Telegram
Биографии

Эдвард Мунк: «Писать для меня — болезнь, от которой я хочу отделаться, и опьянение, в котором я хочу пребывать»

14.04.2021
Просмотров: 41206
Автор — Мария Лисютина

Эдвард Мунк — один из основоположников нового течения в живописи модерна — экспрессионизма. Один из самых ярких европейских художников своего времени, снискавший славу и признание еще при жизни, так и не смог найти душевного покоя, к которому стремился. Написание картин — единственное, что на короткое мгновение спасало его собственных мыслей. 

В этой статье вы узнаете:

  • о жизни Мунка: как детские воспоминание повлияли его на дальнейшую жизнь;
  • о столкновении консервативного течения и новой манеры живописи;
  • что выражал Мунк в своих картинах;
  • почему он был так популярен еще при жизни;
  • о психических расстройствах художника и их причинах.
Эдвард Мунк
Эдвард Мунк в молодости

Детство и юность

Норвежский художник Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в небогатой, но известной в культурных кругах семье: их дальним родственником был Якоб Мунк, известный художник-неоклассицист, ученик французского живописца Жака-Луи Давида.

Эдвард Мунк
Лаура Мунк, 1868
Портрет Мунка в молодости, 1885

Из-за того, что отец работал военным врачом, детство мальчика прошло в разъездах. Большую часть взросления будущий экспрессионист провел в Христиании (Осло), столице Норвегии.

С малых лет ребенка преследовали смерть, меланхолия и чувство обреченности. Когда мальчику было пять лет, от туберкулеза умерла его мать. Отец, Кристиан Мунк, ушел в граничащую с фанатизмом, «доходящей до психоневроза» религиозность. Впечатлительный ребенок мучился по ночам от кошмаров из-за «проповедей» главы семейства с красочными описаниями ада. Чтобы сбежать от навязчивых образов, мальчик начал рисовать:

«Вернулся домой и хотел помириться с отцом. Он уже лег. Я тихонько открыл дверь в его комнату. Стоя на коленях перед постелью, отец молился. Таким я его никогда не видел. Я закрыл дверь и ушел к себе. Мною овладело беспокойство, я не мог заснуть.

Кончилось тем, что я взял блокнот и начал рисовать. Я написал отца на коленях перед постелью. Свеча на ночном столике бросала желтый свет на ночную рубашку. Я взял коробку с красками и написал все в красках. Наконец это мне удалось. Я спокойно лег в постель и быстро заснул.».

Когда Эдварду было пятнадцать, старшая сестра Софи, с которой у них были очень теплые и близкие отношения, тоже умерла от туберкулеза. Ее смерть сильно потрясла брата. С этим событием многие биографы связывают разочарование художника в религии. Мальчик не мог осознать, почему, несмотря на молитвы отца, высшие силы не спасли Софию.

После смерти Софии младшей сестре Лауре доктора поставили диагноз шизофрения. Она умерла в дома призрения душевнобольных.

«От матери нам достались слабые легкие, а от от отца — слабые нервы», — отмечал потом Мунк.

Творческий путь

В 1879 году Эдвард, по настоянию отца, поступил в технический колледж, где преуспел в точных науках. Через год страсть к живописи все же взяла верх: юноша решает стать художником и поступает в Королевскую школу рисования в Христиании. Старший Мунк считал это занятие неподобающим. На сторону мальчика встала его тетушка Карен, которая всегда поощряла его склонность к изобразительному искусству.

Наставником Эдварда стал художник-натуралист Кристиан Крог. Он был знакомым Фрица Таулова, дальнего родственника Мунков и известного живописца, который поддержал молодого человека во время разногласий с отцом. Крог ввел юношу в круг столичной творческой интеллигенции и познакомил с писателем-анархистом Хансом Йегером. По признанию Эдварда Мунка, этот человек оказал влияние на его творчество. Писатель считал христианство пережитком, приносящим одни беды. Религиозность и ее заповеди делают людей сухими и жестокими. Половое влечение, напротив — тепло и высшее наслаждение, спасающие от одиночества. Добродетель человека заключается в его искренности.

Богемные замашки художника: дружба с молодыми нигилистами, увлечение алкоголем, хождение по ресторанам — раздражали отца Мунка и ухудшили и без того натянутые отношения.

