Эйлин Грей: модерн в архитектуре и предметном дизайне в 30-х

  • 5 Апрель, 20171071

Кажется, Эйлин Грей не особо интересовала мир, хотя и работала всю жизнь, создавая вещи, ставшие иконами предметного дизайна. На склоне лет она твердо знала, что забыта, но по сути, модерн имел женское лицо.

предметном дизайне
Дом E-1027 в Рокбрюне (Франция) в котором жила Эйлин Грей

«Дом — это не машина, в которой живут люди; это их внешний вид, это их широкое представление о мире, их бытие-в-мире, их духовная эманация»

Эйлин Грей, ирландка по происхождению, получила образование художника в Лондоне — это не считалось эпатажным, в отличие от образования архитектора для юной особы. Переехав в Париж, она изучила технику лака, начала проектировать мебель, съездила в Северную Африку, чтобы изучить искусство ткать ковры.

В 1913 году начинает экспонировать свои работы в салоне Artistes Décorateurs. Первым важным клиентом становиться Жак Дусе — великий модельер.

Во время Первой мировой войны водит машину скорой помощи где-то в Лондоне. Вернувшись в Париж, теперь она ездит в открытом автомобиле, в машине рядом с ней ее возлюбленная Дамия — певица кабаре, а на заднем сидении их питомец черная пантера.

Эйлин Грей много работала и мыслила категориями модерна, пока все еще утопали в замысловатом ар-деко. Целых пять лет ей потребовалось (1917 — 1922), чтобы выполнить заказ на оформление квартиры Матье Леви. Она создала интерьер с нуля, ею были разработаны архитектура помещения, вся мебель и система освещения. Это было радикально — форма её кресла Bibendum напоминала шину Michlin, а форма кушетки Pirogue — индейскую лодку, на последней Эйлин позирует на большинстве сохранившихся фотографий.

Об этом проекте писали и The Times, и Guardian — это был триумф, хотя для многих Грей казалась сумасшедшей богачкой, которая на досуге стала проектировать.

В том же 1922-ом она открывает галерею под именем Jean Désert. Здесь располагается множество предметов мебели, сделанных из кожи, пробки, дерева и стали. Они не были жесткими или холодными, но были разнообразными и, главное, удобными. Комфорт и эстетичность — главные соображения Эйлин.

Эти же принципы были использованы при постройке первого её дома Е 1027. Тогда она и еще двое рабочих на Лазурном берегу возвели образец модернистской эстетики. Белое, частично автономное, подвесное здание впечатляет благодаря бесчисленным, продуманным, дистинктивным структурам, выполненным в мельчайших деталях. Удлиненный балкон расположен перед высоким стеклянным фасадом, откуда отвесные ступени ведут вниз в сад. Жилые помещения выходят на южную сторону, откуда открывается великолепный вид, а спальная зона защищена от зрителей.

«Как и музыка, работа имеет смысл только тогда, когда её свидетелем является любовь», — написала Эйлин Грей в записной книжке.

Дом принадлежал Эйлин и ее возлюбленному Жану Бадовичи. «Е» — первая буква имени Eileen, «10» — порядковый номер буквы «J», «2» — номер буквы «B», а «7» — первой буквы её фамилии.

«Я всегда любила архитектуру больше, чем что-либо, но не думала, что смогу ей заниматься»

предметном дизайне

Это здание стало архитектурным салоном, но Эйлин никогда не выходила к посетителям — стеснялась. А гости в это время проваливали попытки усесться на ускользающий по рельсам табурет и называли это все «механическим балетом». Как-то раз гармонию белоснежного дома-корабля нарушил Корбюьзе — восемь стен покрыл цветными росписями. Эйлин не придиралась к качеству его работ, она догадывалась, что еще непризнанный архитектор объявил ей «тихую войну». За следующие 15 лет пространство вокруг дома Грей заполнили постройки Корбюзье, позже все это превратилось в его мемориал. А 1965-ом он утонет, плавая в море напротив Е 1027.

В 1932 году Эйлин начинает строительство нового дома Tempe à Pailla. Она не переставала работать, но, кажется, любовь ушла из её вещей. Некоторые предметы, разработанные Грей, тогда продавались за огромные деньги, например, ширмы, состоящие из лакированных поворотных блоков. Это был новый предмет — звено между мебелью и архитектурой. Приглашения на свои собственные вернисажи она не принимала, если приходила, то инкогнито — её почти никто не знал в лицо. За всю жизнь Эйлин не входила в состав каких-либо творческих объединений или женских движений. Она была воспитана в богатой, многодетной семье, не искала успеха, славы.

Только в 1968-ом о ней вспоминает Джозеф Рукверт и пишет статью, после которой начинаются ретроспективные выставки её работ — в Великобритании, Австрии, США, предметы появляются на торгах. Но Эйлин тогда было уже за 90, и она сама знала себе цену.

Единственное, она сотрудничает с производителем мебели, и Арам Зеев воспроизводит три предмета интерьера. Так, ширма Brick Screen, выпущенная в 2011 году лимитированной серией из 75 экземпляров, становится лучшим re-edition года, по мнению британского журнала Wallpaper. А оригинал уходит на аукционе Christie’s за 1,3 млн. евро.

Ценовой рекорд на произведение декоративно-прикладного искусства 20 века устанавливает её кресло, украшенное драконами (1917 —1919). Находившееся в коллекции Ива Сен–Лорана, оно уходит с торгов за 28,3 млн. долларов. Те два года, ушедшие на создание этого предмета, Эйлин Грей наносила слой за слоем лак и сушила его в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала.

В 1976–ом Грей умирает в своей квартире в возрасте 98 лет. Незадолго до смерти сжигает все своим письма и фотографии. Её теперь можно увидеть только на считанных фотографиях когда-либо попавших в журналы.

«Я рад возможности рассказать вам, что в немногие дни, которые я провожу в этом доме, я научился ценить редкий гений, который разграничил внутреннее и внешнее; редкий гений, который придал современной мебели и сооружениям такую возвышенную, чарующую и оригинальную форму», —  писал Карбюзье в 1937 году. И это письмо было единственным, которое Эйлин не бросила в камин, разбирая свой архив.

Интересная история — человек имел возможность не менять характер отношений со своим произведением (что бы это ни было: стул или дом) и работать в своё удовольствие всю жизнь. Эйлин делала, что хотела, и многое успела. Ей было решительно все равно, что о ней подумают при жизни или после её смерти.

О Эйлин Грей и её творчестве сняли фильм, его нужно посмотреть и узнать немного больше.


О другой женщине — одной из самых известных архитекторов современности можно узнать здесь.