Мобильная фотография: интервью с Женей Аэрохоккеем

Мобильная фотография как самостоятельный жанр

Мало кто будет спорить с тем, что мобильная фотография достаточно стремительно ворвалась в наш мир. На сегодняшний день мы уже можем лицезреть, как фотография, снятая на телефон, стала обложкой журнала Time. Этот нашумевший снимок сделал фотограф Бун Лоуи на iPhone 4S.

Фотограф Ник Лахам отличился тем, что фотографировал игроков бейсбольной команды New York Yankees для журнала The New York Times на iPhone, да ещё и в весьма интересном месте. А совсем недавно компания Apple выпустила рекламный ролик в честь начала чемпионата Европы по футболу. Он демонстрирует фотографии и видео, которые были сняты спортсменами и болельщиками при помощи устройств от Apple. 

Впечатлившись этим жанром, мы решили разузнать о секретах мобильной фотографии и получить пару советов от питерского фотографа Жени Аэрохоккея.

мобильная фотография
Женя Аэрохоккей — фотограф из Санкт-Петербурга

Женя получил известность в Instagram благодаря интереснейшему проекту #catchingcorners. После просмотра профиля @aerohockey действительно начинаешь замечать углы в 90 градусов повсюду. (Ребята, они правда везде!)

Работы из этого проекта были опубликованы на таких площадках, как Fubiz Media, iGNANT, Designcollector и многих других.  Все фотографии для этого проекта сделаны на мобильный телефон.

Расскажи немного о себе. Когда ты начал заниматься фотографией, как это стало твоей профессией, и в какой момент ты интенсивно начал использовать мобильный телефон для съёмки?

Женя: Прежде чем посвятить все свое время фотографии, я около 7 лет работал графическим дизайнером, и это, несомненно, повлияло на мою будущую профессию. Фотографией же я начал увлекаться еще раньше, и в какой-то момент её ценность для меня начала иметь большее значение.

Мобильная фотография в моей жизни появилась сравнительно недавно, каких-то 3-4 года назад. Я думаю, что как раз в тот момент мир и захлестнула волна фотографий, сделанных на мобильные устройства и опубликованных в Instagram.

Используешь ли ты вспышку на смартфоне? Если да, то в каких случаях. Если нет, то почему?

Женя: Могу вспомнить только два случая, когда использовал вспышку при съемке на телефон, и сегодня кажется, что это была плохая идея. Почему? Наверное потому, что вспышки на телефоне все равно недостаточно, чтобы хорошо осветить всю сцену, а это сказывается на качестве фотографии. Я за качество.

Сейчас продаётся множество разных объективов для телефона. Используешь ли ты их или, может быть, используешь какие-то другие гаджеты?

Женя: Нет, я не пользуюсь никакими дополнительными устройствами и объективами. Это сделало бы съемку на телефон слишком серьезным занятием.

Где ты обрабатываешь фотографии, сделанные на смартфон? В мобильных приложениях, либо скидываешь на компьютер и используешь Photoshop?

Женя: В 99% случаев я редактирую мобильные фотографии сразу в телефоне, за исключением испорченных кадров, когда требуется серьезное вмешательство. Но, опять же, я стараюсь проще к этому относиться, и такие случаи можно пересчитать по пальцам.

Какие мобильные редакторы ты в основном используешь, и чем конкретно они тебе нравятся?

Женя: Чаще всего я использую два приложения — VSCO и Snapseed. VSCO я использую для работы с цветом, в нем найдется пресет на любой случай жизни, и второго такого приложения просто нет. В Snapseed удобно работать со светом, делать простую ретушь и выборочную коррекцию.

Поделись, пожалуйста, основными правилами мобильной фотографии.

Женя: Мобильная фотография мало чем отличается от фотографии в классическом представлении, и, в принципе, для нее будут справедливы те же правила. Старайтесь избегать пересвеченных кадров, думайте о композиции, свете и сюжете. Старайтесь показать то, что обычно ускользает от взгляда. Технически мобильная фотография еще проще, поэтому стала просто незаменимой в наше время и дала огромные возможности для творчества.

Можешь ли ты поделиться какой-нибудь хитростью в редактировании фотографий? За счёт каких инструментов можно «реанимировать» фотографию?

Но есть один инструмент, который я советую всем — ползунок Ambiance в редакторе Snapseed.

