Интервью с Near The Lighthouse: о любви к Шетландским островам, фотографии и путешествиям

  • 30 Март, 20172355

Показывать мир через линзу объектива, рассказывать о красоте мест, в которых находишь себя — это все об Александре Мазурове и Анастасии Глебовой, двух travel-фотографах, точнее, об их блоге Near The Lighthouse, о любви к путешествиям, Шетландским островам и севере.

Losko Magazine поговорил с одним из авторов блога Near The Lighthouse и Russian Explorers Александром Мазуровым. Узнал про тонкости ведения travel-блогов, профессии фотографа, а также советы новичкам.

Как бы ты описал ваш проект?

Александр Мазуров: Мы находимся на стыке travel-фотографии и блога, потому что сейчас уже есть понимание, это две разные вещи: часто люди, которые хороши в том, чтобы писать истории, рассказывать о путешествиях, не настолько хорошо дружат с фотографией, не работают фотографами и наоборот. Но мы, если честно, больше делаем упор в сторону travel-фотографии, особенно сейчас всё больше и больше.

Как появился проект?

AM: Мы с Настей впервые поехали на холодное море, на Балтийское побережье. И там, как любым людям с творческим началом, захотелось рассказать о путешествии, найти путь для самовыражения. И мы придумали создать такой блог: сначала на платформе blogspot, а потом решили перевести это на новый уровень и сделали полноценный сайт.

Получается, холодная природа подсказала вам идею создания проекта?

AM: Получается так, да. Мы, в общем-то, и название придумали, потому что первые путешествия, в которых мы с Настей были, мы строили от того, насколько красивые маяки нам будут попадаться по дороге.

Чем отличается наполнение контента сайта от паблика в Вконтакте?

AM: Контент немного отличается везде. У нас есть еще страничка на facebook и профиль на flickr. И контент зависит от аудитории. Паблик и сайт очень сильно связаны. В Instagram в основном все фотографии вертикальные, а в Вконтакте — горизонтальные. Также мы часто используем паблик в качестве площадки для анонсирования публикаций на сайте.

У вас большое число подписчиков в паблике Вконтакте и в Instagram тоже. Бывало такое, что узнавали на улице?

AM: Тут, скорее, дело в страничках в Instagram, нас больше по ним узнают. На улице, в аэропортах бывало. Последняя история — меня бельгиец в Исландии узнал.

А в плане профессиональной деятельности, имя уже работает на вас?

AM: Да, есть. Наверное, почти все наши заказы от этого и идут. От стиля и от имени. Я, например, фотографирую 10 лет. Настя фотографирует лет 8. Мы встретились пять лет назад, и вот за год-два нашей совместной жизни начало все постепенно развиваться. Но нельзя сказать, например, что первые три года мы работали, не покладая рук, а сейчас пожинаем плоды. Ведь это процесс нескончаемый: мы и сейчас продолжаем много работать.

Ваша жизнь — это постоянные переезды и перелеты?

AM: Не совсем так. В этом году мы путешествуем меньше, чем в предыдущем. Сейчас это связано с Настиной учебой. И получается так, что сегодня на проектах сконцентрирован больше я. Например, рабочие путешествия в Исландию и на Шетланды я совершал в одиночку, к сожалению. Но все равно мы стараемся вместе путешествовать при любой возможности.

Шетландским островам
Шотландия. Подробнее на nearthelighthouse.com

Что вам помогает преодолевать трудности? Есть источники вдохновения? Есть такие люди?

AM: Это, скорее, не от людей зависит. Тут больше окружающее влияет, природа, книги. А если говорить о людях, то это музыканты — различные неоклассики, вроде Max Richter или Ólafur Arnalds. А если говорить о фотографах, то нет, кумиров или тех, на кого равняемся, нет: у всех очень разные стили, все вдохновляются разными вещами. А самое большое вдохновение — это, наверное, идеи, которыми горишь.

Твое высшее образование как-то повлияло на твою настоящую профессию?

AM: Мое высшее образование никак не связано даже с предыдущей работой. Я работал в Высшей школе экономики образовательным аналитиком 4 года, но потом понял, что там расти уже не получается. А фотография, Instagram, социальные сети начали занимать больше времени, давать больше дохода и, соответственно, принял решение уйти с работы.

Можно сказать, что твоя работа — это высокооплачиваемое хобби?

AM: В любом случае, работа есть работа, то есть всегда приходит этот момент, когда ты привыкаешь к чему-то, и это становится более рутинным, ты это начинаешь воспринимать свое хобби как работу. Это же и многочасовая, иногда почти круглосуточная обработка фотографий, все не так романтично.

Такое огромное количество фотографий ты обрабатываешь, используя пресеты, или каждую индивидуально?

AM: Ну это, скорее, среднее. Хотя есть определённые пресеты, которые ты по своему опыту знаешь, ложатся лучше на солнечную погоду или на съёмку при другом свете. И потом уже, скажем так, каждую фотку отдельно поднастраиваешь, чтобы довести до идеала.

