника. В серию мебели из стальных трубок также вошли стол Laccio и стул Cesca, названный Cesca в честь приёмной дочери архитектора — Франчески. Оригинальные кресло Wassily и стул Cesca с натянутой на них тканью в начале XX века напоминали настоящие конструктивистские скульптуры.
С 1925 по 1928 год Брёйер возглавлял мебельную мастерскую Баухауза, а объекты, собранные из трубок, получили неведомую прежде популярность: дизайн не был запатентован, и подобную мебель мог произвести практически кто угодно. Так трубчатые предметы интерьера стали эталонной офисной мебелью, а стулья Cesca и Wassily вместе со столом Laccio до сих пор выпускает американская компания Knoll.
Людвиг Мис ван дер Роэ
Less is more — главный девиз и принцип легендарного американского архитектора немецкого происхождения Людвига Миса ван дер Роэ. Он первым начал строить длинные геометрические здания из стали и стекла без обилия внутренних стен, но с большим количеством естественного света и воздуха в пространстве.
Именно такими, просторными и открытыми, выглядят вилла Тугендхат в Брно, Национальная библиотека в Берлине, Фарнсуорт-хаус и здание Иллинойского Технологического Института, а также многие другие постройки архитектора. Простота, минимализм, геометрия и открытая планировка зданий во многом благодаря Людвигу
Когда Мис разрабатывал проект павильона Германии для Всемирной выставки в Барселоне, он знал, что павильон собирается посетить король Испании Альфонсо XII. Никакая мебель для павильона запланирована не была, однако специально для короля Испании архитектор создал знаменитое кресло Barcelona, которое позже стала выпускать компания Knoll. Другой мебельный шедевр архитектора — кресло Brno — тоже появилось, когда Мис ван дер Роэ разрабатывал проект виллы для Фрица Тугендхата и его жены Греты в Чехии.
Чарльз и Рэй Имз
Знаменитая американская пара, архитектор Чарльз Имз и его будущая жена художница Рэй Кайзер познакомились во время учёбы в Академии Художеств в Крэнбруке — в то время центре концентрации всех самых ярких представителей творческих профессий. Ректором Академии был известный финский архитектор Элиэль Сааринен, а одним из приглашённых преподавателей — основатель Баухауза Вальтер Гропиус. После окончания Академии Чарльз Имз стал главой факультета промышленного дизайна, а Рей начала рисовать обложки для популярного калифорнийского журнала об архитектуре и искусстве.
Когда Чарльз и Рей поженились и открыли собственную мастерскую, они начали создавать удобную и функциональную мебель. Специально для международного конкурса недорогой мебели для массового производства, организованном нью-йоркским музеем современного искусства MoMA, Имзы придумали стул Eames Plastic Chair, позже ставший настоящей легендой. Его сидение повторяло форму человеческого тела и благодаря этому было максимально комфортным.
Стул поступил в продажу, однако вскоре его выпуск прекратили, так как основание было сделано из пластика, армированного стекловолокном, а этот материал быстро признали крайне неэкологичным. Только в 2000-м году, когда материал заменили переработанным полипропиленом, выпуск Eames Plastic Chair возобновился.
Знаменитые модули для хранения Eames Storage Units, созданные парой в 1949 году, тоже стали настоящим прорывом: теперь обладатели мебели сами могли решать, какая конфигурация полок и ящиков подходит им больше. Сегодня Eames Plastic Chair, модули ESU, смешную и функциональную вешалку Hang It All и другие творения Имзов можно приобрести у компании Vitra.
В 2011 году про Чарльза и Рэй Имзов вышел отличный документальный фильм «Имз: архитектор и художник» (Eames: The Architect & The Painter, 2011).
Алвар Аалто
«Работа гения»: так отозвался в 1939 году
Алвара Аалто принято считать родоначальником модернизма в Северной Европе. Архитектор построил один из кампусов MIT в США и знаменитый санаторий в Паймио, для которого вместе с женой Айно спроектировал всю мебель: металлические кровати без острых углов, кресла для зала медитации и шезлонги для приёма солнечных ванн — чтобы туберкулёзные больные могли отдыхать на воздухе в полулежачем положении, Аалто придумали знаменитое кресло Paimio Chair. Также появился и Side table 606, изначально задуманный Айно как табурет для переобувания больных.
Благодаря архитектурным проектам Аалто появилось множество предметов мебели. Так, трёхногие табуреты из гнутой березы Stool 60 изготовили специально для лекционного зала библиотеки в Выборге, который тогда был финским городом Виипури. Ножки в форме буквы «Г» – инновационная технология архитектора: благодаря устойчивой форме расшатать их практически невозможно, и они намного прочнее обычных ножек-колышков. А столик на колесиках Tea Trolley был сделан специально для финского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Сегодня практически всю культовую мебель, придуманную Алваром и Айно Аалто, выпускает фабрика Artek, основанная парой в 1935 году.
