Виниловый проигрыватель Braun: веха в истории промдизайна

BRAUN SK55 — «Мона Лиза» в мире промышленного дизайна. Этот виниловый проигрыватель считают одним из самых важных товаров за всю историю марки Braun. Он определенно заслуживает того, чтобы войти в историю дизайна как один из самых элегантных представителей мира потребительской электроники.

Сегодня это уже артефакт. Однако Эндрю Киму (англ. Andrew Kim), дизайнеру из Лос-Анджелеса, выпала возможность приобрести BRAUN SK55. Losko перевел статью из его блога, где он делится своими впечатлениями об устройстве.

Дело нескольких поколений

Компания Braun появилась в 1921 году. Её основателем был Макс Браун (англ. Max Braun). Именно под его началом компания стала одним из ведущих производителей радиоэлектроники в Германии. Макс Браун ушел из жизни в 1951 году, и управление бизнесом перешло к его сыновьям — Артуру и Эрвину. Именно тогда произошел интересный перелом в истории Braun.

Эрвин Браун расценивал компанию как культурный проект. Он построил коллектив, в котором выше всего ценился дизайн, и нанял таких людей, как Вольфганг Шмиттель (англ. Wolfgang Schmittel), чтобы обновить визуальный посыл и маркетинг Braun. Казалось, что это и есть недостающая деталь пазла, которая не позволяла компании добиться по-настоящему большого успеха. После смерти отца Эрвин и Артур решили переработать дизайн выпускаемых продуктов.

Переосмысление потребительской электроники

Первой попыткой показать миру новый промышленный дизайн стал проигрыватель SK4. Этот продукт называли Phonosuper — он совмещал в себе функции радиоприемника и проигрывателя виниловых пластинок. Разработкой дизайна SK4 занимались Дитер Рамс (англ. Dieter Rams) и Ханс Гугелот (англ. Hans Gugelot).

В ту эпоху все подобные устройства изготавливались из дерева и щедро покрывались различными исключительно декоративными орнаментами. В Braun хотели избавиться от этих излишеств и сконцентрироваться на продукте, а не на фурнитуре.

Гугелот и Рамс разработали прототип SK4, корпус которого полностью изготавливался из листового металла с порошковым покрытием, за исключением боковых панелей — они сделаны из вяза. У каждой детали было функциональное предназначение. SK4 должен был стать первым устройством, созданном на современном языке дизайна. Однако, была одна проблема.

Крышка прототипа также была изготовлена из листового металла и при работе на большой громкости начинала дребезжать. Дитер Рамс предложил использовать для её изготовления плексиглас. Именно в этот момент история дизайна изменилась навсегда.

Сочетание прозрачной крышки и корпуса белого цвета было безумно смелым и прогрессивным решением в 50-е годы. В это время все использовали деревянные проигрыватели и приемники, больше походившие на большие платяные шкафы. Несмотря на это SK4 стал невероятно успешным продуктом после выхода в продажу в 1956-м. Он был глотком прохладной воды в пустыне ужасного дизайна.

Рыночный успех SK4 вызвал зависть и страх среди конкурентов. Устройству даже дали уничижительное прозвище «гроб Белоснежки». Однако это сделало продукт с инновационным дизайном ещё более узнаваемым и запоминающимся.

виниловый проигрыватель
Скетч Braun SK4 от Дитера Рамса, 1956

SK4 завоевал для Braun репутацию прогрессивной, инновационной компании. Дитер Рамс возглавил департамент дизайна в 1961 году и открыл путь развития промышленного дизайна, по которому за ним последовал весь мир. Бренд Braun стал ассоциироваться с функциональными, честными устройствами. Принципы, установленные в то время, и по сей день позволяют нам отличать выдающийся дизайн от посредственного.

Итеративное развитие

Как Apple сегодня, в Braun верили в мощь итеративности. Компания выпустила много наследников прорывного проигрывателя SK4, при этом каждый следующий становился ещё более утонченным, чем предыдущий. Последней в этой линейке стала модель SK55. Её продажи начались в 1963 году.

Braun SK55

Тонкая визуальная гармония — первое, что бросается в глаза, когда раз видишь Braun SK55. Сразу видно, что дизайн этого устройства — продукт невероятно кропотливой работы. Одним из стимулов, сподвигнувших компанию переосмыслить дизайн, было желание очиститься от последствий этической и эстетической катастрофы, которая произошла в эпоху нацизма в Германии. Так что понятно, почему SK55 выглядит настолько чистым, теплым и честным.

Как и у SK4, корпус SK55 изготовлен из изогнутых листов стали, обрамленных вязовыми панелями по бокам. По современным стандартам методы изготовления были использованы довольно примитивные, но это компенсируется точностью сборки и подгонки деталей. Даже сегодня многие такие проигрыватели выглядят свежо и солидно.

Прозрачная крышка — именно то, что делает «гроб Белоснежки» столь особенным продуктом. Она до сих пор выглядит современно и свежо. Именно она стала визуальной подсказкой, к которой обращалась Apple при дизайне многих своих продуктов. Благодаря крышке, SK55 воспринимается как музейный экспонат: вы можете рассмотреть все детали проигрывателя, но обращаться с ним нужно уважительно и осторожно.

Влияние Дитера Рамса

Дитер Рамс часто упоминает о японском влиянии на его дизайн. Кажется, что SK55 — одно из наиболее ярких подтверждений этого. Здесь и строгая организация, и сдержанность, и функциональность размещения элементов, которая напоминает о японской архитектуре. Однако это скорее не отсылка, а вольный перевод японской философии на язык немецких ценностей.