Женя: Глубокое редактирование фотографий со смартфона это не для меня. Если кадр испорчен, он отправляется в корзину. Но есть один инструмент, который я советую всем — ползунок Ambiance в редакторе Snapseed. Если по-простому, то он работает с соотношением света и теней и легко превратит фото, сделанное в пасмурный день в фотографию, наполненную светом.

Какие главные правила удачной фотографии ты можешь назвать?

Женя: Всегда протирайте камеру перед съемкой и имейте запас свободного места в памяти телефона (смеется). В остальном удачная фотография — это настолько субъективное понятие, что я даже и не знаю.

На какой телефон ты снимаешь?

Женя: Я снимаю на iPhone. Пробовал когда-то снимать на смартфон под Android, но чуть с ума не сошел (смеется). Правда это было так давно, что с тех пор наверняка что-то изменилось.

Есть ли какие-то способности фотоаппарата, которых тебе не хватает в телефоне?

Женя: Я доволен всем, что есть в моем смартфоне. Для мобильной фотографии этого более чем достаточно.

Ограничивает ли тебя в чём-то мобильная фотография? Например, качество и, соответственно, проблема в печати.

Женя: Такой проблемы сейчас нет абсолютно. Все, наверное, видели ежегодный конкурс фотографий, сделанных на iPhone, и рекламную кампанию Apple с баннерами и щитами огромных размеров.

Как ты считаешь, могут ли камеры, встроенные в телефон, в будущем заменить фотоаппараты?

Женя: Думаю, да. Но для этого потребуется серьезный прорыв в области оптики. И даже когда это случится, потребуется время, чтобы все это улеглось в головах людей. Беззеркальные камеры становятся все круче, но многие до сих пор таскают с собой зеркалки. Например, я.

Известно, что Nikon желтит, а Canon синит. Что ты можешь сказать про телефоны?

Женя: Могу сказать, что мне нравятся фотографии, сделанные на iPhone. (смеется)

Какую съёмку, на твой взгляд, сложнее всего делать на камеру смартфона? Может быть, свадьбу в ночном клубе, подводную съёмку или, например, выход в открытый космос?

Женя: Я, кстати, хотел бы снять свадьбу на iPhone и даже искал желающих в соцсетях, но все, наверное, подумали, что это шутка. А жаль, могло хорошо получиться. (смеется)

Какие профили в Instagram тебя вдохновляют?

Женя: В последнее время я мало смотрю Инстаграм, и вообще мне сложно выделить какие-то конкретные профили. Наверное, это из-за перенасыщения ненужной информацией. Но в плане именно мобильной фотографии мне нравится смотреть коллекции от редакторов VSCO. Очень советую.

Сколько примерно ты делаешь фотографий одного объекта?

Женя: Всегда по-разному, но обычно я не жалею памяти и делаю с десяток фотографий. Так отпадает необходимость кадрирования — все из-за этого.

Используешь ли ты камеру телефона на репортажных съёмках, фотосетах? Вообще когда-нибудь, когда фотографируешь не для себя?

Женя: Однажды я снимал студийный портрет девушки на обложку для её музыкального диска и сделал пару кадров на телефон. В итоге мы выбрали именно один из этих кадров.

Какой ты можешь дать совет человеку, который хочет максимально быстро прокачаться в искусстве фотографии?

Женя: Нужно просто снимать, читать книги и воспитывать вкус. В известном на весь мир агентстве Magnum есть чувак, который снимает на iPhone. Представляешь, как изменился мир? Это очень круто.

Не будет новостью, если я скажу, что обязательно нужно ходить в музеи. Особенно если вы живёте в Москве или Петербурге.

Нужно воспитывать вкус и быть очень «насмотренным» — если есть такое слово, а на все технические вопросы вы ответите по мере их появления.

И они, поверьте, не заставят себя долго ждать.

Также могу посоветовать читать статьи на английском языке. Многого в рунете просто нет. К прочтению же рекомендую книгу «Живая цифра» Павла Косенко.

По поводу курсов хочу сказать только одно — действительно хороших курсов очень мало, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но даже в этих случаях есть большой вопрос в необходимости их посещения.

Есть ли что-то ещё, на что бы ты хотел обратить внимание наших читателей, говоря о мобильной фотографии?

Женя: Да. Среди всех очевидных плюсов мобильной фотографии есть и один минус — быстрота съемки, обработки, публикации и получения фидбэка сильно расслабляет. В какой-то момент вы можете просто облениться. Действительно, зачем брать с собой камеру, если есть айфон. Я сам угодил в эту ловушку.