В какой стране из тех, где ты побывал, тебе хотелось бы жить?

AM: Больше всего мне хочется жить на Шетландах. Это самые северные острова Великобритании. Нравится там, можно сказать, всё: и природа, и атмосфера, и у меня там есть, в определённой степени, работа. Единственное, что сейчас останавливает, — это Настина учёба плюс сложности в оформлении на постоянную работу, связанные с переездом за границу.

И погода даже не смущает тебя?

AM: Нет. На самом деле, я бы не сказал, что погода в полосе Москвы или Питера гораздо лучше. Там менее радикальная разница температур летом и зимой, а так, в целом, там, наверное, даже в какой-то степени полегче, потому что нет перепадов и зимой, например, не так холодно.

Твой профиль в Instagram и Насти отличаются друг от друга, несмотря на то, что в путешествиях вы всё время вместе. Замечаешь ли ты какие-то отличия между мужским и женским ведением профиля?

AM: Скорее, это не гендерная разница, а зависит от личного видения каждого человека. Когда ведёшь Инстаграм на таком высоком уровне, то уже начинаешь понимать, что нужно аудитории, формируется свой стиль. То есть у Насти профиль больше о ней самой, в этом плане у нас есть сильная разница. У меня он строится чисто от фоток, а у Насти он строится частично от фоток, частично от личности.

У тебя есть любимые профили в Инастаграме?

AM: Да, естественно. Мне нравится Alex Strohl, мне очень нравится цвет его фотографий, Hannes Becker, Benjamin Hardman. Из русских я очень люблю Ярослава Шураева, считаю, что он очень хороший фотограф, Илия Воскресенский, Игорь Цыбульский.

Ты снимаешь только на профессиональную технику или на телефон тоже?

AM: Только на профессиональную технику. Если в старое залезть, то там можно найти наши с Настей снимки на телефон, но сейчас вообще нет, Инстаграм перестал быть сетью для мобильной фотографии, и по качеству снимки на телефон проигрывают, естественно. Это не значит, что нельзя хороший кадр на телефон сделать. Можно! Но если говорить о профессиональном развитии, то, конечно, это только профессиональная камера и оборудование.

А что думаешь о беззеркальных камерах?
AM: Камера — это прежде всего инструмент, и беззеркальные камеры — не исключение. У них свои плюсы и минусы, поэтому тут просто надо понять, подходят ли они под ваши цели. Лично мне не подходят, разве что камеры Sony, так как это полный кадр. Но у них много других моментов, которые меня смущают. Вообще, потенциально это прекрасный способ экономить место в рюкзаке, но для этого нужно еще несколько лет.

На что сейчас фотографируете?
AM: Nikon D810, Nikon D750.

То есть приложениями для мобильной обработки вы с Настей не пользуетесь?

AM: Нет, почему. VSCOCam всё ещё продолжаем пользоваться и внутренним обработчиком Инстаграма. Всем остальным нет, потому что в принципе любые мобильные обработчики очень сильно портят качество. Поэтому только компьютерная обработка в начале, а телефонная в самом конце, чтобы чуть-чуть сгладить цвета.

Что можете сказать об iPhone 7?

AM: У нас его нет и покупать не планируем. Когда вышел iPhone 6, мы купили «шестые», потому что на тот момент это было актуально, мы тогда думали, что мобильная фотография — это правильный выбор, правильный путь в Инстаграме. Как только мы перестали пользоваться мобильным телефоном в качестве основной камеры, нас перестало это интересовать. Но у нас уже чисто профессиональные отношения с техникой, поэтому на нас нельзя так равняться. Если расценивать камеру iPhone 7 как телефонную, то такая модель — вообще класс, там всё супер.

То есть камера в мобильном телефоне — это для любителей?

AM: Не сказал бы. Тут дело в цели. Во-первых, понятие «любитель» и «профессионал» сейчас очень сильно размыто. По сути, человек, который фотографирует на паспорт, — это профессионал, а тот человек, который красиво снимает, но не получает деньги — это любитель. И если говорить о профессиональном развитии и о зарабатывание денег, то, да, iPhone 7 вообще не имеет смысла. А если говорить о просто красивой съёмке, то тут уже неважно, на что снято. Красиво можно снимать и на айфон.

Какой настроение вы вкладываете в свои фотографии?

AM: Во все фотографии мы пытаемся вложить, наверное, северное настроение. Мы чаще всего путешествуем в северные регионы и работаем чаще там. Это очень близкая для нас атмосфера.

Шетландским островам
Саксун, Фарерские острова

Задумывались ли вы с Настей над созданием фотографии с концепцией, мыслью?

AM: Да, но реализация и донесение такой мысли лежит за пределами одной фотографии. Есть и идея, но рассказывать о ней пока что нет смысла, наверное, потому что мы далеко ещё от её реализации. И это, опять же, не ограничивается только фотографией.

