Как настольная лампа Anglepoise убедила себя полюбить

Задумывались ли вы о том, как относитесь к предметам, которые покупаете? Что значат для вас эти вещи? Вы пользуетесь телефоном, пока он работает, или меняете его каждый год на новую модель? Что для вас важнее: качество или внешний вид?

Мир вещей

В наше время мысль о том, чтобы сохранить какой-то предмет и передать его внукам, кажется дикостью. Во-первых, потому что отношения современного человека и новых вещей лишены глубины. Во-вторых, не так уж много компаний выпускают товары, способные «дожить» до наших внуков.

Один из первых рекламщиков Эрнест Эльмо Калкинс разбил все товары на две категории. Те, которыми мы пользуемся, например, столовые приборы или телефон. И те, которые мы расходуем: зубная паста и карандаши. Основываясь на этом, производители стараются сделать так, чтобы люди расходовали товары, которыми они пользуются.

В погоне за прибылью производители изобретают улучшенные версии товаров и убеждают потребителей заменять старые модели на новые. В итоге люди выходят из переполненного вещами дома и ставят палатку у магазина Apple, чтобы первыми купить новый девайс. Через год ситуация повторится.

Мир вещей сейчас переживает взрывной рост, а культура потребления находится в глубоком кризисе. Несмотря на это существуют предметы, которые неподвластны влияниям моды. Они остаются с нами десятилетиями и не утомляют.

В этой статье вы узнаете, какими свойствами обладают предметы, которые служат долгие годы и не надоедают. Для примера мы возьмём легендарную настольную лампу Anglepoise.

Культовая настольная лампа Anglepoise

Лампа Anglepoise — продукт, который выпускается и пользуется спросом уже 84 года. Это первая настольная лампа, у которой можно было менять угол наклона ножки и плафона.

История

В своём гараже автомобильный инженер Джордж Карвардин изобрёл инновационный механизм: шарнир, который фиксируется в любом положении при помощи пружин. Со своей разработкой Джордж пошёл в компанию производящую пружины — Terry’s. Через 3 года компания выпустила новый продукт: лампа Anglepoise модели 1208, в которой применялся механизм Джорджа.

Модель 1208 выглядела грубо и массивно. По этому первыми её функциональность оценили рабочие в мастерских. Слухи о новом изобретении быстро распространились. Вскоре в компанию начали приходить письма с просьбами разработать дизайн более подходящий для жилого помещения.

Джордж Карвардин и штатный дизайнеры Terry’s ответили на просьбы новой моделью 1227. Лампа выглядела более компактной и не такой суровой, как предыдущая модель. Три года спустя Джордж сконструировал новую версию этой же лампы: абажур стал больше, а световой поток мощнее. Теперь Anglepoise 1227 с новым механизмом — классика, которая стала архетипом настольных ламп.

Следующая модель Anglepoise 75 вышла только через 30 лет. Её основание теперь не квадратное, а круглое. Также изменилась форма плафона и цвет лампы. За следующие 35 лет компания выпустила еще 2 модели, которые не сильно отличались друг от друга, кроме цветовых решений.

С 2003 года Terry’s сотрудничают с известными дизайнерами, которые обычно работают только над новой расцветкой уже существующих моделей. Правда новые проекты затеваются довольно редко: за 14 лет компания работала лишь с 3 дизайнерами.

«Три кита» лампы Anglepoise

Создавая лампу, Джордж Карвардин придерживался той же точки зрения на вещи, что и Дитер Рамс. Тот и другой мечтали разработать предметы, служащие человеку всю жизнь. Своих целей Джордж добился благодаря «трём китам»: функциональности, качеству и дизайну.

Функциональность

Для чертёжников и проектировщиков лампа Anglepoise стала лучшим другом в работе. Всё благодаря разным основам прибора: зажимам, креплениям для стен и потолка, тяжёлому основанию, которое не даст лампе перевернуться.

Комфортней стало работать и за счёт гибкости лампы: ножка меняет уровень наклона и фиксируется в любом положении, абажур вращается как угодно. Что бы вы не делали с лампой — она сохраняет баланс и не падает. Кажется, что ничего необычного. Но представьте: до момента создания Anglepoise настольные лампы были негнущимися, поэтому, куда падает поток света, решали не обладатели ламп, а дизайнеры.

Ещё одно изобретение, которое улучшило мир ламп и облегчило работу за столом, — непрозрачный абажур с дизайном в виде глубокой, узкой чаши. Теперь свет не рассеивается по всей комнате — плафон направляет его в нужную точку. За счёт такой концентрации света, лампочка в 25 ватт даёт такой же световой поток, как 60 ваттная лампочка в любой другой лампе.

Качество

Думая о будущей лампе, Джордж Карвардин вдохновлялся историями о печатных машинках, которые сопровождали писателей от начала и до конца жизни. Он держал в голове рассказы военных фотографов с их «бессмертными» фотоаппаратами, которые валялись в грязи, падали на землю и при этом оставались целыми. Такой же вечный продукт хотел изобрести и Джордж.

Не особо заботясь о внешней привлекательности лампы, Карвардин сразу определил материалы. Чугун для основания лампы, сталь для зажимов и креплений, прочный алюминиевый сплав для ножки и плафона, остальные детали и вставки — из латуни.

Помимо «неубиваемости» лампы Джордж старался сделать её максимально комфортной для человека. Прозрачные плафоны старых настольных ламп слепили глаза, рассеивали свет по всему пространству и создавали нежелательные отражения. Алюминиевый узкий абажур решил все эти проблемы.

Дизайн

В первой половине 20 века лампа выглядела как квинтэссенция остроумных технологических идей. При этом каждый человек понимал, для чего эта вещь предназначена и как ей пользоваться. Прежде всего она воплощала и воплощает интеллектуальную строгость, а не усердные попытки «соблазнить» потребителя внешностью.

Отсутствие украшательств сделало лампу неподвластной веяньям моды. Своей внешностью она как бы намекает, что рассчитана на нечто более серьёзное, чем просто пылиться на столе. Джордж говорил, что, включая лампу и приводя её в нужное положение, он будто проводил ритуал, который настраивал его на продуктивную работу.

После смерти Джорджа дизайном лампы занимались ещё 3 человека. Британский дизайнер Кеннет Гранж с 2003-2013 год работал директором дизайнерского отдела в Anglepoise. За это время он выпустил 3 модели. Во время работы над новыми лампами дизайнер сетовал, что сложно улучшить то, что и так совершенно.

В 2014 году модельер Пол Смит раскрасил лампу модели Anglepoise 75 и выпустил её в трёх цветовых вариантах. Яркие цвета первой модели символизируют лето, глубокие и насыщенные краски второй модели — осень. Для третьего варианта модельер использовал «визуальный лексикон» голландского художественного направления Де Стейл.

В 2016 году с компанией начал сотрудничать ещё один модельер — Маргарет Хауэлл. Она, как и Пол, выбрала модель Anglepoise 75 и создала три варианта расцветок. Но в отличие от него, модельный ряд Маргарет получился более спокойным. Для каждой лампы она использовала только один цвет.

Интересные факты

настольная лампа
Модель Navigator

Узнайте больше про мир ламп и вдохновляйтесь светом как искусством в наших статьях:

— Изящные дизайнерские светильники

— Огонь без пламени в светильниках Пола Фоклера

Компактный светильник от Molto Luce

Плоская лампа DISC от дизайн студии Robert Fehse

Универсальная лампа от дизайн бюро Hop Design

Автор публикации

Женя Кипина