«Этюд головы», 1883
«Этюд головы», 1883
Девушка, разжигающая печь
Девушка, разжигающая печь, 1883

Первой работой живописца стал «Этюд головы» в 1883 году в Дворцовом парке в Осло. На Осенней выставке того же года юноша представил «Девушку, разжигающую огонь в печи», написанную в реалистической манере. Картины не привлекли особого внимания, однако именно с них началось становление Мунка как живописца. При содействии Фрица Таулова в конце 1884 года художник получил стипендию и смог посетить Парижский салон.

Критика

На Осенней художественной выставке 1886 года Мунк представил картину «Больная девочка». В этой работе художник воплотил болезненный образ умирающей сестры Софи. Юная девушка с осунувшимся бледным лицом опирается на высоко поднятую подушку. Рядом с ней сидит женщина с опущенной головой, тетя художника Карен. Она сливается с темным фоном картины, символизирующим скорбь всего дома. Фигура девушки выделяется в этом полумраке, словно она — источник света.

The Sick Child, 1885–1886
Больная девочка, 1885—1886

Художнику позировала 11-летняя Бетти Нильсен. Она обратилась к отцу Эдварда за помощью, когда ее брат сломал ногу. Красивое взволнованное лицо и красные от слез глаза так восхитили Эдварда, что он попросил девочку стать натурщицей. Мунк написал полотно, проникнувшись философией Йегера и его призывом «писать свою жизнь». Для художника этот холст был личным. На нем юноша отразил воспоминания о болезни и смерти любимой сестры: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».

Критики были возмущены работой 23-летнего молодого человека.  Картину назвали «выкидышем», «намалеванным» этюдом, а Мунка обвинили в отсутствии техники и нежелании развиваться:

«Ради самого Мунка мне хочется, чтобы его картина ««Больная девочка»» была снята с выставки. Не потому, что она менее свидетельствует о его даровании, чем его предыдущие работы, но потому, что показывает его лень в области саморазвития. ««Больная девочка»» в ее теперешнем виде — это испорченный, наполовину уже стертый набросок. Это неудача»;

«Тут речь идет уже не о характере, а о полубезумных бреднях, о настроении, возникающем при белой горячке, о бредовых галлюцинациях».

После шквала критики художник закрылся и последовал более консервативным направлениям. Он пишет портреты и пейзажи в стиле импрессионизма. Например, серию работ «комнат умирающего» и картину «Весна» 1889 года, в сюжете которой прослеживаются не только детские воспоминания о последних днях сестры, но и собственные ощущения живописца. В тот год художник тяжело болел.

Эдвард Мунк
Весна, 1889

В полотне сочетаются два направления. Большое количество деталей интерьера приближают его к реализму, а небрежность мазков — к импрессионизму. Как и в «Больной девочке», произведение с помощью цвета разделено на две части. Темные тона, олицетворяющие болезнь и смерть, постепенно перетекают в светлые. Градация цвета показывает переход от страданиям к белому небытию.

Смерть отца. Депрессия. Переосмысление творчества.

Осенью того же года Мунк отправился в Париж, где посещал уроки французского живописца Леона Бонна. Наставник высоко оценивал талант юноши, но не разделял его вольности в обращении с цветовой палитрой. Эдвард также активно экспериментировал со стилями. В картинах этого периода прослеживается влияние импрессионизма и пуантилизма 一 стилистического направления неоимпрессионизма. В основе обоих стилей лежит манера письма геометрическими раздельными мазками и отказ от смешения красок на полотне для достижения оптического эффекта.

В Париже свободное время художник посвящал не только музеям, экскурсиям и изучению классического искусства, но и выпивке:

«О Париже я ничего не помню. Помню только, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть.»

В конце 1889 года приходит известие о смерти Кристиана Мунка. Это событие стало для художником тяжелым испытанием. Из-за задержки письма Эдвард не успел на похороны отца. Он впал в депрессию, прекратил посещать уроки Бонна, ушел в себя и отдалился от друзей.

Ночь в Сен-Клу, 1890
Ночь в Сен-Клу, 1890

Художник посвятил покойному отцу «Ночь в Сен-Клу», одну из самых ярких картин парижского периода. Комната залита лунным светом, но в глубине, у окна, угадывается фигура человека. В этом образе искусствоведы видят как Кристиана Мунка в ожидании смерти, так и самого живописца.