Есть, скажем, три основных правила качественного снимка, которых ты придерживаешься? Или принципы, которые у тебя со временем появились.

AM: Наверное, первое и самое золотое правило — это снимать как можно больше, независимо от места, пытаться искать вдохновение везде. Понятно, что все так говорят, но дело в том, что это действительно единственный способ расти. И лучше снимать, когда свет помягче, например, во время заката, тогда свет ровный. Относительно композиции есть различные приёмы, вроде диагоналей или правил третей, но насчёт их актуальности тут сложно сказать, потому что, к примеру, Инстаграм сломал правило третей, как таковое, почти. То есть сейчас многие начинают фотографировать от центральной композиции, ориентируясь на экран мобильного телефона. И последнее правило, наверное, очень важное — это всегда пытаться сделать несколько вариантов одного снимка с разной композицией: с центральной, горизонтально, вертикально. У нас, например, один снимок, который вы видите в Инстаграме, имеет по сто дублей.

Может, есть какая-то камера, которую вы бы могли посоветовать начинающему фотографу?

AM: Берите любую камеру, которая понравится и подходит по бюджету, начинать фотографировать можно с чего угодно. Да и в целом, камера имеет второстепенную роль, люди слишком много уделяют внимания технике.

Какую музыку ты обычно слушаешь? Работаешь ли ты под музыку?

AM: Да-да, постоянно. У нас с Настей разные предпочтения для обработки: она обрабатывает фотографии под кино, под фильмы. А я обрабатываю только под музыку, под кино не люблю, потому что я отвлекаюсь. Под какую музыку? Это чаще всего какой-нибудь лёгкий trip-hop, ambient, что-нибудь простое, чтобы несильно отвлекаться, чтобы оно шло просто равномерно. А когда едешь на машине во время путешествия, то хочется что-нибудь атмосферное, неоклассику, например, но с этим тоже можно переборщить. В прошлом марте я был на Шотлондах две недели и слушал только одного Макса Рихтера, а к концу путешествия слушал уже только американскую попсу по радио, потому что немного устал от серьёзной музыки.

А какие фильмы любит Настя?

AM: Её вдохновляют фильмы такие, как «Perfect Sense» («Последняя любовь на Земле»). Есть люди, которые сугубо ориентируются на кино не для всех, мы с Настей стараемся так вообще не делить. Главное — чтобы фильм нёс что-то хорошее, заставлял задуматься, внести что-то хорошее в душу.

Есть любимые книги или литературные авторы?

AM: Ну тут тоже, скорее, зависит от определённых моментов в жизни. Нет такого, чтобы одна и навсегда. Когда-то меня очень сильно впечатлила Айн Рэнд с «Атлант расправил плечи», а ее вторая книга «Источник» — не настолько, а через какое-то время я понял, что «Атлант» мне вообще не близок по духу, а «Источник» всё-таки остался среди любимых книг. По настроению, но абсолютно непонятно почему, нравится очень сильно Томас Вульф и такие книжки, как «Взгляни на дом свой, ангел». Но в них мало кто что-то находит. И я сам даже не могу объяснить, почему мне они так нравятся, скорее всего это какой-то определенный взгляд на мир. Ещё нам с Настей очень нравится Питер Мэй, у него как раз всё то, что мы любим: север Шотландии, малое количество людей, атмосфера Северной Атлантики.

Шетландским островам
Маяк на мысе Sumburgh

Сегодня многие хотят путешествовать. За время ваших путешествий накопились какие-то лайфхаки?

AM: Люди очень часто стараются в одно путешествие включить как можно больше разных мест для посещения. Этого вообще, как мне кажется, делать не надо. Это, наверное, самый важный совет. Наш с Настей подход заключается в том, что мы стараемся как можно дальше держаться от столиц. Мы когда приезжаем, то чаще стараемся как можно быстрее попасть в какую-нибудь сельскую местность, в деревушку. Потому что часто столица хуже всего отображает жизнь этого места, этой страны. Это больше про большие города, тот же Лондон, например, или Париж, куда приезжают не только туристы, но и другие люди на работу со всей страны.

И последний вопрос. Не так давно у вас появился новый проект Russian Exporers. Можно пару слов об этом?

AM: Цель нашего проекта — объехать все регионы России и показать их под новым углом. В передаче мы хотим рассказывать о вещах, которые интересны именно молодым людям: фотография, путешествия, самые красивые места и как до них добраться, а также что интересного происходит в этих регионах. Формат: основная команда из 8 Instagram фотографов (в каждом выпуске будет разный состав, но всегда несколько человек) приезжает в регион и встречается с местными активными молодыми людьми, которые показывают свой край с новой стороны. Тем самым мы хотим изменить вектор мышления молодых людей и направить усилия на развития внутреннего туризма среди молодых поколений.

Автор публикации

Екатерина Слизова