Линейка устройств Braun SK поставила поворотную точку в истории дизайна — электронику перестали маскировать под мебель, она стала самостоятельной, отдельной сущностью. SK55 органично вписывается в интерьер: устройство учтиво сливается с окружающей обстановкой до тех пор, пока вы не начинаете использовать его.

BRAUN SK55 в деталях

Подняв крышку SK55, можно испытать удивительное чувство. Сегодня, чтобы включить музыку, нужно всего лишь провести пальцем. Здесь же это целый ритуал, который начинается с откидывания крышки.

Петли крышки тоже заслуживают внимания. Эти невероятно тонкие элементы аккуратно интегрированы в деревянные панели. Петли и их болты обработаны одинаково, что снижает уровень визуального шума.

Чтобы крышка не издавала громких и неприятных звуков при закрытии, на неё поместили крохотную подушечку войлока.

Крышку можно зафиксировать в двух положениях: примерно 75 и 90 градусов. Для фиксации используется простая металлическая планка с крючком на одном конце.

Органы управления

Управление SK55 ориентировано на простоту. Здесь не найти симпатичных, но сбивающих с толку орнаментов. Все разработано и расположено так, чтобы этим было легко пользоваться.

Ранние модели серии SK поставлялись со светло-серыми регуляторами, что выглядело ещё более элегантно и симпатично. Графитовый цвет органов управления в новых моделях был выбран, чтобы повысить контрастность и, как следствие, удобство использования.

Пять кнопок переключают режимы работы SK55. Первая включает устройство, вторая переводит его в режим проигрывателя, а следующие три используются для выбора радиодиапазона.

Поворотный регулятор с оранжево-красной точкой отвечает за настройку частоты приема сигнала. Обратите внимание на то, как цвет этой точки соотносится с указателем на шкале частот. Это попытка указать пользователю устройства на функциональную связь между ними.

Типографика шкалы заслуживает отдельного внимания. Видно, насколько дизайнеры поработали над этим элементом, как хорошо читаются и насколько приятно выглядят все символы.

Оставшиеся поворотные регуляторы настраивают звучание: высокие, низкие частоты и громкость.

Управление при помощи регуляторов и физических кнопок постепенно уходит в прошлое. И это досадно, потому что такие устройства как SK55 позволяют получать эстетическое удовольствие, когда видишь, как тактильно приятный поворот ручки превращается в плавное движение указателя на шкале.

Шарм виниловых пластинок

SK55 — это не только приемник, но и проигрыватель. Звукосниматель здесь изготовлен из изогнутой алюминиевой трубки и также отличается невероятно чистым дизайном. Он примечателен удивительной матовой текстурой. Что-то похожее можно встретить на камере Apple iSight.

Итак, если первая часть ритуала — поднятие крышки, то второй — установка пластинки. В Braun позаботились и об этом. Чтобы крышка не задевала установленную пластинку, в задней её части расположили дугообразный вырез.

На окончании звукоснимателя расположена пластиковая оболочка, из которой выступает небольшой рычажок. Обратите внимание на то, что этот элемент изготовлен из пластика того же цвета, что и кнопки, которые отвечают за управление проигрыванием. Ещё один пример демонстрации функциональной связи.

SK55 — первый проигрыватель серии SK, в котором Braun для поддерживания пластинки используется резиновый мат, а не небольшие резиновые выступы. Это не столь эстетично, но зато более функционально и удобно в использовании.

Регулятор скорости проигрывания — небольшая, но примечательная деталь. Во-первых, мы видим здесь тот же графитовый цвет, что и на звукоснимателе. Во-вторых, он эффектно скруглен и повторяет часть контура пластинки. Также здесь не найти режима 78 об/мин, который был необходим для старых грампластинок.

Звукосниматель имеет приятную регулировку веса из шлифованного металла.

Что же о качестве звучания, то SK55 можно назвать середнячком. Перед серией SK никогда и не ставилась задача добиться высочайшей точности воспроизведения. Она должна была донести до покупателей преимущества прогрессивного дизайна, что и помогло Braun преуспеть. Как только имя компании стало узнаваемым брендом, она выпустила серию действительно профессионального аудиооборудования.

Дизайн корпуса

Одно из важных эстетических отличий SK55 от других моделей серии — внедрение центральной вертикальной планки в решетку динамика для большей структурной поддержки.

Время не щадит никого. В случае SK55 оно безжалостно прошлось по нижней части устройства. Она выполнена из плотного картона, который деформировался и покрывался царапинами в течение многих лет. Но и здесь есть фирменная черта Braun — довольно бесхитростная, но функциональная, решетка из круглых вентиляционных отверстий.

Типографический подход к оформлению нижней панели так же прост и функционален. Здесь есть маленькое окошко, в котором можно увидеть для сети с каким напряжением предназначен конкретный экземпляр — 110 или 220 Вольт.

В качестве прослойки между нижней частью боковых панелей и поверхностью, на которой будет стоять проигрыватель, используются полоски войлока, вставленные в специальное углубление.

Задняя панель SK55 — зеркальное отражение передней, на которой тем не менее продумано расположение и внешний вид каждого элемента. К примеру, черная панель с аналоговыми входами и выходами больше похожа на декоративный, нежели на функционально необходимый элемент. На ней есть разъёмы для подключения внешних радиоантенн, пленочного рекордера и стандартный немецкий DIN-коннектор.

Почтенный возраст

В этом году модели SK55 исполнился 51 год, но до сих пор она является чуть ли не эталонным примером промышленного дизайна. Интересно вот что: есть ли сегодня на рынке такой продукт, который будет задавать высокую планку для потребительской электроники в течение хотя бы нескольких следующих десятилетий?


Если вам интересно, что еще делал Дитер Рамс, загляните в статью о его биографии. Также вам наверняка захочется узнать о других стильных и минималистичных предметах быта.

Автор публикации

Александр Великоречин