В мае 1890-го года Эдвард вернулся домой, в Христианию, где прошла выставка его работ. Отзывы критиков были неоднозначными, но уже более теплыми. В конце года он опять вернулся во Францию.

В апреле 1892-го года Мунк посетил Салон Отверженных в Париже, где выставлялись Гоген и Ван Гог, которыми художник позже стал восхищаться. В этот период Мунк уже твердо шел собственным творческим путем. «Экспрессионистский» стиль художника обрел законченные черты: простые формы, символические сюжеты, драматические линии и большое внимание к цвету.

Фриз жизни. Берлинский период.

В 1892 году Эдвард Мунк выставлялся в родном Осло. Экспозиция поразила консервативного пейзажиста Адельстена Нормана. Он организовал показ картин экспрессиониста в Берлине. Разгорелся скандал: консервативное Объединение художников требовало отмены мероприятия «из уважения к искусству и честному труду». Молодые художники более прогрессивных взглядов были не согласны со старшими товарищами. Произошел конфликт, который привел к расколу внутри Объединения: группа художников и скульпторов, отвергающих господствующее академическое искусство, образовали Берлинский сецессион.

Художник, уже привыкший к желчным замечаниям критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией:

«Ты прославился скандалами», — сказал один из друзей живописца, когда они сидели вечеров в кабаке. «Разве это новость для тебя, что великий художник устраивает скандалы?», — ответил ему Мунк.

Событие бурно обсуждалось в прессе. Оно подняло Мунка еще на одну ступень славы, он стал предметом многих дискуссий и обсуждений. В это время искусство живописца пока мало кому нравилось, но интерес к личности стремительно возрастал. Количество друзей Мунка из творческой элиты увеличивалось. Это также способствовало его популярности.

В 1894 году в Германии об эксцентричном экспрессионисте уже выходили книги, ему же исполнился всего 31 год.

В Берлине Мунк познакомился с Альбертом Кольманом, богатым ценителем искусства. Их долгие беседы об оккультизме и духовности человека натолкнули живописца на мысль о создании серии полотен, которые он считал своим главным созданием.

На родине художник начал работу над циклом картин «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Мунк хотел изобразить этапы человеческого становления и бытия.

Танец жизни, 1900
Пепел, 1894

Серия состоит из 22-х полотен, разделенных на четыре «стадии»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни», «Смерть». В композицию вошли одни из самых известных картин художника, среди них: «Танец жизни», «Пепел», «Крик», «Мадонна», «Поцелуй» и др. Туда же экспрессионист включил многие работы, написанные им до появления идеи самого фриза. Полностью цикл был представлен единожды в 1902 году в галерее Берлинского сецессиона.

Личная жизнь и характер

Нрав живописца был сложный, переменчивый и неоднозначный. В нем сочетались, казалось бы, противоположные качества. Нервный и подозрительный, но с невероятным стремлением к свободе и острым чувством юмора, художник с легкостью вписывался в круг творческой богемы Осло, Парижа и Берлина. Его жизнь была наполнена тревогой и страхом. Единственным, в чем экспрессионист находил спасение от постоянных метаний и поисков — была живопись:

«Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать. Иногда я немного читаю. Люблю слушать музыку. Могу немного посидеть в театре, но тороплюсь домой. Дело не в том, что мне обязательно нужно держать кисть в руках. Это бывает редко. Проходят дни, даже недели, а я не сделаю и одного штриха. Но я все равно работаю над своими картинами. Жду, когда придет желание писать. Я не могу быть вдалеке от угля и кистей. Мне нужно знать, что они наготове. Иногда утром я нахожу картину, которую написал ночью. Многие свои лучшие картины я начинал почти бессознательно. Я страдаю бессонницей, и лучше писать, чем ворочаться в постели.».

Эдвард Мунк никогда не был женат и не имел детей. Живописец, страдавший манией преследования, в особенности не доверял женщинам: «Как с ними не обращайся, они все равно портят тебе жизнь. И больше всего тогда, когда ты пытаешься их избегать.» Причина может крыться в детстве художника. Вся женская половина семьи в воспоминаниях Мунка покинула его: мать и сестра София умерли, младшая Лаура была помещена в дом для душевнобольных, любимая тетя со временем начала все больше поддерживать его отца во время разногласий с сыном.

У живописца было три наиболее ярких и известных романа, каждый из которых оставил след в его творчестве.