Геррит Томас Ритвельд
Участник лейденского кружка «Стиль» (De Stijl), нидерландский архитектор, художник и дизайнер Геррит Томас Ритвельд искал новые выразительные средства в искусстве и дизайне. Он создавал мебель, напоминающую произведения искусства, и интерьеры, вошедшие позже в список наследия ЮНЕСКО. Первая архитектурная работа Ритвельда — дом для своей возлюбленной Трюс Шрёдер в Утрехте. Он фактически перенёс в это 3D-пространство манифест сообщества De Stijl и принципы неопластицизма: мебель здесь двигается и легко трансформируется, повсюду прямые углы, а весь интерьер выполнен в классических цветах движения: красном, синем, жёлтом, белом и чёрном.
Про знаменитый стул ZigZag архитектор говорил, что «это не стул, а шутка дизайнера». Впервые у такого обычного предмета мебели отсутствовали классические ножки, спинка и подлокотники. Дизайнер хотел создать полностью монолитное кресло и долго экспериментировал с металлом и древесиной, в итоге остановившись на максимально простой конструкции из 4-х фанерных листов. Позже дизайнер выпустил это кресло в других вариациях: с подлокотниками, с заниженным сидением и с перфорированной спинкой.
Другой шедевр Ритвельда — Red Blue Chair, или Красно-синее кресло. Изначально кресло было монохромным, и лишь в 1923 году обрело узнаваемую окраску, напоминающую полотна Пита Мондриана. Светильники Hanging Lamp и Table Lamp тоже были созданы как дань течению De Stijl с соблюдением важнейших принципов неопластицизма: функциональные, практичные, геометричные. Сегодня большинство предметов, созданных Ритвельдом, выставлены в нью-йоркском музее современного искусства MoMA и амстердамском Stedelijk.
Александр Жирар
Американский дизайнер и архитектор, заядлый путешественник Александр Жирар стал одним из тех, кто отошёл от классического модернизма и модного в 60-е года монохрома. Он ввёл в моду цвет и обилие декора. Его расписные ткани, созданные для компании Herman Miller, яркие статуэтки, вдохновлённые народным искусством Мексики, Индии и Египта, разноцветная посуда — важный этап для минималистичного дизайна.
Знаменитый дом актёра Ирвина Миллера, построенный Ээро Саариненом и оформленный Александром Жираром, стал прототипом нью-йоркской квартиры Дона Дрейпера в популярном сериале «Безумцы» (Mad Men). Яркая мебель, в том числе кресло №66310 для бренда Herman Miller, где дизайнер возглавлял отдел текстиля, как и многие другие дизайн-объекты Жирара, попало в коллекцию музея дизайна Vitra.
Кроме разработки интерьеров, тканей и предметов мебели и декора, Александр Жирар также выпустил детскую книгу «Цвет» (Color), где на 26 страницах с забавными иллюстрациями дизайнер попытался рассказать детям всё о цвете.
Арне Якобсен
Настоящий перфекционист и любитель всё делать «от начала до конца», датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен создавал полноценные архитектурные проекты с мебелью и предметами декора — например, первый в мире дизайнерский бутик-отель. Для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене Якобсен не только создал архитектурный проект, но и разработал всю мебель, начиная от кресел и кроватей и заканчивая пепельницами и прикроватными лампами. Специально для лобби Якобсен создал знаменитые кресла Egg («Яйцо»), Swan («Лебедь») и Drop («Капля»), а также придумал минималистский светильник A, который затем стал выпускаться для широкой продажи.
При разработке предметов мебели архитектор часто сначала лепил прототип модели из глины, чтобы точно понять, какая форма будет идеальной, и рассчитать масштабы и пропорции.
Стулья-иконы Ant («Муравей») и Series 7 («Серии 7») Арне Якобсен соорудил с помощью инновационного метода Имзов, изогнув листы фанеры и получив таким образом предмет цельной формы. Популярные сегодня Ant и Series 7 не сразу стали модными. Лишь когда дизайнер решил заменить классический чёрный цвет на красный, белый и коричневый, их стали закупать для ресторанов, баров и других общественных пространств. Сегодня мебель, созданную по дизайну Арне Якобсена, можно заказать у датского производителя Fritz Hansen.
Больше о вдохновляющих примерах, профессиональном развитии, современных навыках и культуре работы архитекторов и дизайнеров интерьера — на образовательных курсах и в блоге Софт Культуры.
Посмотреть на красивые дизайнерские предметы вы можете в наших материалах, таких как:
Less is more:
Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: