Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки

Людвиг Мис ван дер Роэ — ведущий представитель архитекторов-модернистов 20-го столетия. Многие считали его самым немногословным среди архитекторов того времени. Веское слово он выговаривал в своих работах. Знаменитой и лаконичной фразой «Less is more» Мис однажды ответил одному журналисту, выкуривая очередную сигару. Архитектор не лукавил, потому как выражение «Меньше — это больше» передало весь глубинный замысел, которым он руководствовался на протяжении своей долгой жизни в работе.

В этом материале вы узнаете:

Портрет Миса с макетом Иллинойского технологического института

1886-1912 Ранние годы

Родился 27 марта 1886 года в курортном городке Ахене близ границы Германии с Бельгией и Недерландами. Учился в обыкновенной ремесленной школе, а затем стал помогать отцу на семейном поприще в качестве каменотёса. Позднее молодой человек перешел на работу в мастерскую к Петеру Беренсу, который помог самоопределиться Мису и найти свой собственный подход в проектировании сооружений.

Анализируя истоки творчества Миса, угадывались в его взглядах философские проблески Фомы Аквинского, а также Спинозы. И, действительно, неотомизм, который провозглашает вещи как соединение материи и формы, прослеживается в структурной грамматике его работ.

В последний год своей работы с Петером Беренсом Мис руководил проектом здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

Мис ван дер Роэ
Здание Германского Посольства. Санкт-Петербург, 1914. Петер Беренс

После завершения проекта Беренса уже опытный архитектор покидает Россию и едет в Берлин как независимый архитектор.

1912-1921 Начало карьеры

В 1913 году по приезде в Германию Мис открыл своё проектное бюро, где впервые начал пробовать свои идеи. С новым именем наступила новая жизнь. Теперь Людвиг Мис использовал аристократическую приставку «ван дер» и добавил девичью фамилию матери «Роэ».

Людвига Миса ван дер Роэ всегда тянуло к прозрачности и блеску стекол, поэтому он выступал с предложением проекта стеклянных небоскребов в Берлине. Нестандартные идеи архитектора всегда вызывали немалое количество ажиотажа и противоречивых мнений среди критиков. Кто-то считал, что использование таких материалов, как стекло и сталь, помогает постройкам выглядеть элегантно. Кто-то, напротив, утверждал, что такие материалы могут придать монументу сухой и равнодушный вид, который годен только в машинной индустрии, а людям нужен уют. Ни один эксперт не оставался в стороне от оценки идейности Миса, и не раз простота его архитектуры давала повод для размышления.

«Архитектура — это язык. Когда вы очень хороши, вы можете стать поэтом» — Людвиг Мис ван дер Роэ

После окончания Первой мировой войны у общества сформировался некий нигилизм в отношении всей культуры и появилась потребность в свежих идеях и модернизме. Мис незамедлительно начал проводить метаморфозы с таким привычным ему неоклассическим стилем и в 1921 году трансформировал свой старый подход к градостроению, создав проект стеклянного небоскреба Friedrichstrasse. К сожалению, он остался нереализованным, но несмотря на это замысел прославил архитектора. Это стало отправной точкой в его карьере.

Позднее данный эскиз воплотился в реальность в построенных небоскребах в Чикаго и Нью-Йорке.

Началом осуществления основополагающих идей неотомизма в архитектуре Людвига стал проект жилищного комплекса из бетона и стекла в Вайсенхоф. Главным отличием этого здания от ранее придуманного было в том, что использовалась полюбившаяся Мису техника «свободной планировки». В стенах дома были закреплены кухни, санузлы, а остальные помещения имели разные формы и размеры. Характерно для данной постройки то, что несущие стены уже не ограничивались пределами главной коробки, а выходили на внешнюю сторону.

В своих проектах Людвиг выносил на передний план функциональность, которая диктовала будущую форму, в отличие от Ле Карбюзье, который считал, что форма — первоочередное звено во всем проекте.   

Благодаря своим будущим шедеврам конца 20-х годов (Павильону на выставке в Барселоне и вилле Тухендгат — miesbcn.com) Людвиг имел значительное влияние на архитектурном рынке. С его мнением считались многие эксперты, а критики по-прежнему не понимали его минималистической эстетики. Казалось, что Людвиг пропагандирует сверх-модернизм. Его проекты были подобны произведениям искусства. Порой казалось, что в иной момент экспозиция сверхъестественным образом покинет материальный мир. Возможно, в этом и был истинный замысел.

Мис ван дер Роэ
Павильон на выставке в Барселоне

В 30-х годах Людвига пригласили на должность директора школы Баухауза, и он охотно согласился. Но тогдашний политический радикализм не позволил директору раскрыть весь свой профессиональный потенциал, и уже спустя 3 года Баухауз закрылся, а Людвиг переехал с концами в США. Там-то и начался основной период его профессионального развития.

