Памятники брутализму: 10 шедевров мемориальной архитектуры бывшей Югославии

Монументы Югославии многочисленны и разнообразны: начиная от скромных мемориальных досок, не имеющих особой художественной ценности, до монументальных скульптурных конструкций и городских архитектурных ансамблей со значительным эстетическим, художественным и архитектурным значением. Проект «Spomenik» должен был увековечить подвиги партизан в Народно-освободительной войне Югославии и революцию, которая привела к власти Иосипа Броз Тито. Монументы сильно выделяются на фоне остальной социалистической архитектуры не только своей брутальностью, но и демократичным подходом к выбору работ.

Мы собрали для вас десять самых значимых примеров проекта «Spomenik», которые лучше всего иллюстрируют, как роль памятника была заново изобретена и переосмыслена югославским модернистским мемориальным движением.

Мемориал Илинден или Македониум
Мемориал Илинден или Македониум, 1970-1974. Фотограф — Jan Kempenaers

История

Сербохорватским словом «spomenik» называют масштабную серию мемориальных сооружений, построенных в период с 1950 по 1990 гг. на всей территории бывшей Югославии: от реки Драва до Охридского озера. Их абстрактная форма была слишком современна для своего времени и считалась ориентиром постнационального и универсалистского самосознания республики.

Проект по созданию памятников был частью грандиозного плана лидера Югославии — Иосипа Броз Тито по созданию сплоченной, бесклассовой многонациональной страны, свободной от межэтнических конфликтов. Мемориальные комплексы должны были увековечить подвиги югославских народов в Народно-освободительной войне 1941-1945 годов.

Но эти модернистские мемориальные объекты значат гораздо больше, чем просто траур по жертвам войны и героизирование партизанской борьбы. Их абстрактная форма сочетает в себе политические и художественные инновации и транслирует универсальные ценности примирения, сопротивления и принципов транснационализма, которые Тито закладывал в создание своей страны.

Абстрактный скульптурный подход к памятным сооружениям никогда ранее не применялся в таком масштабе и на таком уровне. Несмотря на свою формальную неоднородность, десятки памятников, возникших в это время в Югославии, имеют общие черты: они обычно крупномасштабны, чрезвычайно амбициозны в своем развитии новых монументальных форм и чаще всего расположены на возвышенностях. Эта схожесть, позволяющая сразу отнести памятник к серии «Spomenik», была обусловлена несколькими факторами.

Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971
Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971

Во-первых, они стремились сформировать и воплотить в памятниках национальное коллективное видение, нацеленное на оптимистическое и обнадеживающее будущее, определяемое единством и символическим универсализмом. Большая часть югославских политических образов того периода, воплотившаяся в искусстве, передавала такие понятия, как «прогресс» или «будущее».

Схожую эстетику можно найти не только в монументальных сооружениях, но и в архитектурных проектах той эпохи: самый большой концертный зал в Югославии — Сава-центр в Белграде, созданный по проекту Стояна Максимовича, или Генеральный план Скопье, разработанный после землетрясения 1963 года. Модернизм и футуристические подходы к дизайну нашли свое отражение и в повседневной жизни обывателей, например, модульные киоски K67, созданные словенским дизайнером Сашей Мехтигом.

Модульные киоски K67, созданные словенским дизайнером Сашей Мехтигом

Во-вторых, абстрактная форма памятников служила политическим целям Тито, стремившегося увековечить революцию, которая привела его к власти. Благодаря аморфным, геометрическим и не поддающимся описанию формам само понятие «революция» легко могло переосмысливаться в зависимости от официального политического нарратива. Они открывали мемориальное пространство для индивидуального мышления и ассоциаций, облегчая различные интерпретационные подходы и пробуждая политические фантазии.

Наконец, значительную роль в становлении модернистского стиля югославской памятной архитектуры сыграл новаторский процесс разработки мемориалов. Вместо того чтобы вручную выбирать художника для создания памятника (как это было принято в предыдущие эпохи), комиссии ветеранов (СУБНОР) ввели демократические дизайнерские конкурсы. На них художники и архитекторы могли свободно представить свои проектные предложения, а жюри из творческих и общественных деятелей коллективно и анонимно выбирало победителя.

Несмотря на то, что Югославия была социалистической страной, ее монументальное строительство не постигла участь соцреализма, хотя в первое послевоенное десятилетие памятники в этом стиле начали активно возводить. Однако в 1950-е взаимоотношения Тито и Сталина сами по себе испортились, и Югославия отошла от социалистического реализма в поисках собственного стиля. В этом ей помогли западноевропейские идеи, которые проникали в Югославию в том числе через знаменитые выставки Нью-Йоркского Музея Современного Искусства в Белграде в 1956 и 1961 годах.

После распада Социалистической Федеративной Республики Югославии, начавшегося в 1991 году, в образованных на ее месте государствах стали возникать собственные концепции национальной идентичности, основанные во многом на разрыве с прошлыми универсалистскими признаками. Связи, установленные между исторически значимыми областями военных действий, воздвигнутыми памятниками и социальной памятью, были почти полностью разорваны, что привело к разрушению большинства монументальных сооружений, а в лучшем случае — их забвению.

1. Цветочный монумент, более известный как Каменный цветок

монументы Югославии
Цветочный монумент (Cvjetni spomenik), более известен как Каменный цветок (Kameni Cvijet). Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1960-1966

Автор — Богдан Богданович

Место — Ясеновец, Хорватия

Размеры и материалы — 24 м в высоту и 35 м в ширину. Бетон, арматура и дерево

Чему посвящен

После того, как в апреле 1941 года силы фашистской Оси вторглись в Королевство Югославия и превратили его в марионеточное Независимое государство Хорватия (НГХ), в регионе были созданы трудовые лагеря, которые позже превратились в лагеря смерти.

Один из них был «Ясеновац», расположенный в одноименном городе. Во время Второй мировой войны он считался шестым по количеству смертей. После ее окончания вся инфраструктура была демонтирована, и он стал единственным крупным лагерем, от которого не осталось никаких вещественных доказательств существования.

История создания

В конце 1950-х годов под давлением жертв и их семей югославское правительство приступило к осуществлению планов строительства официального современного памятника, увековечивающего эти трагические события.

В 1960 году югославское правительство обратилось к архитекторам Богдану Богдановичу и Зденко Колачие с просьбой представить свои проектные предложения по мемориальному комплексу. В итоге Иосип Тито выбрал проект Богдановича.

Первоначальный концепт включал большее количество элементов, которые так и не были реализованы. Сам памятник и его территория сейчас поддерживаются в хорошем состоянии.

Символизм

Богданович выбрал в качестве репрезентативной формы раскрывающийся к небу 24-метровый каменный цветок с шестью лепестками, который уходит корням в склеп. К памятнику через весь ландшафтный парк ведет дорога из деревянных шпал старых железнодорожных путей, по которым когда-то доставляли узников в лагерь. С помощью этого приема Богданович намеревался воссоздать для посетителей последний путь жертв к месту их окончательного упокоения. Этот лирический мемориал служит метафизической аллегорией жизни и смерти, чувств примирения и прекращении ненависти, которая переходит из поколения в поколение.

2. Памятник революции народа Мославина

монументы Югославии
Памятник революции народа Мославина, 1965. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1965-1967

Автор — Душан Джамония

Место — Подгарич, Хорватия

Размеры и материалы — 10 м в высоту, 20 м в ширину. Бетон, арматура, алюминиевые листы

Чему посвящен

Этот памятник  в 1967 году установил Душан Джамония в память о восстании народных сил против оккупации в хорватском районе Большой Мославины. Маленькая деревушка Подгарич была важным центром партизанского движения хорватской коммунистической партии. В 1960-х годах здесь решили открыть памятник, чтобы увековечить поддержку, которую оказывали жители района партизанам.

История создания

Конкурс на создание монумента выиграл известный сербохорватский скульптор Душан Джамония, и в 1967 году памятник открыли на грандиозной церемонии в присутствии Иосипа Тито. Одновременно со строительством в долине ниже мемориального комплекса при поддержке сербского художника Владимира Величковича, который отвечал за ландшафтный дизайн, было создано небольшое искусственное озеро. После распада страны в начале 1990-х годов национальный интерес к этому мемориалу значительно снизились, его перестали посещать, и он постепенно пришел в запустение.

Символизм

Основным элементом комплекса является большая крылатая абстрактная скульптура, высотой около 10 метров и шириной 20 метров, с центральным сферообразным «глазом», покрытым алюминиевыми панелями. Автор проекта хотел создать «крылья победы», преодолевающие смерть и поражение. Каждое из пяти крыльев должно было символизировать пять республик единой Югославии. Видимые со всех сторон четкие бетонные контуры и линии символизируют динамику, полет и мощь, в то время как металлическая сердцевина воплощает твердость и единство.

3. Памятник восстанию народа Кордуна и Бания

монументы Югославии
Памятник восстанию народа Кордуна и Бания, 1971. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1971-1981

Автор — Воин Бакич и Берислав Шербетич

Место — Петрова Гора, Хорватия

Размеры и материалы — 37 м в высоту, 40 м в ширину. Бетон, арматура, алюминиевые листы

Чему посвящен

Этот памятник посвящен восстанию и движению сопротивления народа хорватских регионов Кордуна и Бания против нацизма и увековечивает память погибших бойцов и гражданских лиц.

История создания

В 1972 году на конкурс по созданию памятника было подано 17 предложений, среди которых победителем стал молодой архитектор Игорь Тош. Однако в процессе строительства его проект оказался очень дорогим и сложным. На втором конкурсе, организованном через четыре года, жюри выбрало проект сербского скульптора Воина Бакича, который в первый раз  занял второе место.

Из-за политических потрясений в 1980-х, связанных со смертью президента Иосипа Тито, памятник так и не достроили. Во время югославских войн в 1990-х он подвергся нападениям вандалов, которые украли практически всю алюминиевую обшивку.

Символизм

Снаружи памятника нет ни одного отверстия, поэтому он выглядит как огромная скульптура, которая доминирует над сельским ландшафтом.

«Скульптура, особенно памятники, должна быть архитектурой, лишенной своей утилитарной функции, чем-то вроде чистого поэтического завоевания пространства и установления с ним новых человеческих отношений» — Иосип Тито.

Памятник представляет собой своеобразный синтез органического и технологического, достигаемый благодаря контрасту изгибающихся объемов с блестящей обшивкой из современного промышленного материала.

4. Мемориал Илинден или Македониум

Мемориал Илинден или Македониум, 1970-1974. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1970-1974

Автор — Иордан и Искра Грабул

Место — Крушево, Македония

Размеры и материалы — 25 м в диаметре. Бетон, арматура, стекло

Чему посвящен

Главным историческим событием, которое этот памятник увековечивает, является восстание македонских повстанцев в Илиндене 2 августа 1903 года против османского владычества. Кроме того, он посвящен памяти местных бойцов, которые боролись под партизанским знаменем во время Второй мировой войны.

История создания

В ходе открытого конкурса победителями стала супружеская пара, Иордан и Искра Грабул. Комиссия, которой было поручено сохранить художественную ценность и социальную значимость проекта, настаивала на более традиционных и образных компонентах мемориала, в то время как Грабулы хотели, чтобы памятник был полностью абстрактным. В результате итоговая версия памятника кардинально отличалась от концепции, одобренной жюри.

Символизм

Мемориальный комплекс состоит из нескольких скульптурных элементов: ряд больших бетонных «цепей» вдоль дороги, которая ведет к склепу из двух стен с именами 58 выдающихся македонских революционеров. Прямо перед памятником расположена большая и красочная рельефная стена. Наконец, на вершине холма находится Македониум. Эта бетонная булава высотой 25 метров, усеянная множеством трубчатых выступов, получила свое название в честь строительной компании, занимавшейся постройкой.

Грабулы интегрировали значительное количество символики в свой мемориальный комплекс: входные двери напоминают букву «М», а вечный огонь внутри памятника имеет форму македонского флага. В потолке установлены четыре фрактальных витража македонского художника Борко Лазески, которые символизируют четыре времени года и создают яркий контраст с белоснежным интерьером. Иордан Грабул создал серию барельефов на внутренних стенах,  которая рассказывает историю Македонии через абстрактные изображения зарождения, конфликта и освобождения.

В 1990 году внутри купола был установлен мемориал школьному учителю Николе Кареву, который возглавил восстание против османского владычества. Гробница представляет собой куб из белого мрамора, в одном из углов которого отсутствует кусок, как напоминание о том, что Карев умер с незавершенной работой всей своей жизни — независимостью республики Крушево.

5. Памятник революции

Брутализм, памятники
Памятник революции, 1971-1972. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1971-1972

Автор — Душан Джамония

Место — Национальный парк Козара, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 33 м в высоту, 8 м в ширину. Бетон, арматура, стальные панели

Чему посвящен

Памятник, мемориальная стена и музей были построены в память о Козарском наступлении весной 1942 года, в ходе которого погибло более десяти тысяч партизан и мирных жителей.

История создания

26 января 1962 года в ходе конкурса из 49 представленных работ комитет выбрал концепцию, предложенную Душаном Джамоней. Строительство началось 2 августа 1971 года и финансировалось почти исключительно за счет пожертвований. Через год после завершения строительства памятник сразу стал одним из самых значительных мемориальных объектов во всей Югославии. В стране даже существовала поговорка, что ее жители делились на три категории: «те, кто шел в Рим, те, кто шел в Мекку, и те, кто шел в Козару».

Благодаря своему удаленному местоположению и охраняемому статусу в национальном парке памятник избежал серьезных разрушений и вандализма после распада Югославии.

Символизм

Центральный памятник мемориального комплекса представляет собой цилиндрический монолит высотой около 33 метров. Он состоит из 20 вертикальных ребер с прерывистыми изогнутыми выступами, внешние грани которых покрыты полосами полированной нержавеющей стали.

Душан Джамония хотел создать амбивалентную структуру с ритмичным профилем, в котором чередуются «положительные» выступы и «негативные» углубления, как символ антагонизма жизни и смерти.

6. Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев

Брутализм, памятники
Мемориальный комплекс «Битва при Сутьеске» в долине героев, 1969-1971. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1969-1971

Автор — Миодраг Живкович и Ранко Радович

Место — Тьентиште, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 19 м в высоту и 25 м в ширину. Бетон

Чему посвящен

Памятник увековечивает память более 7 000 человек, погибших в битве при Сутьеске, когда силы Оси попытались разгромить группу югославских войск во главе с Иосипом Тито, но тем удалось бежать.

История создания

Побег Тито из Сутьески считается важным поворотным моментом в партизанской освободительной борьбе. В 1964 году был проведен закрытый конкурс на концепцию памятника, к участию в котором пригласили архитекторов и скульпторов со всей Югославии: Станко Мандича, Йована Кратохвила, Бориса Кобэ и победившего в итоге Миодрага Живковича.

Работы по строительству начались в 1969 году и были завершены через два года. Проект полностью финансировался за счет федеральных средств из столицы. В Югославскую эпоху этот памятник считался самым значительным мемориальным объектом, но после распада страны начал приходить в запустение.

Символизм

Памятник-скульптура состоит из двух 19-метровых бетонных стен, украшенных фрактальным узором, в котором при ближайшем рассмотрении можно различить сильно стилизованные лица павших бойцов, которые выражают скорее их героический дух, нежели портретные сходства.

Монолиты выглядят как «крылья победы», которые указывают на крутой овраг, по которому партизаны бежали из долины во время битвы. Они кажутся зеркальными копиями друг друга, но между ними существуют различия, которые символизируют столкновение двух противостоящих армий.

7. Памятник Корчанице

Брутализм, памятники
Памятник Корчанице, 1979. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1979

Автор — Любомир Денкович, Моливан Матович и Саво Суботин

Место — Гора Грмеч, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы — 15 м в высоту. Белый мрамор

Чему посвящен

Мемориальное сооружение на горе Грмеч увековечивает память сотрудников самого крупного секретного партизанского госпиталя, который действовал во время Второй мировой.

История создания

В 1975 году СУБНОР совместно с местными и региональными властями организовал конкурс, на котором из 13 поданных предложений жюри выбрало концепцию известного словацкого скульптора Любомира Денковича.

Памятник открыли в 1979 году. В настоящее время он зарос и находится в состоянии крайнего запустения, во всех отношениях заброшенный и забытый.

Символизм

Памятник состоит из двух полусферических мраморных стен примерно 15 метров высотой. Перед ним был вырыт большой круглый бассейн, который должен был служить зеркалом. В лесу располагалась сеть тропинок, вокруг которых небольшие бетонные конструкции напоминали о расположении бывших больничных корпусов.

Форма мемориального комплекса похожа на бутон цветка, раскрывающийся над бассейном, который его питает и символизирует рождение жизни из жертв тех, кто сражался и умер в этих местах.

8. Дом-памятник или муниципальное собрание Колашина

Памятники Югославии
Дом-памятник или муниципальное собрание Колашина, 1971-1975. Фотограф — Jan Kempenaers

Время создания — 1971-1975

Автор — Марко Мушич

Место — Колашин, Черногория

Размеры и материалы — бетонное здание площадью 3,2 м²

Чему посвящен

Во время Второй мировой войны город Колашин на севере Черногории постоянно переходил из рук повстанческих сил под контроль Оси и страдал от воздушных бомбардировок, пока в 1943 году не был окончательно освобожден.

В тот год 15 ноября в городе Колашин прошло собрание первого за 26 лет парламента Черногории, который провозгласил независимость освобожденного региона во главе с хирургом Нико Миляничем.

История создания

В 1970 году на конкурсе, организованном местными и областными органами власти совместно с группой ветеранов, победила работа словенского архитектора Марко Мушича.

Строительство началось на следующий год и длилось в течение четырех лет. Здание, в проектировании которого Марко помогал его отец — опытный словенский архитектор Марьян Мушич, до сих пор используется муниципальной администрацией и местными политическими партиями.

Символизм

Мемориальный дом, в форме которого доминируют острые бетонные углы, уникален тем, что одновременно функционирует и как памятник, и как гражданское здание. Внутри него располагаются многочисленные выставочные пространства и большой зал для гражданских мероприятий.

Острые треугольные элементы здания ассоциируются с традиционными скошенными крышами окружающих домов, символически вписывая его в сообщество, в котором оно существует.

Гибкое внутреннее пространство здания было спроектировано в духе бруталистской школы архитектуры. Подвижные стены между многофункциональными залами передавали идеологию связи и единения югославского государства.

9. Памятник погибшим воинам отряда «Космай»

Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971
Памятник погибшим воинам отряда «Космай», 1971

Время создания — 1971

Автор — Воин Стоич и Градимир Медакович

Место — Монументальный парк Космай, Сербия

Размеры и материалы — 30 м в высоту. Бетон

Чему посвящен

Памятник посвящен партизанскому полку из сербского района Космай и чтит память 5 600 партизан, погибших в борьбе с оккупантами и предателями.

История создания

В конце 1960-х местные комитеты организации СУБНОР начали искать концепции по строительству монументального комплекса, среди которых победило предложение белградского художника Воина Стоича и архитектора Градимира Медаковича.

Паямятник, построенный за один год на вершине горы в национальном парке Космай, сразу же стал достопримечательностью города, которая и сейчас пользуется популярностью у туристов.

Символизм

Центральная монументальная структура комплекса состоит из пяти отдельных 30-метровых бетонных двухконечных ребер, которые все вместе образуют форму, напоминающую сияющую звезду.

Издалека звездообразный памятник кажется единой структурой, которая сочетает в себе символику пятиконечной звезды и взрыва. Но находясь непосредственно около самой структуры, становится ясно, что пять консольных конструкций стоят абсолютно свободно и не соприкасаются друг с другом. Такой визуальный эффект отражает идею единения Югославии, которая действует вместе, как единое целое, но состоит из разных уникальных народов.

10. Партизанское мемориальное кладбище в Мостаре

Памятники Югославии
Партизанское мемориальное кладбище в Мостаре, 1960-1965

Время создания — 1960-1965

Автор — Богдан Богданович

Место — Мостар, Босния и Герцеговина

Размеры и материалы – ландшафтный парк площадью 5 000 м². Бетон

Чему посвящен

Город Мостар во время войны оказался частью НГХ и был окончательно освобожден только 14 февраля 1945 года. В августе 1941 здесь начало подниматься народное сопротивление, 810 погибших бойцов которого похоронены на этом кладбище.

История создания

Группы югославских ветеранов выступали против захоронения партизанских солдат на религиозных кладбищах, потому что это шло вразрез с коммунистическими идеалами революционных борцов. Поэтому в 1959 году мостарские политики обратились к Богдану Богдановичу с просьбой создать мемориальный комплекс, который бы упокоил тела одновременно всех погибших партизан.

Во время строительства памятника в 1960-х годах большую часть работ проделали добровольцы молодежных общественных движений. После завершения строительства в 1965 году памятник стал популярной достопримечательностью, куда приезжали люди со всей страны. Во время боснийских войн в 1990-х годах кладбище в Мостаре подверглось нападениям, вандализму и бомбардировкам и к сегодняшнему дню пришло в чрезвычайное запустение.

Символизм

Мемориальный комплекс состоит из нескольких земляных террас, по которым поднимается ряд широких изогнутых дорожек. Они ведут к большому зубчатому фонтану, вода которого отражает большой космологический циферблат в стене на вершине мемориала.

Отсутствие религиозных, националистических и социологических символов, а также сюрреалистическая манера исполнения делает этот комплекс уникальным для своего времени.

Мемориал, прозванный «городом мертвых» отсылает к реальным физическим объектам Мостара. Он служит отражением города живых, за который отдали свои жизни похороненные здесь партизаны.

Интересные факты:


Если вам понравилась статья, то советуем вам посмотреть еще на 10 проектов архитектора Ле Корбюзье или Тадао Андо.

Также следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы:

— Вконтакте

— Facebook

— Telegram

— Instagram

Losko — неккомерческий проект без рекламы на сайте. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы цените свой и чужой труд, то можете поддержать нас финансово на Patreon.