Милли Таулов

Милли Таулов
Милли Таулов

В 1885 году юноша познакомился с Милли Таулов, женой брата Фрица Таулов, помогавшему молодому человеку в его начинаниях. Для девушки роман был лишь очередным кокетством, забавой: она не принимала, но и напрямую не отвергала ухаживания юноши. В это время Мунк, ранимый и впечатлительный, страдал и не находил себе места. К любовным мукам также добавлялись моральные терзания: связь с замужней женщиной нарушила моральные принципы глубоко религиозной семьи живописца.

Эдвард Мунк
Голос, 1896
Эдвард Мунк
Лунный свет, 1893

Мнение о влияние Милли Таулов на творчество Мунка расходятся. Кто-то утверждает, что женщина никак не отразилась в искусстве художника, другие исследователи видят ее образ в картинах «Голос» и «Лунный свет».

Дагни Пшибышевская

Дагни Пшибышевская
Дагни Пшибышевская

В 1892 году в Берлине художник окунулся в жизнь артистического «андеграунда». Живописец познакомился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его будущей женой Дагни Юль, пианисткой, писательницей и переводчицей. Девушка была музой писателей и живописцев. Эдвард Мунк не стал исключением.

Исследователи допускают возможность их любовной связи. Встречаются три версии развития отношений Мунка и Юль: первая — замужество Дагни разбило живописцу сердце, вторая — брак Пшибышевских был открытым и оба имели связи на стороне, поэтому и для художника, и для пианистки их роман был больше порывом вдохновения, третья версия — из-за отсутствия прямых доказательств достоверно утверждать об их романтических отношениях нельзя.

Тем не менее, для живописца Юль была воплощением роковой женской натуры, сильной и хищной. На знаменитой и скандальной «Мадонне» изображена именно она. Обнаженная, со строгим лицом и холодным взглядом, на контрасте с которым над головой огнем горит нимб.

Тулла Ларсен

Тулла Ларсен
Тулла Ларсен с Мунком

Самым болезненным и заметным в искусстве стал роман экспрессиониста с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен, начавшийся в 1898 году. Отношения были близкими и теплыми, но со временем странное поведение и навязчивость возлюбленной стали пугать и тяготить Мунка.

«Она — женщина того типа, с которым меня всегда сводит случай. Это женщины с длинным острым носом и тонкими узкими губами. Я терпеть не могу этот тип. Только я сяду рисовать, она звонит и просит прийти: “Приходи же, Эдвард. Здесь так уютно. Рисовать ты можешь и завтра.”»

Девушка почувствовала холодность любимого, и в 1902 году Ларсе попыталась покончить с собой. Художник разрывался между состраданием и опасениями, что поступок был очередной манипуляцией.

Спустя несколько дней между ними разгорелась ссора, закончившаяся простреленной рукой Мунка. Уставший от настойчивости девушки, он уехал в усадьбу Осгор, чтобы его ничто не отвлекало от рисования. Но спокойствие нарушил общий приятель возлюбленных, сообщивший, что Тулла лежит при смерти. Мунк немедленно поехал к Ларсен. Зайдя в помещении, Эдвард остолбенел. Посередине комнаты стоял гроб, в котором лежала девушка, облаченная в саван. Через минуту она вскочила, размахивая пистолетом. Художник попытался прекратить нелепую сцену, но любовница случайно прострелила ему палец.

После психическое здоровье живописца сильно ухудшилось. Мунк, которому и так тяжело было сходиться с людьми, стал еще более вспыльчивым и подозрительным, легко выходил из себя и вступал в ссоры как с незнакомыми людьми, так и с давними приятелями. Повсюду ему мерещились заговоры и враги: «Я страдаю бессонницей и предпочитаю ложиться рано. А мне приходится сидеть до поздней ночи. Я сижу и жду нищих, которых посылают ко мне мои враги.».

Художник мог вступить в драку с незнакомцами, если ему покажется, что они злословят о нем: «Посмотрите-ка! Что за чертовщину они там плетут. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться.».

Нервный срыв и последние годы

Мунк начал менять свой стиль еще в 1900-м году. Картины этого периода написаны размашистыми, «тяжелыми» мазками, они отличаются повседневностью сюжетов, резкими формами и более светлыми цветами.

Убийца, 1910
Убийца, 1910
Солнце, 1916
Солнце, 1916

Художника окутало одиночество и обреченность, которое он пытался заглушить алкоголем. Экспрессионист все глубже погружался в депрессию, с которой не находил сил бороться. Обострилась его мания преследования, которая потянула за собой алкоголизм:

«Единственное, что помогает мне перейти через улицу, — это рюмка водки. А лучше две-три.».

В 1908 году живописца поместили в психиатрическую клинику Копенгагена после нескольких нервных срывов. В больнице он продолжал писать. Там он создал портрет своего лечащего врача Якобсона.

Портрет доктора Даниеля Якобсона, 1909
Портрет доктора Даниеля Якобсона, 1909

После выписки художественная манера Мунка стала еще более «светлой». Темы были уже не такие мрачные и угнетающие. Живописец погрузился в различные способы выражения форм и геометрии. Эксперименты с техникой и «визуалом» стали для Мунка более важны, чем смысл картин.

В 1910-х — 1920-х годов художник отказался от алкоголя, а после 1920 года выпивал, но как только чувствовал, что это начинает ослаблять его трудоспособность, прекращал. Этот период оказался успешным для художника, его работы пользовались огромным спросом и популярностью. С каждым годом цены на картины становились выше, ему поступали заказы на роспись общественных зданий, создание декораций для пьес. Его приглашали с выставками по Европе и Америке. Общественное признание все же не принесло художнику спокойствия и счастья: ему было тяжело расставаться с картинами. Удачные работы Мунк буквально отрывал от сердца, а неудачные — продавал с тоской и грустью.

Поздние годы и смерть

В 1916 году художник переехал на виллу Экелю, близ Осло, где провел остаток своей жизни за написанием картин и ведением хозяйства. Через 2 года Мунк заболел испанкой и выздоровел, несмотря на хрупкость здоровья.

В 1930-м году художник практически ослеп на правый глаз после кровоизлияния в стекловидное тело. Это не заставило экспрессиониста бросить живопись. От крупных работ пришлось отказаться, но он продолжал делать наброски. Этюды с искаженными формами отражали восприятие художника окружающего мира после проблем со зрением.

В первой половине Второй мировой войны немцы оккупировали Норвегию. Последние годы Мунк жил в страхе, что его картины могут конфисковать из собственного дома. Но захватчики не трогали художника.

Смерть забрала Эдварда Мунка 23 января 1944 года. Он умер спокойно и тихо в своей постели от паралича сердца. Прах художника находится в почетной роще церкви Спасителя в Осло.

Автопортрет в полосатом свитере
Автопортрет в полосатом свитере — последняя написанная работа Мунком

По завещанию живописца все картины, находившиеся у него дома, были переданы городу. Они составляют основную коллекцию Музея Мунка, основанного в 1963 году, также большое собрание работ художника принадлежит Национальной галерее в Осло.

Заключение

Полотна Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных произведений искусства. Наследие художника является достоянием Норвегии. Портрет экспрессиониста изображен на банкноте в 1000 норвежских крон.

Личность Эдварда Мунка — совокупность душевных метаний в сочетании с невероятной жизненной энергией. Искренность художника отразилась в его полотнах. В стиле виден его взгляд на действительность и ее отклик в сознании экспрессиониста. Тяжелые воспоминания детства, депрессивные состояния и сложность характера  нашли свой выплеск в оригинальной изобразительной манере, которая со временем стала новым течением европейского искусства.

Цитаты

  • «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
  • «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни.»
  • «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин.»
  • «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…»
  • «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделяться, опьянение, в котором я хочу прибывать.»
  • «Даже в то время, когда я чувствовал себя очень плохо, я испытывал удивительное чувство покоя, когда садился писать. Как только я начинал работать, все плохое словно отлетало от меня.»
  • «Я не из числа тех, кто выигрывает. Некоторые родятся для того, чтобы всегда выигрывать.»

Читайте также другие биографии о художниках: Ван ГогДэвид ХокниДжорджия О’КиффВасилий КандинскийРене МагриттФрида КалоЭдвард Хоппер.Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: TelegramInstagram.

Если вы хотите поблагодарить Losko за проделанную работу, то можете пожертвовать один доллар на Boosty и получить доступ к нашему закрытому каналу в Телеграм. Спасибо, что цените свой и чужой труд.

Мария Лисютина
Автор статьи
Читать все посты All posts

Вам понравится