«Мои мысли водят мою руку, а моя рука указывает на то, чего стоят мои мысли»

1930 – 1946 Признание в США

С появлением Людвига Миса ван дер Роэ в Чикаго существовавшее тогда движение к «органической архитектуре» постепенно стало утрачивать свою актуальность и уступило «функционализму». Поговаривали, что по приезде Миса в Америку неизвестный мистер Пристли передал Фрэнку Ллойду Райту (архитектор-новатор, создатель «органической архитектуры» как направления), что Людвиг Мис ван дер Роэ хотел бы с ним побеседовать. Интересно то, что оправданно горделивый Райт отказывал во встречах таким профессионалам, как Ле Корбюзье и Гропиус, но Миса он мало того что принял, так еще и полностью признал все его идеи и труды. Таким образом, незримая эстафета была передана от Райта к Людвигу, и настала эпоха архитектурного функционализма в США.

На Людвига Мис ван дер Роэ переезд в Америку оказал сильное влияние. В работах, которые были спроектированы в Германии, присутствовал кирпич, а теперь основными материалами стали металл и стекло. В связи с тем, что в Америке демократия влияет на все сферы жизни общества, в том числе на территорию их участков, то стоит отметить политику расчерченной территории. Это означало, что каждый квадратик территории на участке является собственностью владельца, и каждый может распоряжаться им по своему желанию. Такая социальная стратегия государства регламентировалась законодательно, и ей уделялось особое внимание. По этой причине Мис ван дер Роэ в своих работах начал использовать модульную сетку. Это было новаторство архитектора, связанное с переменами в его мировоззрении.

Как только Мис обосновался в Чикаго, архитектору предложили стать главой Иллинойского технологического института, и он с радостью согласился. У него появился еще один шанс раскрыться на академической должности. В 1946 году с большим энтузиазмом архитектор принялся делать перестройку всей территории института. Был создан план всего комплекса в виде модульной сетки 7,2 х 7,2 м, чтобы не нарушать целостность всей территории. Также Мис спроектировал отдельные здания, самым знаменитым из них стал Crown hall для архитектурной школы. Здание имеет два этажа: нижний, словно утопленный в землю, и верхний — сделанный из стекла павильон, который будто парит, зависая на двух мощных рамах. Как обычно, сталь и стекло сделали своё дело.

В целом философия Людвига Миса ван дер Роэ базировалась на понимании того, что здание как строение не имеет ценности само по себе. Оно является всего лишь зеркальным отражением текущей эпохи. Строение приобретает свою ценность, когда в нее вкладывается высший смысл.

«Порядок божий и порядок земной — связанные вещи, и если порядок земной не повторяет горний порядок, то он ничего не стоит: это ложный путь».

С 1952 года Иллинойский технологический институт как архитектурный объект обретает свою популярность. Crown hall по сей день неразрывно связан с именем Людвига Миса ван дер Роэ.

Мис ван дер Роэ
Иллинойский технологический институт, 1950-1956

1946-1958 Новый этап в творчестве

Этот период в жизни архитектора знаменателен переменами в общем облике его работ. Теперь вся конструкция строений выносилась наружу, а внутри ничего не оставалось. Самым главным примером нового подхода Миса явился знаменитый, так называемый «Стеклянный дом» за городом для Эдит Фарнсуорт. Эдит была известным хирургом в Чикаго в то время и доверила не менее известному архитектору этот проект. Такой выбор основывался не только на объективном предпочтении в пользу профессионального архитектора, но также тому поспособствовали чувства, которые возникли между Эдит и Мисом. Заказчица очень хотела необыкновенный дом, который отличался бы от всего того, что предлагал архитектурный рынок. Для своей возлюбленной Мис хотел сделать действительно нечто грандиозное. Он планировал воплотить в реальность все свои минималистические идеи, которые вынашивал на протяжении тридцати лет.

В будущем произведении, по задумке архитектора, не должно было быть никаких лишних деталей, которые могли бы отвлекать от природы. В этой новой идее Мис всё так же преследовал главную философскую тематику своих работ о «единстве бытия и горнего порядка», но уже с новыми элементами и задумками. Людвиг исполнил желание Эдит и спроектировал неординарную постройку из двух плоскостей, третья — в виде приподнятой террасы и из восьми колонн, прилегающих снаружи. Ожидания Эдит не оправдались, и в бешенстве она подала в суд на своего уже бывшего любовника, потому как, помимо неоправданных ожиданий, Мис выставил счет на сумму 73 000 долларов (в наше время равносильно 500 000$) за свои услуги. «Что же... Любовь уходит, когда приходят деньги», — говорил комик-философ Граучо Маркс. Наверняка, Эдит Фарнсуорт даже представить не могла, что в дальнейшем её загородный дом станет экспонатом в музее современного искусства.

Мис ван дер Роэ, Дом Фарнсуорт, Farnsworth House
«Стеклянный дом» Эдит Фарнсуорт, 1951
Мис ван дер Роэ, Дом Фарнсуорт, Farnsworth House

Чикагские и нью-йоркские небоскребы тоже сыграли большую роль в творческом портфолио архитектора. Наиболее известными жилыми небоскребами Людвига являются строения на Лейк Шор Драйв 860/880 (1952 г.), которые занесены в список официальных достопримечательностей Чикаго. Самым знаменитым небоскребом в Нью-Йорке стал Сигрэм Билдинг в 1958 году. Конструкцию Сигрэма можно наблюдать и сейчас на многих бизнес-центрах по всему миру. Очередное новаторство Миса заключалось в предложении сдвинуть небоскрёб от основной линии вглубь квартала. Таким образом оставалось пространство, чтобы расположить перед строением фонтан. Людвиг стремился уйти от основных принципов функционализма, чтобы вписать дизайн здания в облик города. Для этого он навесил на строение внешние профили, которые использовались в качестве декорирующих элементов. Такие элементы не играли роли в конструкции, лишь визуально украшали небоскреб. Все несущие части разместились внутри здания и были скрыты.

Мис ван дер Роэ
Небоскребы Лэйк Шор-Драйв в Чикаго, 1952
Мис ван дер Роэ
Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке, 1958

1961-1969 Последние годы

17 августа 1969 года в Чикаго после продолжительного сражения с раком пищевода Мис ушел из жизни. Многие из его впечатляющих проектов сохранились по сей день и восхищают своих посетителей инновационным дизайном. Несмотря на его переезды, влияние общества и эпохи, Мис ван дер Роэ оставался верен своей эстетике. Возможно, именно прогрессивная философия дизайна сделала его работы такими значительными как для архитекторов-последователей, так и для простых обывателей того времени. «Я попытался создать архитектуру для технологического общества», — сказал он в New York Times. — Я хотел сохранить все разумное и ясное — создать архитектурные проекты, которые любой может сделать».

Основные принципы и характерные черты работ

В проектах Людвига Мис ван дер Роэ всегда присутствовали некоторые закономерности, которых он придерживался. Архитектор вывел 3 главных принципа:

  1. Принцип заключается в том, что архитектура имеет прямую связь с историческим периодом, в разрезе которого её рассматривают. То есть она является следствием влияния определенной эпохи.
  2. В качестве следующего принципа Людвиг выдвигает тезис о том, что «архитектура — это язык, который подчиняется дисциплине и грамматике». Считается, что сами конструкции строений и их функциональное выражение играют второстепенную роль.
  3. Последним принципом стало убеждение Миса в том, что главная цель проекта — проработка его структуры.

В своих лекциях студентам Людвиг старался объяснить различия между главными понятиями в его принципах, приводя в пример стиль древних построек римлян. По его мнению, не существует какого-то грандиозного творческого подхода в создании шедевра, где здание могло бы удивительным образом удовлетворять функциональные потребности общества и при этом влюблять в свой внешний облик. Перед архитектором стоит конкретная цель — отобразить стандартные и обезличенные вещи, которые присущи эпохе.

Мис считал, что не имеет смысла пытаться раскрывать свой художественный потенциал, когда людям нужно всегда нечто определенное. Любые ухищрения бесполезны, потому как попасть в точку можно лишь благодаря пониманию настроя общества.

Структурная грамматика для Людвига Мис ван дер Роэ — это результат перехода конструкции в структуру. Проще говоря, пока кирпичная стена — это способ кладки, то это конструкция. Когда происходит отбор среди всех вариаций конструкций, то это уже структура.  А когда есть и конструкция, и структура, то весь процесс перехода от одного этапа к другому — это и есть структурная грамматика.

Характерные черты работ Миса:

1. Всевозможные перестановки конструкций, пересечение плоскостей и избегание углов

Все стены в проекте играли больше декоративную роль, так как архитектор стремился уйти от громоздкой несущей стены. На первый взгляд они напоминают, скорее, перегородки.

2. Полная или выборочная замкнутость всего строения

Дома имеют внешний невидимый контур, который обрамляет всю композицию и разделяет мир гармонии от остального пространства. Стены могут либо оставаться в очерченном периметре, либо пересекать его.

3. Металлический каркас

Наиболее яркий пример — это небоскребы в Чикаго и Нью Йорке. Так или иначе, каркас можно разглядеть во всех сооружениях Людвига Миса ван дер Роэ. В 2011 году в Канаде завершили реконструкцию бывшей автозаправочной станции Imperial Oil, которая была спроектирована Мисом в 1969 году. Во время реконструкции первое, что сделали строители — это покрасили в черный цвет стоечно-балочный каркас, который был сварен из стальных деталей.

«Итак, у здания есть «кости» (каркас) и «кожа» — например, стекло. Если кости, как им и положено, будут находиться под кожей, то нет нужды использовать отдельные оконные конструкции».

Мис ван дер Роэ, imperial oil
Автозаправочная станция, 1969. Реконструкция в общественный центр, 2011
Мис ван дер Роэ, imperial oil

Знаменитые работы Людвига Мис ван дер Роэ

Мис оставил после себя самое главное культурное наследие, а именно — свой стиль. Его старалось повторить большое количество архитекторов, но тем не менее прототипов работ, которые бы полностью передавали мисовскую идеологию и логику, так и не было спроектировано. Рука мастера имела свой уникальный и неповторимый почерк. В его честь в наше время создали архитектурную премию — Премия имени Людвига Миса ван дер Роэ. Раз в два года жюри номинирует и награждает выдающиеся проекты. 

Дом Риля

Мис ван дер Роэ
Дом Риль в Потсдаме, 1908

Свой самый первый самостоятельный архитектурный проект — дом Риля — Людвиг построил, когда ему был всего лишь 21 год. В проекте здания еще нельзя увидеть характерных черт профессионального архитектора. Работа выглядит сдержанно и никак не выделяется среди остальных жилых домов. Знаменитый Мисовский почерк сформировался позднее, но начало было положено.

Вилла Тугендхат

Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат
Вилла Тугендхат в Брно, 1928-1930
Мис ван дер Роэ, Вилла Тугендхат

Вилла Тугендхат по праву считается символом архитектурного модернизма того времени, а также является одной из самых знаменитых работ архитектора. Вилла спроектирована для семьи Тугендхатов в 1928-1930 гг. в Чехии, Брно. Впервые Мис использовал железный каркас, чтобы уйти от поддерживающих стен, которые перекрывают свет. Большое значение было уделено дизайну. В доме не было никаких живописных картин или дополнительных элементов декора. Всё это было лишним, так как впечатление создавалось благодаря материалам с природной текстурой (оникс или древесина). Интересной особенностью стены из оникса является то, что с наступлением заката она меняет свой оттенок. Также из-за того, что Вилла построена на возвышенности, вниманию хозяев дома представлялись прекрасные виды из больших окон.

Увлеченный этим проектом Людвиг Мис ван дер Роэ создал мебель, подходящую под заданный интерьер. Кресла Тугендхат и Брно до сих пор находятся в массовом производстве, и даже смена эпохи не способствовала устареванию этих моделей. Стоимость одного такого кресла на текущий момент колеблется в пределах от 2000-2500$.

В настоящий момент Вилла Тугендхат внесена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, а само здание используется как музей и является одной из главных достопримечательностей Брно.

Кресло Barcelona

Кресло Barcelona, 1929
Кресло Barcelona, 1929

Мис считал, что кресло — это сложный предмет, так как оно должно быть и крепким, и легким, и удобным. Однажды он даже пошутил, что сложность в строительстве небоскребов не сравнится со сложностью проектирования хорошего кресла. Действительно, мебельное производство очень затягивало Миса, и такая увлеченность архитектора дизайном принесла большие плоды. В наше время стоимость одного кресла Barcelona от 70 000 рублей.

Людвиг стремился сделать свою мебель элегантной, солидной и не для всех. Больше он ориентировался на людей высшего общества. Потому такая высокая стоимость кресла абсолютно оправдана, ведь даже король и королева Испании использовали его как трон.

Здание новой Национальной галереи

Здание новой Национальной галереи
Здание новой Национальной галереи в Берлине, 1962-1968

В 1961 году Людвигу Мис ван дер Роэ предложили построить здание музея. В этом строении должны были поместиться коллекции искусства 20 века из Западного Берлина. До этого Людвиг создавал проект для офиса компании «Баккарди», который в конечном итоге не был реализован из-за тогдашней революции на Кубе. Архитектор принял решение приспособить макет для музея и позднее переехал в Берлин, чтобы лично руководить стройкой.

В 1968 году Новая национальная галерея открылась. Это был последний проект в жизни архитектора.

Мемориальная библиотека им. Мартина Лютера Кинга

Мемориальная библиотека имени Мартина Лютера Кинга
Мемориальная библиотека имени Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне, 1972

После смерти Людвига некоторые из нереализованных при жизни проектов достраивались. Одним из таких проектов стала Библиотека им. Мартина Лютера Кинга (единственная работа архитектора в Америке). Строение стало символом модернизма в Вашингтоне.

Интересные факты из жизни и творчества архитектора


А вот наша статья про еще одного влиятельного и знаменитого архитектора — Ле Корбюзье. Как и Роэ, он был революционером в архитектуре своего времени, чьи идеи впечатляют и вдохновляют нас до сих пор.